МБОУ «Вознесенская СОШ»
учитель классов С(К)ОУ 8 вида
Чуракова С.К.
Классный час на тему «Курить – здоровью вредить»
Цели: определить вред курения и причины, побуждающие людей отравлять свой организм, пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи: - рассмотреть исторические корни традиции курения; сделать выводы о вредном влиянии табака на организм человека; воспитывать ответственность за своё здоровье; формировать осознанное отношение к последствиям вредных привычек; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Реквизит: книга М.Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок о курении Тома), плакат в виде сигареты со статьями о вреде курения, плакаты о составе табачного дыма и о его вредном воздействии на организм, раздаточный материал, мультимедийный проектор, памятки с правилами этикета о курении, пошаговом отказе от табакокурения.
Домашнее задание: нарисовать агитки на тему отказа от курения.
А) Подготовка к восприятию. Чтение стихотворения «Зачем курить?"
- сформулируйте тему классного часа.
- о каком воздействии табака на организм человека будем вести речь?
б) обсуждение плаката в виде сигареты
-какие статьи вы прочитали?
- о чём в них речь?
- более подробно об этих темах мы поговорим сейчас.
Б) Ход классного часа.
1)история проникновения табака в Европу
Табак – растение из Америки. В Европу его привёз К.Колумб. 27 октября 1492г он высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Колумб с частью экипажа отправился в Европу, а оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.
Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – привычная тяга к курению ( ? – наркотическое свойства табака).
К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию он был завезён в 1585году английскими купцами.
Борьба: В Италии табак был объявлен «забавой дьявола» - 5 монахов были даже заживо замурованы в монастырской стене за его употребление. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.
В России при царе Михаиле Фёдоровиче за курение на улице в 1 раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во 2 раз – отрезали нос или уши. А после пожара в Москве в 1634 г, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Но в этой борьбе табак оказался победителем (? – идёт привыкание). Вернее, победили плантаторы, которые выращивали табак – он приносил баснословные прибыли.
2) реакция организма на табачный дым.
Чтение отрывка о курении Тома.
- что произошло в детском организме?
Реакция: - расстройство сердечно – сосудистой системы (побледнение щёк)
- расстройство нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, слабость)
- расстройство органов пищеварения (рвота)
Частицы дыма – только одна из составляющих частей табака. В него так же входят: аммиак, радиоактивный элемент полоний, канцерогенные углероды (вызывают заболевание раком), синильная кислота, сероводород…
3) работа с таблицей «Состав табачного дыма».
4) разрушительное воздействие табака: - тепло. Температура дыма примерно на 40 градусов больше температуры воздуха – возникают микротрещины на эмали.
- отложение табачного дёгтя – он накапливается в лёгких, зубы желтеют, специфический запах изо рта.
- воспаляется слизистая рта и носоглотки.
- усиленное выделение слюны – часть сплёвывается, а часть сглатывается с отравляющими веществами.
- потеря аппетита, боли в желудке, гастриты, язвы.
- заболевания лёгких – бронхит, туберкулёз, рак.
- кислородное голодание, т.к. вдыхается углекислый газ.
Фильтры задерживают не более 20% вредных веществ!
5) почему люди курят? Статистика: Россия занимает 1 место в мире по подростковому курению. В возрасте 12 -18 лет курят 60% мальчиков и 30% девочек.
а) причины ( дети помогают сформулировать): любопытство, подражание взрослым, специфический запах (некоторым нравится).
Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всё более сильным. б) механизм привыкания :
1. через 2 -3 минуты после проникновения в организм табачного дыма происходит кратковременное расширение сосудов мозга и ощущается как бы прилив сил на некоторое время
2. затем чувство прилива энергии исчезает, т.к. сосуды сужаются и курящий снова тянется за сигаретой
3. например, пообедав и закурив, приятные ощущения от приёма пищи относит не на счёт нормально идущего пищеварения, а на счёт курения.
Это закрепляется в сознании.
6) как действует никотин на организм?
а) Основное действующее вещество в табачном дыме – никотин.
НИКОТИН очень сильный яд, действует на нервную систему, пищеварение, дыхательную и сердечно – сосудистую системы.
Действие: сначала раздражимость и возбудимость систем и органов, затем угнетение их. 1 капля никотина убивает 3 лошадей! У лечебных пиявок после приёма крови только что покурившего человека начинаются судороги!
Отравление никотином: слюноотделение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость, головные боли, шум в ушах, учащённый пульс, сонливость.
б) Чтение отрывока «Том Сойер учится курить…» из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера» .
При увеличении дозы может произойти и непоправимое: смерть юноши от 1 сигареты, смерть победителя конкурса курильщиков (60сигарет). Кому нужна такая победа?
в) Работа с таблицей «Действие никотина на органы человека»
г) Выступления детей:
В России курят 77% мужчин, 27% женщин и 42% детей и подростков. Всего в стране выкуривают примерно 300 миллиардов сигарет в год - по 103 пачки на каждого россиянина, включая новорожденных.
В Нью-Йорке принят закон, согласно которому курение в общественных местах будет караться штрафом в 1000 долларов или годом тюремного заключения. В России штраф составляет 1500 рублей.
Каждый год в третий четверг ноября во всем мире отмечает День борьбы против курения. Цель глобальной акции - привлечь внимание общества к проблеме вреда, наносимого пристрастием к курению. Врачи предлагают курильщикам хотя бы на этот день отказаться от вредной привычки. Однако, по статистике, бросить курить с первой попытки получается у менее 20 % курильщиков.
7) выбор: курение или здоровье?
а) Статистика: 1 затяжка снижает жизнь на 1 вдох, 1 сигарета – на 1 минуту. Ежегодно умирает около миллиона человек от заболеваний, связанных с курением.
б) Табак и болезни. Курение:
1. резко повышает заболевания дыхательных путей.
2. способствует возникновению рака. Табачный дёготь – скопище канцерогенов, первопричина – входящий в состав дыма радиоактивный полоний. 1 пачка сигарет в день содержит в 3,5 раза больше дозы облучения по защите от радиации. 90%рак лёгких у курильщиков, так же повышается риск развития рака пищевода, поджелудочной железы.
3. заболевания сердца (гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт…)
4. гангрена ног. Суть заболевания: резко сужаются кровеносные сосуды ног, нарушается питание тканей, затем омертвение (гангрена).
5. язва. После выкуривания сигареты в желудке возникают симптомы гастрита: снижается или резко повышается активность желудочного сока , затем теряется аппетит, пища в желудке задерживается, раздражая его стенки.
в) Курение и потомство. Работа с таблицей.
-преждевременная старость
- учащение пульса у плода
-выкидыши, мертворожденные…
г) Решите задачу:
Смертельная доза никотина -1 мг на 1 кг массы. В одной сигарете содержится 3 -15 мг (среднеарифметич. 6). Рассчитайте, выкуривание скольких сигарет сразу составляет смертельную дозу для вас?
Если вес 50 кг, то смертельной дозой может быть 6 сигарет. (50*6=300 мг., 300: 6=6)
8) вред не только себе, но и обществу.
Дети помогают сформулировать:
- вынужденное пассивное курение окружающих
- пожары
- этический и эстетический аспект
- загрязнение окружающей среды
На доске таблица: Ежегодно- 3 520 000 окурков
720 т синильной кислоты
384 000т аммиака
108 000т никотина
600 000т дёгтя
550 000т углекислого газа
Ущерб от пожаров, больничных листов от заболеваний
невозможно посчитать…
9) Обсуждение рисунков детей. Работа с раздаточным материалом.
В) Рефлексия.
а) Мои аргументы против курения:
(Дети формируют, а учитель на доске записывает)
- курение разрушает организм
- курение приводит к неизлечимым болезням
- курение снижает физическую активность
- курение «облегчает» кошелёк
- никотин забирает свободу, человек становится его рабом …
б) Курение запрещено:
(читают ученики по очереди – по одному правилу)
- В вагонах поездов, электричках
- В салонах теплоходов
- В танцзалах
- В школьных помещениях, больницах, офисах
- В присутствии больного человека, ребёнка
- В присутствии здорового, но не курящего человека
- В подъездах домов
- Во время танца, даже если вы танцуете на улице.
При их отсутствии мест для курения курить можно только на улице, но не перед входом.
г) Вывод
а) - Какое воздействие оказывает никотин на организм человека?
- Как же бросить курить? (дети сами формируют этапы)
б) Работа с тактикой «малых шагов». Учитель раздаёт памятку детям.
Как бросить курить.
- Не покупайте сигареты про запас.
- Держите сигареты вдали от рабочего места, уберите их с глаз.
- Откажитесь от чужих сигарет.
- Перед затяжкой сделайте 3 глубоких вдоха – может, желание пройдёт
- После первой затяжки погасите сигарету. Затягивайтесь через раз. Один раз просто держите дым во рту.
- Первая сигарета – не ранее, чем через 10 – 20 минут после приёма пищи.
- Не курите в закрытом помещении, при ходьбе, на природе.
- Прежде, чем закурить, выждите 2 – 3 минуты, желание может пройти.
- Не курите более 1 сигареты за час.
- Не затягивайтесь.
- Выкуривайте сигарету не более чем на две трети, т.к. первые затяжки менее вредны.
- Выбирайте сигареты с низким содержанием никотина.
- Меньше держите сигарету во рту.
- Применяйте полоскание рта раствором соды – она делает вкус дыма неприятным.
- Применяйте «отвлекающий момент» - леденцы, спортивные упражнения.
Бросить курить и можно, и необходимо!
Дорого вам здоровья!
|
д) Заключение.
О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно сказал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!»:
Я сегодня дышу как слон
походка моя легка,
и ночь пронеслась, как чудесный сон,
без единого кашля и плевка…
я стал определённый весельчак и остряк –
ну просто душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице, забыл и гриппы и кровать.
Граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? Или… не открывать?
…сообщаю: граждане – я
Сегодня – бросил курить.
е) Домашнее задание.
Заполните таблицу самостоятельно и на следующем классном часе по результатам вашей работы мы сделаем вывод: а нужно ли вообще начинать курить?
Причины, которые оправдывают курение
|
Причины, по которым стоить бросить курить
|
|
|
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Курить - здоровью вредить"»
Чуракова С.К., учитель классов СКОУ 8 вида
Классный час на тему «Курить – здоровью вредить»
Цели: определить вред курения и причины, побуждающие людей отравлять свой организм.
Задачи: рассмотреть исторические корни традиции курения; сделать выводы о вредном влиянии табак на организм человека.
Реквизит: книга М.Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок о курении Тома), плакат в виде сигареты со статьями о вреде курения, плакаты о составе табачного дыма и о его вредном воздействии на организм, памятки с правилами этикета о курении, пошаговом отказе от табакокурения.
Домашнее задание: нарисовать сигаретные пачки, иллюстрируя их рисунками и слоганами о вреде курения.
А) Подготовка к восприятию. Введение.
а ) чтение стихотворения «Зачем курить?»
- сформулируйте тему классного часа.
- о каком воздействии табака на организм человека будем вести речь?
б) обсуждение плаката в виде сигареты
-какие статьи вы прочитали?
- о чём в них речь?
- более подробно об этих темах мы поговорим сейчас.
Б) Ход классного часа.
1)история проникновения табака в Европу
Табак – растение из Америки. В Европу его привёз К.Колумб. 27 октября 1492г он высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Колумб с частью экипажа отправился в Европу, а оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.
Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – привычная тяга к курению ( ? – наркотическое свойства табака).
К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию он был завезён в 1585году английскими купцами.
Борьба: В Италии табак был объявлен «забавой дьявола» - 5 монахов были даже заживо замурованы в монастырской стене за его употребление. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.
В России при царе Михаиле Фёдоровиче за курение на улице в 1 раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во 2 раз – отрезали нос или уши. А после пожара в Москве в 1634 г, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Но в этой борьбе табак оказался победителем (? – идёт привыкание). Вернее, победили плантаторы, которые выращивали табак – он приносил баснословные прибыли.
2) реакция организма на табачный дым.
Чтение отрывка о курении Тома.
- что произошло в детском организме?
Реакция: - расстройство сердечно – сосудистой системы (побледнение щёк)
- расстройство нервной системы (тошнота, рвота, головокружение, слабость)
- расстройство органов пищеварения (рвота)
Частицы дыма – только одна из составляющих частей табака. В него так же входят: аммиак, радиоактивный элемент полоний, канцерогенные углероды (вызывают заболевание раком), синильная кислота, сероводород…
3) работа с таблицей «Состав табачного дыма».
4) разрушительное воздействие табака .
- тепло. Температура дыма примерно на 40 градусов больше температуры воздуха – возникают микротрещины на эмали зуба.
- отложение табачного дёгтя – он накапливается в лёгких, зубы желтеют, специфический запах изо рта.
- воспаляется слизистая рта и носоглотки.
- усиленное выделение слюны – часть сплёвывается, а часть сглатывается с отравляющими веществами.
- потеря аппетита, боли в желудке, гастриты, язвы.
- заболевания лёгких – бронхит, туберкулёз, рак.
- кислородное голодание, т.к. вдыхается углекислый газ.
Фильтры задерживают не более 20% вредных веществ!
5) почему люди курят?
Статистика: Россия занимает 1 место в мире по подростковому курению. В возрасте 12 -18 лет курят 60% мальчиков и 30% девочек.
а) причины ( дети помогают сформулировать):
- любопытство
- подражание взрослым
- специфический запах (некоторым нравится)
Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится всё более сильным.
б) механизм привыкания :
1. через 2 -3 минуты после проникновения в организм табачного дыма происходит кратковременное расширение сосудов мозга и ощущается как бы прилив сил на некоторое время
2. затем чувство прилива энергии исчезает, т.к. сосуды сужаются и курящий снова тянется за сигаретой
3. например, пообедав и закурив, приятные ощущения от приёма пищи относит не на счёт нормально идущего пищеварения, а на счёт курения.
Это закрепляется в сознании.
6) как действует никотин на организм?
а) Основное действующее вещество в табачном дыме – никотин.
НИКОТИН очень сильный яд, действует на нервную систему, пищеварение, дыхательную и сердечно – сосудистую системы.
Действие: сначала раздражимость и возбудимость систем и органов, затем угнетение их. 1 капля никотина убивает 3 лошадей! У лечебных пиявок после приёма крови только что покурившего человека начинаются судороги!
Отравление никотином: слюноотделение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, головокружение, сонливость, головные боли, шум в ушах, учащённый пульс, сонливость.
б) Чтение отрывока «Том Сойер учится курить…» из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера» .
При увеличении дозы может произойти и непоправимое: смерть юноши от 1 сигареты, смерть победителя конкурса курильщиков (60сигарет). Кому нужна такая победа?
в) Работа с таблицей «Действие никотина на органы человека»
г) Выступления детей (ситуации)
7) выбор: курение или здоровье?
а)Статистика: 1 затяжка снижает жизнь еа 1 вдох, 1 сигарета – на 1 минуту. Ежегодно умирает около миллиона человек от заболеваний, связанных с курением.
б) Табак и болезни. Курение:
1. резко повышает заболевания дыхательных путей.
2. способствует возникновению рака. Табачный дёготь – скопище канцерогенов, первопричина – входящий в состав дыма радиоактивный полоний. 1 пачка сигарет в день содержит в 3,5 раза больше дозы облучения по защите от радиации. 90%рак лёгких у курильщиков, так же повышается риск развития рака пищевода, поджелудочной железы.
3. заболевания сердца (гипертония, стенокардия, инфаркт, инсульт…)
4. гангрена ног. Суть заболевания: резко сужаются кровеносные сосуды ног, нарушается питание тканей, затем омертвение (гангрена).
5. язва. После выкуривания сигареты в желудке возникают симптомы гастрита: снижается или резко повышается активность желудочного сока , затем теряется аппетит, пища в желудке задерживается, раздражая его стенки.
в) Курение и потомство. Работа с таблицей.
-преждевременная старость
- учащение пульса у плода
-выкидыши, мертворожденные…
г) Решите задачу:
Смертельная доза никотина -1 мг на 1 кг массы. В одной сигарете содержится 3 -15 мг (среднеарифметич. 6). Рассчитайте, выкуривание скольких сигарет сразу составляет смертельную дозу для вас?
Если вес 50 кг, то смертельной дозой может быть 6 сигарет. (50*6=300 мг., 300: 6=6)
8) вред не только себе, но и обществу.
Дети помогают сформулировать:
- вынужденное пассивное курение окружающих
- пожары
- этический и эстетический аспект
- загрязнение окружающей среды
На доске таблица: Ежегодно- 3 520 000 окурков
720 т синильной кислоты
384 000т аммиака
108 000т никотина
600 000т дёгтя
550 000т углекислого газа
Ущерб от пожаров, больничных листов от заболеваний
невозможно посчитать…
-
9) Обсуждение рисунков детей.
Почему вы рисовали пачки в таком виде?
В) Рефлексия.
а) Мои аргументы против курения:
(Дети формируют, а учитель на доске записывает)
- курение разрушает организм
- курение приводит к неизлечимым болезням
- курение снижает физическую активность
- курение «облегчает» кошелёк
- никотин забирает свободу, человек становится его рабом …
б) Курение запрещено:
(читают ученики по очереди – по одному правилу)
В вагонах поездов, электричках
В салонах теплоходов
В танцзалах
В школьных помещениях, больницах, офисах
В присутствии больного человека, ребёнка
В присутствии здорового, но не курящего человека
В подъездах домов
Во время танца, даже если вы танцуете на улице.
В театре, на концерте, в музее курят только в специально отведённых для этого местах. При их отсутствии курить можно только на улице, но не перед входом.
г) Вывод
а) - Какое воздействие оказывает никотин на организм человека?
- Как же бросить курить? (дети сами формируют этапы)
б) Работа с тактикой «малых шагов». Учитель раздаёт памятку детям.
Как бросить курить. Не покупайте сигареты про запас. Держите сигареты вдали от рабочего места, уберите их с глаз. Откажитесь от чужих сигарет. Перед затяжкой сделайте 3 глубоких вдоха – может, желание пройдёт После первой затяжки погасите сигарету. Затягивайтесь через раз. Один раз просто держите дым во рту. Первая сигарета – не ранее, чем через 10 – 20 минут после приёма пищи. Не курите в закрытом помещении, при ходьбе, на природе. Прежде, чем закурить, выждите 2 – 3 минуты, желание может пройти. Не курите более 1 сигареты за час. Не затягивайтесь. Выкуривайте сигарету не более чем на две трети, т.к. первые затяжки менее вредны. Выбирайте сигареты с низким содержанием никотина. Меньше держите сигарету во рту. Применяйте полоскание рта раствором соды – она делает вкус дыма неприятным. Применяйте «отвлекающий момент» - леденцы, спортивные упражнения. Бросить курить и можно, и необходимо! Дорого вам здоровья! |
д) Заключение. О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно сказал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!»:
Я сегодня дышу как слон
походка моя легка,
и ночь пронеслась, как чудесный сон,
без единого кашля и плевка…
я стал определённый весельчак и остряк –
ну просто душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице, забыл и гриппы и кровать.
Граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? Или… не открывать?
…сообщаю: граждане – я
Сегодня – бросил курить.
е) Домашнее задание. Заполните таблицу самостоятельно и на следующем классном часе по результатам вашей работы мы сделаем вывод: а нужно ли вообще начинать курить? Так же подумайте над тем, какие законопроекты можно предложить правительству об ограничении курения.
Причины, которые оправдывают курение | Причины, по которым стоить бросить курить |
| |
5