СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Курить - здоровью вредить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Вознесенская СОШ»

учитель классов С(К)ОУ 8 вида

Чуракова С.К.

Классный час на тему «Курить – здоровью вредить»

Цели: определить вред курения и причины, побуждающие людей отравлять свой организм, пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи: - рассмотреть исторические корни традиции курения; сделать выводы о вредном влиянии табака на организм человека; воспитывать ответственность за своё здоровье; формировать осознанное отношение к последствиям вредных привычек; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Реквизит: книга М.Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок о курении Тома), плакат в виде сигареты со статьями о вреде курения, плакаты о составе табачного дыма и о его вредном воздействии на организм, раздаточный материал, мультимедийный проектор, памятки с правилами этикета о курении, пошаговом отказе от табакокурения.

Домашнее задание: нарисовать агитки на тему отказа от курения.

А) Подготовка к восприятию. Чтение стихотворения «Зачем курить?"

 

- сформулируйте тему классного часа.

         - о каком воздействии табака на организм человека будем вести речь?

         б) обсуждение плаката в виде сигареты

              -какие статьи вы прочитали?

              - о чём в них речь?

              - более подробно об этих темах мы поговорим сейчас.

Б) Ход классного часа.

   1)история проникновения табака в Европу

                       Табак – растение из Америки. В Европу его привёз К.Колумб. 27 октября 1492г он высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Колумб с частью экипажа отправился в Европу, а оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.

                       Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – привычная тяга к курению ( ? – наркотическое свойства табака).

                       К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию он был завезён в 1585году английскими купцами.

                      Борьба: В Италии табак был объявлен «забавой дьявола» - 5 монахов были даже заживо замурованы в монастырской стене за его употребление. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.

                     В России при царе Михаиле Фёдоровиче за курение на улице в 1 раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во 2 раз – отрезали нос или уши. А после пожара в Москве в 1634 г, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

                     Но в этой борьбе табак оказался победителем (? – идёт привыкание). Вернее, победили плантаторы, которые выращивали табак – он приносил баснословные прибыли.

  2) реакция организма на табачный дым.

                      Чтение отрывка о курении Тома.

                      - что произошло в детском организме?

Реакция: - расстройство сердечно – сосудистой системы (побледнение щёк)

                - расстройство нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, слабость)

                - расстройство органов пищеварения (рвота)

Частицы дыма – только одна из составляющих частей табака. В него так же входят: аммиак, радиоактивный элемент полоний, канцерогенные углероды (вызывают заболевание раком), синильная кислота, сероводород…

  3) работа с таблицей «Состав табачного дыма».

 4) разрушительное воздействие табака: - тепло. Температура дыма примерно на 40 градусов больше температуры воздуха – возникают микротрещины на эмали.

          

          - отложение табачного дёгтя – он накапливается в лёгких, зубы желтеют, специфический запах изо рта.

          - воспаляется слизистая рта и носоглотки.

          - усиленное выделение слюны – часть сплёвывается, а часть сглатывается с отравляющими веществами.

           - потеря аппетита, боли в желудке, гастриты, язвы.

           - заболевания лёгких – бронхит, туберкулёз, рак.

           - кислородное голодание, т.к. вдыхается углекислый газ.

Фильтры задерживают не более 20% вредных веществ!

        5) почему люди курят? Статистика: Россия занимает  1 место в мире по подростковому курению. В возрасте 12 -18 лет курят 60% мальчиков и 30% девочек.

а) причины ( дети помогают сформулировать): любопытство, подражание взрослым, специфический запах (некоторым нравится).

  Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всё более сильным.  б) механизм привыкания :

                        1. через 2 -3 минуты после проникновения в организм табачного дыма происходит кратковременное расширение сосудов мозга и ощущается как бы прилив сил на некоторое время

                        2. затем чувство прилива энергии исчезает, т.к. сосуды сужаются и курящий снова тянется за сигаретой

                        3. например, пообедав и закурив, приятные ощущения от приёма пищи относит не на счёт нормально идущего пищеварения, а на счёт курения.

                      Это закрепляется в сознании.

           6) как действует никотин на организм?

             а) Основное действующее вещество в табачном дыме – никотин.

 НИКОТИН очень сильный яд, действует на нервную систему, пищеварение, дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

                Действие: сначала раздражимость и возбудимость систем и органов, затем угнетение их. 1 капля никотина убивает 3 лошадей! У лечебных пиявок после приёма крови только что покурившего человека начинаются судороги!

               Отравление никотином: слюноотделение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость, головные боли, шум в ушах, учащённый пульс, сонливость.

               б) Чтение отрывока  «Том Сойер учится курить…» из книги  М.Твена «Приключения Тома Сойера» .

              При увеличении дозы может произойти и непоправимое: смерть юноши от 1 сигареты,  смерть победителя конкурса курильщиков (60сигарет). Кому нужна такая победа?

             в)  Работа с таблицей «Действие никотина на органы человека»

             г) Выступления детей:

 

В России курят 77% мужчин, 27% женщин и 42% детей и подростков. Всего в стране выкуривают примерно 300 миллиардов сигарет в год - по 103 пачки на каждого россиянина, включая новорожденных.

В Нью-Йорке принят закон, согласно которому курение в общественных местах будет караться штрафом в 1000 долларов или годом тюремного заключения. В России штраф составляет 1500 рублей.

Каждый год в третий четверг ноября во всем мире отмечает День борьбы против курения. Цель глобальной акции - привлечь внимание общества к проблеме вреда, наносимого пристрастием к курению. Врачи предлагают курильщикам хотя бы на этот день отказаться от вредной привычки. Однако, по статистике, бросить курить с первой попытки получается у менее 20 % курильщиков.  

        7) выбор: курение или здоровье?

              а) Статистика: 1 затяжка снижает жизнь на 1 вдох, 1 сигарета – на 1 минуту. Ежегодно умирает около миллиона человек от заболеваний, связанных с курением.

              б) Табак и болезни. Курение:

                          1. резко повышает заболевания дыхательных путей.

                          2. способствует возникновению рака. Табачный дёготь – скопище канцерогенов, первопричина – входящий в состав дыма радиоактивный полоний. 1 пачка сигарет в день содержит в 3,5 раза больше дозы облучения по защите от радиации. 90%рак лёгких у курильщиков, так же повышается риск развития рака пищевода, поджелудочной железы.

                         3. заболевания сердца (гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт…)

                         4. гангрена ног. Суть заболевания: резко сужаются кровеносные сосуды ног, нарушается питание тканей, затем омертвение (гангрена).

                         5. язва. После выкуривания сигареты в желудке возникают симптомы гастрита: снижается или резко повышается активность желудочного сока , затем теряется аппетит, пища в желудке задерживается, раздражая его стенки.

                в) Курение и потомство. Работа с таблицей.

                        -преждевременная старость

                        - учащение пульса у плода

                        -выкидыши, мертворожденные…

               г) Решите задачу:

 Смертельная доза никотина -1 мг на 1 кг массы. В одной сигарете содержится 3 -15 мг (среднеарифметич. 6). Рассчитайте,  выкуривание скольких сигарет сразу составляет смертельную дозу для вас?

Если вес 50 кг, то смертельной дозой может быть 6 сигарет. (50*6=300 мг., 300: 6=6)

       8) вред не только себе, но и обществу.

Дети помогают сформулировать:

                       - вынужденное пассивное курение окружающих

                       - пожары

                       - этический и эстетический аспект

                       - загрязнение окружающей среды

На доске таблица: Ежегодно- 3 520 000 окурков

                                                   720 т синильной кислоты

                                                   384 000т аммиака

                                                   108 000т никотина

                                                   600 000т дёгтя

                                                   550 000т углекислого газа

                                                   Ущерб от пожаров, больничных листов от заболеваний                                   

                                                   невозможно посчитать…

   9) Обсуждение рисунков детей. Работа с раздаточным материалом.

В) Рефлексия.

     а) Мои аргументы против курения:

       (Дети формируют, а учитель на доске записывает)

               - курение разрушает организм

               - курение приводит к неизлечимым болезням

               - курение снижает физическую активность

               - курение «облегчает» кошелёк

               - никотин забирает свободу, человек становится его рабом …

    б) Курение запрещено:

(читают ученики по очереди – по одному правилу)

  • В вагонах поездов, электричках
  • В салонах теплоходов
  • В танцзалах
  • В  школьных помещениях, больницах, офисах
  • В присутствии больного человека, ребёнка
  • В присутствии здорового, но не курящего человека
  • В подъездах домов
  • Во время танца, даже если вы танцуете на улице.

 

 При их отсутствии мест для курения курить можно только на улице, но не перед входом.

    г) Вывод     

       а)  - Какое воздействие оказывает никотин на организм человека?

            - Как же бросить курить? (дети сами формируют этапы)

       б) Работа с тактикой «малых шагов». Учитель раздаёт памятку детям.

               

 

Как бросить курить.

  1. Не покупайте сигареты про запас.
  2. Держите сигареты вдали от рабочего места, уберите их с глаз.
  3. Откажитесь от чужих сигарет.
  4. Перед затяжкой сделайте 3 глубоких вдоха – может, желание пройдёт
  5. После первой затяжки погасите сигарету. Затягивайтесь через раз. Один раз просто держите дым во рту.
  6. Первая сигарета – не ранее, чем через 10 – 20 минут после приёма пищи.
  7. Не курите в закрытом помещении, при ходьбе, на природе.
  8. Прежде, чем закурить, выждите 2 – 3 минуты, желание может пройти.
  9. Не курите более 1 сигареты за час.
  10. Не затягивайтесь.
  11. Выкуривайте сигарету не более чем на две трети, т.к. первые затяжки менее вредны.
  12. Выбирайте сигареты с низким содержанием никотина.
  13. Меньше держите сигарету во рту.
  14. Применяйте полоскание рта раствором соды – она делает вкус дыма неприятным.
  15. Применяйте «отвлекающий момент» - леденцы,  спортивные упражнения.

 

Бросить курить и можно, и необходимо!

Дорого вам здоровья!

д) Заключение.

 О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно сказал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!»:

Я сегодня дышу как слон

походка моя легка,   

и ночь пронеслась, как чудесный сон,

без единого кашля и плевка…

я стал определённый весельчак и остряк –

ну просто душа общества.

Я порозовел и пополнел в лице, забыл и гриппы и кровать.

Граждане, вас интересует рецепт?

Открыть? Или… не открывать?

…сообщаю: граждане – я

Сегодня – бросил курить.

е) Домашнее задание.   

 Заполните таблицу самостоятельно и на следующем классном часе по результатам вашей работы мы сделаем вывод: а нужно ли вообще начинать курить?

 

 

Причины, которые оправдывают курение

 

Причины, по которым стоить бросить курить

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Курить - здоровью вредить"»

Чуракова С.К., учитель классов СКОУ 8 вида


Классный час на тему «Курить – здоровью вредить»


Цели: определить вред курения и причины, побуждающие людей отравлять свой организм.

Задачи: рассмотреть исторические корни традиции курения; сделать выводы о вредном влиянии табак на организм человека.

Реквизит: книга М.Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок о курении Тома), плакат в виде сигареты со статьями о вреде курения, плакаты о составе табачного дыма и о его вредном воздействии на организм, памятки с правилами этикета о курении, пошаговом отказе от табакокурения.

Домашнее задание: нарисовать сигаретные пачки, иллюстрируя их рисунками и слоганами о вреде курения.

А) Подготовка к восприятию. Введение.


а ) чтение стихотворения «Зачем курить?»

- сформулируйте тему классного часа.

- о каком воздействии табака на организм человека будем вести речь?

б) обсуждение плаката в виде сигареты

-какие статьи вы прочитали?

- о чём в них речь?

- более подробно об этих темах мы поговорим сейчас.




Б) Ход классного часа.

1)история проникновения табака в Европу

Табак – растение из Америки. В Европу его привёз К.Колумб. 27 октября 1492г он высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Колумб с частью экипажа отправился в Европу, а оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.

Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – привычная тяга к курению ( ? – наркотическое свойства табака).

К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию он был завезён в 1585году английскими купцами.

Борьба: В Италии табак был объявлен «забавой дьявола» - 5 монахов были даже заживо замурованы в монастырской стене за его употребление. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.

В России при царе Михаиле Фёдоровиче за курение на улице в 1 раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во 2 раз – отрезали нос или уши. А после пожара в Москве в 1634 г, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Но в этой борьбе табак оказался победителем (? – идёт привыкание). Вернее, победили плантаторы, которые выращивали табак – он приносил баснословные прибыли.


2) реакция организма на табачный дым.

Чтение отрывка о курении Тома.

- что произошло в детском организме?

Реакция: - расстройство сердечно – сосудистой системы (побледнение щёк)

- расстройство нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, слабость)

- расстройство органов пищеварения (рвота)

Частицы дыма – только одна из составляющих частей табака. В него так же входят: аммиак, радиоактивный элемент полоний, канцерогенные углероды (вызывают заболевание раком), синильная кислота, сероводород…


3) работа с таблицей «Состав табачного дыма».


4) разрушительное воздействие табака .

- тепло. Температура дыма примерно на 40 градусов больше температуры воздуха – возникают микротрещины на эмали зуба.

- отложение табачного дёгтя – он накапливается в лёгких, зубы желтеют, специфический запах изо рта.

- воспаляется слизистая рта и носоглотки.

- усиленное выделение слюны – часть сплёвывается, а часть сглатывается с отравляющими веществами.

- потеря аппетита, боли в желудке, гастриты, язвы.

- заболевания лёгких – бронхит, туберкулёз, рак.

- кислородное голодание, т.к. вдыхается углекислый газ.

Фильтры задерживают не более 20% вредных веществ!


5) почему люди курят?

Статистика: Россия занимает 1 место в мире по подростковому курению. В возрасте 12 -18 лет курят 60% мальчиков и 30% девочек.

а) причины ( дети помогают сформулировать):

- любопытство

- подражание взрослым

- специфический запах (некоторым нравится)

Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всё более сильным.

б) механизм привыкания :

1. через 2 -3 минуты после проникновения в организм табачного дыма происходит кратковременное расширение сосудов мозга и ощущается как бы прилив сил на некоторое время

2. затем чувство прилива энергии исчезает, т.к. сосуды сужаются и курящий снова тянется за сигаретой

3. например, пообедав и закурив, приятные ощущения от приёма пищи относит не на счёт нормально идущего пищеварения, а на счёт курения.

Это закрепляется в сознании.


6) как действует никотин на организм?

а) Основное действующее вещество в табачном дыме – никотин.

НИКОТИН очень сильный яд, действует на нервную систему, пищеварение, дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

Действие: сначала раздражимость и возбудимость систем и органов, затем угнетение их. 1 капля никотина убивает 3 лошадей! У лечебных пиявок после приёма крови только что покурившего человека начинаются судороги!

Отравление никотином: слюноотделение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость, головные боли, шум в ушах, учащённый пульс, сонливость.

б) Чтение отрывока «Том Сойер учится курить…» из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера» .

При увеличении дозы может произойти и непоправимое: смерть юноши от 1 сигареты, смерть победителя конкурса курильщиков (60сигарет). Кому нужна такая победа?

в) Работа с таблицей «Действие никотина на органы человека»

г) Выступления детей (ситуации)


7) выбор: курение или здоровье?

а)Статистика: 1 затяжка снижает жизнь еа 1 вдох, 1 сигарета – на 1 минуту. Ежегодно умирает около миллиона человек от заболеваний, связанных с курением.

б) Табак и болезни. Курение:

1. резко повышает заболевания дыхательных путей.

2. способствует возникновению рака. Табачный дёготь – скопище канцерогенов, первопричина – входящий в состав дыма радиоактивный полоний. 1 пачка сигарет в день содержит в 3,5 раза больше дозы облучения по защите от радиации. 90%рак лёгких у курильщиков, так же повышается риск развития рака пищевода, поджелудочной железы.

3. заболевания сердца (гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт…)

4. гангрена ног. Суть заболевания: резко сужаются кровеносные сосуды ног, нарушается питание тканей, затем омертвение (гангрена).

5. язва. После выкуривания сигареты в желудке возникают симптомы гастрита: снижается или резко повышается активность желудочного сока , затем теряется аппетит, пища в желудке задерживается, раздражая его стенки.

в) Курение и потомство. Работа с таблицей.

-преждевременная старость

- учащение пульса у плода

-выкидыши, мертворожденные…

г) Решите задачу:

Смертельная доза никотина -1 мг на 1 кг массы. В одной сигарете содержится 3 -15 мг (среднеарифметич. 6). Рассчитайте, выкуривание скольких сигарет сразу составляет смертельную дозу для вас?

Если вес 50 кг, то смертельной дозой может быть 6 сигарет. (50*6=300 мг., 300: 6=6)


8) вред не только себе, но и обществу.

Дети помогают сформулировать:

- вынужденное пассивное курение окружающих

- пожары

- этический и эстетический аспект

- загрязнение окружающей среды

На доске таблица: Ежегодно- 3 520 000 окурков

720 т синильной кислоты

384 000т аммиака

108 000т никотина

600 000т дёгтя

550 000т углекислого газа

Ущерб от пожаров, больничных листов от заболеваний

невозможно посчитать…

-


9) Обсуждение рисунков детей.

Почему вы рисовали пачки в таком виде?


В) Рефлексия.





а) Мои аргументы против курения:

(Дети формируют, а учитель на доске записывает)

- курение разрушает организм

- курение приводит к неизлечимым болезням

- курение снижает физическую активность

- курение «облегчает» кошелёк

- никотин забирает свободу, человек становится его рабом …


б) Курение запрещено:

(читают ученики по очереди – по одному правилу)

  • В вагонах поездов, электричках

  • В салонах теплоходов

  • В танцзалах

  • В школьных помещениях, больницах, офисах

  • В присутствии больного человека, ребёнка

  • В присутствии здорового, но не курящего человека

  • В подъездах домов

  • Во время танца, даже если вы танцуете на улице.


В театре, на концерте, в музее курят только в специально отведённых для этого местах. При их отсутствии курить можно только на улице, но не перед входом.


г) Вывод

а) - Какое воздействие оказывает никотин на организм человека?

- Как же бросить курить? (дети сами формируют этапы)

б) Работа с тактикой «малых шагов». Учитель раздаёт памятку детям.


Как бросить курить.

  1. Не покупайте сигареты про запас.

  2. Держите сигареты вдали от рабочего места, уберите их с глаз.

  3. Откажитесь от чужих сигарет.

  4. Перед затяжкой сделайте 3 глубоких вдоха – может, желание пройдёт

  5. После первой затяжки погасите сигарету. Затягивайтесь через раз. Один раз просто держите дым во рту.

  6. Первая сигарета – не ранее, чем через 10 – 20 минут после приёма пищи.

  7. Не курите в закрытом помещении, при ходьбе, на природе.

  8. Прежде, чем закурить, выждите 2 – 3 минуты, желание может пройти.

  9. Не курите более 1 сигареты за час.

  10. Не затягивайтесь.

  11. Выкуривайте сигарету не более чем на две трети, т.к. первые затяжки менее вредны.

  12. Выбирайте сигареты с низким содержанием никотина.

  13. Меньше держите сигарету во рту.

  14. Применяйте полоскание рта раствором соды – она делает вкус дыма неприятным.

  15. Применяйте «отвлекающий момент» - леденцы, спортивные упражнения.


Бросить курить и можно, и необходимо!

Дорого вам здоровья!


д) Заключение. О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно сказал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!»:

Я сегодня дышу как слон

походка моя легка,

и ночь пронеслась, как чудесный сон,

без единого кашля и плевка…

я стал определённый весельчак и остряк –

ну просто душа общества.

Я порозовел и пополнел в лице, забыл и гриппы и кровать.

Граждане, вас интересует рецепт?

Открыть? Или… не открывать?

…сообщаю: граждане – я

Сегодня – бросил курить.

е) Домашнее задание. Заполните таблицу самостоятельно и на следующем классном часе по результатам вашей работы мы сделаем вывод: а нужно ли вообще начинать курить? Так же подумайте над тем, какие законопроекты можно предложить правительству об ограничении курения.


Причины, которые оправдывают курение


Причины, по которым стоить бросить курить













5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!