«Культура речи и поведения»
Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)
Цель: Сформировать знания о культуре речи и культуре поведения.
Задачи:
Развивающая: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Обучающая: научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях.
Воспитывающая: воспитывать через ситуативные примеры положительные и отрицательные качества поведения; активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера.
Коррекционная: коррекция внимания, речи, развитие культуры общения.
Оборудование: телевизор, компьютер, презентации, видеоролики.
Методы воспитательной работы:
ИКТ (демонстрация презентации)
Беседа, дискуссия, рассказ.
Культура – это высокий уровень чего – ни будь, высокое развитие, умение.
Вежливость – форма проявления уважения к другому человеку, признания его достоинств.
Этикет - это правила поведения людей в обществе.
Ход занятия.
Учитель: Послушаем вместе притчу о мудром древнегреческом баснописце Эзопе.
Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям. /ПРОСМОТР ВИДЕО/
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
Учитель
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(ответы детей)
Тема нашего классного часа сегодня «Культура речи и поведения».
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет.
Речевой этикет – это формы обращения, приглашения, просьбы, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приветствия. Слово – это оружие, которым можно как порадовать человека, так и нанести рану.
Как вы понимаете выражение «речевой этикет?» (обсуждение).
Формулируем вывод: /СЛАЙД/
Речевой этикет - свод правил поведения, касающихся отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращения, поведения в общественных местах, манеры).
Самое первое требование – проявлять к окружающим, в частности к собеседнику, внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.
(Стихотворение читает ученик)
Пожалуйста, потише!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат -
Попробуйте все тихо рассказать.
О том, что вы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Обсуждение стихотворения, формулирование вывода.
А что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?
/СЛАЙД/ Итог: «Вежливость – форма проявления уважения к другому человеку, признания его достоинств».
Первое впечатление о человеке складывается и при знакомстве. Что обычно говорят при знакомстве?
/СЛАЙД/ Слова знакомства. 1. Меня зовут Семен. 2. Я хотел(а) бы с тобой познакомится. 3. Познакомьтесь, пожалуйста. 4. Разрешите вас познакомить с Катей. | Ответ. Таня, очень приятно. Хорошо. Давай знакомится. Рады познакомиться. Мы уже знакомы. (Миша, будем знакомы) |
При любом общении необходимо соблюдать определенные правила, которые нужны как говорящему, так и слушателю.
Задание классу.
Говорящий:
- произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника. Говорит кратко и только по делу. Обращается к собеседнику только по имени. Спрашивает, все ли ясно.
Слушающий:
- показывает взглядом, мимикой, доброжелательность, интерес, внимание. Старается не перебивать, не делает замечаний по поводу речевых ошибок. Поддерживает собеседника, развивая его мысль.
После того, как вы узнали правила общения, давайте познакомимся с их запретами.
Запреты на:
Тон Обидный Презрительный Крикливый Злой | Слова и выражения Грубые Оскорбляющие Насмешливые Категоричные | Доводы С угрозами С искажением мысли собеседника |
Объясните смысл каждой группы запретов.
О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.
М. Червинского (стихотворение читает ученик)
«Как его зовут?»
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Витя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Витька, Ванька, Толька.
- Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а прозвища, часто очень обидные. У поэта С. Михалкова есть хорошее стихотворение.
«Смешная фамилия» (Стихотворение читает ученик)
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоедов,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин!
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боиться,
А Чистунов слывёт свиньёй,
А Простачков - лисицей!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
- Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.
Давайте вспомним девять основных правил по культуре речи.
/СЛАЙД/ Правила «Культуры речи»
Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».
Не спеши высказать свои мысли.
Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
Не говори быстро, не проглатывай слова.
Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.
Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
Не давай прозвищ своим товарищам.
Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень, высокое развитие, умение.
-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Сегодня мы с вами так же поговорим и культуре в школе, вместе должны будем разработать с вами свод правил для нашего класса
Послушайте стихотворение «Перемена» (ученик)
Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
Обсуждение стихотворения.
«Внешний вид школьника»
Вопросы для обсуждения:
– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Как вы выглядите? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Попробуем на сегодняшнем классном часе определить, что нужно изменить в своем поведении:
Мои положительные качества | Мои отрицательные качества | Что мне нужно изменить в своем поведении … |
| | |
| | |
По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.
Согласны ли вы соблюдать их?
Что может помешать в нашему классу не соблюдать этих правил
Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?
(Заслушиваются ответы).
Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
/СЛАЙД/ Правила:
Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.
Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе.
Вырабатывайте в себе такие качества.
– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец, поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.
И так сегодня мы с вами подробно поговорили и разобрали такие слова как культура, вежливость, этикет. Давайте еще раз повторим.
Заключительное слово педагога: «Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих вас людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?