Классный час по правовому воспитанию в 5 классе
«Правила, обязательные для всех»
(Ситуативный практикум)
Цели и задачи классного часа:
развитие этических норм поведения в обществе;
воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.
Предварительная подготовка. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.
Ход классного часа
Культура поведения в общественных местах
Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.
Таким образом, человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.
Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.
А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.
1-й ученик: А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА? А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего Было сорок сыновей? Было сорок здоровенных — И не двадцать, И не тридцать, — Ровно сорок сыновей!
2-й ученик: Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, —
Это просто ерунда!
3-й ученик: А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА? А вы знаете, что КИ? Что собаки-пустолайки Научилися летать? Научились точно птицы, — Не как звери, Не как рыбы, — Точно ястребы летать!
4-й ученик: Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, как звери, Ну, как рыбы, Ну еще туда-сюда, А как ястребы, Как птицы, — Это просто ерунда! Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».
Учитель: Второе правило — правило точности. Труд,
общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.
Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты — лучше всех и все умеешь делать сам.
И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.
Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах
1-я ситуация.
Ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?
Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.
Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.
Как вы поступили бы в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты, решения проблемы.)
2-я ситуация.
Пятый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.
В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.
Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы.)
Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.
Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомься с этими «Не» повнимательнее.
Два учащихся читают поочередно:
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрыть рот, когда жуешь.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не передразнивай говорящего, даже если он заика.
Не садись раньше старшего без его разрешения.
Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
Не забудь снять головной убор, входя в дом.
Не повторяй слишком часто «я».
Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.
Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.
Не держи руки в карманах.
Не причесывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.
Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.
Не используй в своей речи сленг или слова-паразиты.
Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.
Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то справитесь с заданиями этой игры.
Я буду называть первую часть «правила хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак...
При разговоре с другом....
При входе в общественный транспорт....
В людных местах и на улице....
Входя в школу....
(Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.) В завершение классного часа учитель просит ребят объяснить, чему новому они научились на классном часе. Какие из четырех правил вежливости они запомнили? В ходе диалога с ребятами учитель подводит их к мысли о необходимости всегда и везде соблюдать правила вежливости.
Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 63 – 70.
9