СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Правила, обязательные для всех»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

 «Правила, обязательные для всех»

    (Ситуативный практикум)

 

Цели и задачи классного часа:

  • развитие этических норм поведения в обществе;
  • воспитание культуры речи, поведения в обществен­ных местах, уважения личности.

Предварительная подготовка. Учителю необходимо за­ранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сцена­рия классного часа и позаботиться о музыкальном офор­млении ситуативного практикума.

Ход классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родите­лями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библио­текарем, читателями; в магазине — с продавцами, кас­сирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожи­ми, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими — погово­ришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам об­ратишься с просьбой.

Таким образом, человек находится в постоянном об­щении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Правила, обязательные для всех»»

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

«Правила, обязательные для всех»

(Ситуативный практикум)


Цели и задачи классного часа:

  • развитие этических норм поведения в обществе;

  • воспитание культуры речи, поведения в обществен­ных местах, уважения личности.

Предварительная подготовка. Учителю необходимо за­ранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сцена­рия классного часа и позаботиться о музыкальном офор­млении ситуативного практикума.

Ход классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родите­лями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библио­текарем, читателями; в магазине — с продавцами, кас­сирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожи­ми, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими — погово­ришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам об­ратишься с просьбой.

Таким образом, человек находится в постоянном об­щении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.


























































































1-й ученик: А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА? А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего Было сорок сыновей? Было сорок здоровенных — И не двадцать, И не тридцать, — Ровно сорок сыновей!

2-й ученик: Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, —

Это просто ерунда!

3-й ученик: А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА? А вы знаете, что КИ? Что собаки-пустолайки Научилися летать? Научились точно птицы, — Не как звери, Не как рыбы, — Точно ястребы летать!

4-й ученик: Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь! Ну, как звери, Ну, как рыбы, Ну еще туда-сюда, А как ястребы, Как птицы, — Это просто ерунда! Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд,

общественная работа, развлечения часто бывают коллек­тивными, когда от каждого зависит успех. Поэтому вос­питанный человек должен быть точным. Точность нуж­на во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в шко­лу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.

Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не от­казываться от совета, не думать, что ты — лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льсти­вая вежливость может привести в итоге к плохим по­ступкам, а порой и к трагедии.


Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

1-я ситуация.

Ученики пятых классов выходят гурьбой после про­смотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями рас­талкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лест­нице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклю­жий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно про­ходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего маль­чика, и огорчение попавших в толкучку, которую созда­ли ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как вы поступили бы в данном случае? (Ребята пред­лагают свои варианты, решения проблемы.)

2-я ситуация.

Пятый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговарива­ют, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороже­ным и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каж­дый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к ос­тановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одеж­ду пассажиров, которые, конечно, выражают недоволь­ство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, кото­рые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомься с этими «Не» повнимательнее.

Два учащихся читают поочередно:

  • Не спеши первым сесть за стол.

  • Не разговаривай во время еды.

  • Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

  • Не чавкай.

  • Не рвись первым выскакивать в двери.

  • Не перебивай говорящего.

  • Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.

  • Не размахивай руками.

  • Не показывай пальцем на кого бы то ни было.


  • Не передразнивай говорящего, даже если он заи­ка.

  • Не садись раньше старшего без его разрешения.

  • Не протягивай руку первым при приветствии, по­дожди, пока старший поздоровается с тобой.

  • Не забудь снять головной убор, входя в дом.

  • Не повторяй слишком часто «я».

  • Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

  • Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необ­ходимости произнеси слово «Простите».

  • Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь неча­янно толкнул.

  • Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

  • Не держи руки в карманах.

  • Не причесывайся, где попало, для этого есть кори­дор, фойе.

  • Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

  • Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

  • Не используй в своей речи сленг или слова-пара­зиты.

  • Не считай себя центром Вселенной, это всегда по­может тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то спра­витесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правила хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не бол­тай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак...

  • При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т.д.).

  • Приветствуя старшего....

  • При разговоре с другом....

  • При входе в общественный транспорт....

  • В людных местах и на улице....

  • Входя в школу....

  • (Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от време­ни и настроения учеников.) В завершение классного часа учитель просит ребят объяснить, чему новому они научились на классном часе. Какие из четырех правил вежливости они запомнили? В ходе диалога с ребятами учитель подводит их к мысли о необходимости всегда и везде соблюдать правила вежливости.



Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 63 – 70.






9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!