МОУ Володарская СОШ Чердаклинского района Ульяновской области
Классный час «Лекарства»
4 класс
Подготовили и провели
Глазкова Татьяна Алексеевна
Кудрявцева Мария Владимировна
Тема занятия Лекарства
Цель: Формирование понятий о влиянии на организм человека лекарственных препаратов
Задачи: 1.формирование понятий «здоровье» (физическое, психическое, душевное), «болезнь», «защитные барьеры организма», «лекарства», «лечение», «самолечение», «зеленая аптечка»;
2. развитие умения поддерживать и сохранять собственное здоровье;
3. воспитание ответственности за своё поведение, здоровье, за своё будущее;
4. развитие мышления, речи, познавательных интересов, эмоций, воли
Форма проведения: общеклассная.
Оборудование: сетка кроссворда на доске, бланк рецепта, аптечка, презентация «Опасные травы».
Ход урока:
Орг.момент
Подготовка к эффективному восприятию.
-Сегодня мы начнём урок с разгадывания кроссворда:
Встану рано по утру,
Шторы распахну.
Громко музыку включу
И (зарядкой) день начну.
Что в руках не удержать, в решете не унести? (вода)
Лихо забиваем гол!
Любим мы играть в …(футбол)
В танце есть, в зарядке есть,
В песне и в стихе,
В проговоре, в разговоре,
Всюду и везде. (ритм).
Чтение стихотворения сопровождается хлопками, чтобы создать ритм.
На заре зарянской
Катится шар вертнянский,
Никому не обойти и не объехать. (солнце)
Есть невидимка,
В дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится. (воздух)
Удовольствие такое- не пересказать!
Можешь брассом, можешь кролем,
Можешь понырять (плавание).
Человеческий продлит век
Быстрый вид спорта- …(бег)
-Прочитайте, ключевое слово, которое спрятано в кроссворде. (Здоровье)
-Что такое здоровье? (Хорошее самочувствие, когда ничего не болит, хорошее настроение)
Учитель подводит итог: Здоровье- правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
- А как вы понимаете физическое здоровье? (когда я хорошо себя чувствую, у меня ничего не болит, мне хорошо и радостно)
- Физическое здоровье- это состояние нашего тела. Незря существует поговорка «В здоровом теле- здоровый дух!»
- А как вы понимаете психическое благополучие? (У меня хорошее настроение, ни с кем не ссорюсь)
Психическое здоровье- это наше психическое благополучие. Уравновешенное, спокойное состояние, нет злости и обиды, на душе комфорт.
-А как вы понимаете выражение «духовный мир человека»? (это его увлечения, интересы, хобби)
-Нравственные качества человека тоже определяют его здоровье
Здоровый человек здоров физически, психически и нравственно. В человеке должно быть все прекрасно. Недаром говорят: «здоровье не купишь, его разум дарит»
-Назовите антоним к слову «здоровье». (болезнь)
-Что такое болезнь? (когда в организме что-то расстраивается)
Болезнь- это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.
-Как ты себя чувствуешь, когда болеешь? (плохо, настроения нет, кто-то бегает и играет, а я не могу….)
- Во время болезни страдает и физическое, и психическое, и духовное здоровье. Не даром в народе говорят «Когда болеешь, свет не мил».
III. Изложение нового материала.
- природа поступила мудро. Как только мы заболеваем, в организме загорается «красный цвет»- сигнал опасности. И тут же включается весь организм, каждая его клеточка борется с микробами, инфекцией, болезнью. Это работают защитные барьеры организма. Когда организм не в силах справиться с болезнью, на помощь приходят лекарства. Какие лекарства вы знаете?( чтобы не болела голова, желудок, от простуды, кашля …)
-Где мы покупаем лекарства? (в аптеках, аптечных киосках, специализированных магазинах)
- Некоторые лекарства мы покупаем без особых сложностей. Какие? (от кашля, от головной боли)
-А есть такая группа лекарств, которая продается только по рецепту. Это сильнодействующие препараты, которые назначает только врач и только в особых случаях. Если мы ими не правильно воспользуемся, то нанесем серьезный вред своему здоровью.
Сценка. Мама на работе, Миша пришел из школы, у него очень сильно болит голова его знобит, он чувствует слабость.
-О как болит голова, мне плохо. Вспомнил. Когда у мамы тоже болела голова, она пила таблетки. И они ей помогли. Я тоже выпью.
Миша достает знакомую аптечку, и пьет таблетку.
-Что произойдет дальше? (…)
Вывод надо сообщить взрослым, чтобы они вызвали врача.
- Правильно врач- человек с высшим медицинским образованием, т.е. человек, который учился в медицинском институте шесть лет. Он изучил весь организм человека и причины болезней, поэтому он знает точно, какие лекарства могут помочь в каждой конкретной ситуации. По окончании института каждый врач дает клятву Гиппократа- «… не навреди!» Поэтому мы смело доверяем свое здоровье врачу.
-Вы все были в кабинете у врача. Чем обычно заканчивается прием? Что напоследок вам выписывает врач? (лекарство, рецепт, где врач указывает дозу и время приема)
Показ бланка рецепта.
- Почему при несоблюдении специальных условий приема лекарство становится вредным и опасным? (лекарство медицинское средство, в нем содержится много разных веществ, и мы не знаем, при каких условиях они оказывают лечебное действие (некоторые лекарства запивают водой, а некоторые молоком). Поэтому, чтобы себе не навредить, лекарство нужно принимать только по рецепту врача.)
-Действительно, если снотворное выпить утром, то мы будем ходить как сонные мухи. День спутаем с ночью. Это улучшит наше самочувствие? Поможет нам вылечится? (нет)
Итог: надо строго следить предписанию врача.
IV.Закрепление знаний.
-Что это? (аптечка)
-У кого дома есть домашняя аптечка? (….)
-А где она хранится? Почему? (В шкафу на верхней полке. Туда не достанут маленькие дети.)
-Правильно. Аптечка должна храниться в недоступном для детей месте. Как обращаться с аптечкой? (осторожно. Только взрослые могут пользоваться ею. Многие таблетки похожи на витамины, можно их перепутать, съесть и заболеть)
-давайте посмотрим, что есть в нашей школьной аптечке, какие лекарства нам помогут оказать первую помощь? (йод, зеленка, вата, бинт, лейкопластырь, перекись водорода, жгут)
-Когда этими средствами надо пользоваться? (упал и ушибся, поранил руку….)
Итак первую помощь мы оказать сумеем. А теперь послушайте загадки, о каких лекарственных растения идет речь? (дети читают загадки, а потом показывают отгадки)
-Во лугах сестрички-золотой глазок, белые реснички. Это сильное противовоспалительное средство. Раствором этого растения лечат горло. Цветки используют для мытья головы как средство против перхоти. Раствор делает волосы красивыми и здоровыми. (Ромашка)
-«Красненька матрешка, беленько сердечко, красная ступка, белый толкач». Из сежих ягод приготавливают сироп, им лечат простуду. Настоями и отварами из листьев лечат ангину, используя для полоскания горла. Витамины С, каротин, лимонная и муравьиная кислоты и т.д. (малина)
-Не огонь, а жжется, не шмель, не пчела, а кусается. Это растение зарекомендовало себя как противоостанавливающее и ранозаживляющее средство. Настой улучшает волосы, помогает им расти здоровыми, т.к. в этом растении много витаминов: К,С, каротин, дубильные вещества и т.д. (Крапива)
-«На маленькой ножке стоит у самой дорожки». Сок свежих листьев обладает ранозаживляющим и антимикробным действием. При лечении ушибов, порезов,укусов накладывают компрессы из ошпаренных листьев. Витамины: К, аскорбиновая кислота, дубильные вещества. (Подорожник)
- А какие лекарственные травы вы еще знаете?
Массаж головы. Подвигать руками кожу головы вперед-назад, вперед-назад… Если болит голова, тот кожа будет плохо двигаться.
Презентация «Опасные травы».
V. Рефлексия.
Что вам запомнилось?
Чему вы сегодня научились?