СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Люди науки. Современная российская наука»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Люди науки. Современная российская наука»»

Классный час «Люди науки. Современная российская наука»

Цели урока:

1. Показать роль науки в жизни людей.

2. Познакомить учащихся с личностями ученых из разных научных областей и их открытиями.

3. Показать важность изучения разных наук в школе для общего развития школьников и для начала научной карьеры.

Средства:

1. Компьютер с выходом в интернет.

2. Демонстрационный проектор и экран.

Ход урока

  1. Вводное слово учителя

Учитель: Дорогие пятиклассники!

Сегодня 1 сентября – День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше. Как вы думаете, почему на первом уроке нового учебного года мы будем говорить именно о науках? (ответы школьников)

Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных, а 2021 год в России – это Год науки и технологий (внимание на заставку «Год науки» на экране). Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Все это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами.

  1. Просмотр видеоролика «Люди науки»

Вопросы детям: Нужна ли наука людям? Можно ли обойтись без неё?

Чем может помочь наука в повседневной жизни?

Какие вещи кажутся нам обыденными, но ученые много трудились над ними?

3. ИНТЕРАКТИВ «Наука и люди науки»

Описание: 6 карточек, которые переворачиваются 2 раза. На «рубашке» карточек размещены цифры от 1 до 6. Учитель начинает игру с карточки под номером 1, нажав на нее мышкой один раз. Открывается картинка. Учитель предлагает по картинке угадать науку. Дети приводят варианты ответов. После правильного ответа учитель задает вопросы:

Учитель:Каких деятелей этой науки вы знаете? Какие современные открытия в области этой науки вы можете назвать?

Далее учитель нажимает на карточку ещё раз. Появляется картинка с названием науки, фотографией ученого, внесшего вклад в развитие этой науки, его имя и годы жизни.

Комментарии для учителя к карточкам:

1 карточка: БИОЛОГИЯ

Николай Николаевич Дроздов (род. 1937)— советский и российский учёный-зоолог, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник, автор серии книг об удивительных местах России. Николай Дроздов до сих пор не прерывает научную деятельность, он путешествует по России, изучает разные виды животных, их среду обитания и особенности».

2 карточка: ГЕОГРАФИЯ

Артур Николаевич Чилингаров (род. 1939) — знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, крупный российский ученый, исследователь Арктикии Антарктики. Летом 2007 года Артур Чилингаров в ходе арктической экспедиции на судне «Академик Фёдоров»,лично руководил погружениямиглубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на дно океана в точке Северного полюса. «Мир-1» установил на дне титановый флаг России и капсулу с посланием будущим поколениям, доказав, что земли Арктики принадлежит России.

3 карточка: ХИМИЯ

Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — русский ученый-химик, создал Периодическую систему химических элементов. Эта система позволяет прогнозировать свойства новых веществ, синтезировать вещества с заданными свойствами, разрабатывать новые материалы. Он также интересовался самыми разными областями знаний. Открытия Менделеева связаны с химией, физикой, метрологией, экономикой, геологией, педагогикой, воздухоплаванием. Менделеев написал 432 фундаментальные работы. Преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете; был членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

4 карточка. МАТЕМАТИКА

Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891) — первая женщина-математик в России и первая в мире женщина-профессор математики; первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН (1889 год). Софья Ковалевская преподавала математику в самых престижных вузах России и Европы, писала не только научные статьи, но и, обладая литературным талантом, написала несколько рассказов и повестей.

5 карточка. ИСТОРИЯ

Василий Осипович Ключевский (1841—1911) – выдающийся российский историк. Магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Над этой научной работой он трудился на протяжении 5 лет, изучив за это время множество исторических документов. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований. Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, — «Курс русской истории» в 5 частях. Учёный трудился над ним более трёх десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.











Исходная сторона карточки

Первый переворот

Второй переворот



БИОЛОГИЯ

Николай Николаевич Дроздов

(род. 1937)



ГЕОГРАФИЯ

Артур Николаевич Чилингаров

(род. 1939)




ХИМИЯ

Дмитрий Иванович Менделеев

(1834–1907)




МАТЕМАТИКА

Софья Васильевна Ковалевская

(1850–1891)





ИСТОРИЯ

Василий Осипович Ключевский

(1841–1911)




4. ИНТЕРАКТИВЫ по выбору

Филворд «Научные приборы и инструменты»

Учитель: А теперь проверим ваши знания. Кто первый найдет ответ на вопрос?

Текст задания: Найдите названия приборов и инструментов, которыми пользуются учёные.

  1. В древности этот прибор совершил настоящий переворот в истории мореплавания. Он стал первым навигационным прибором, который позволил отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море. Он помогал им ориентироваться в сторонах света. (компас)

  2. Без этого устройства не возможен ни один современный эксперимент. А у программистов это основной инструмент работы! (компьютер)

  3. Этот прибор в 1609 году изобрёл итальянский физик Галилео Галилей. С помощью него учёный смог подробно рассмотреть Луну, планеты Солнечной системы и их спутники. (телескоп)

  4. В XVII веке с помощью этого прибора английский учёный Роберт Гук сделал открытие. Он обнаружил, что все живые организмы состоят из мельчайших элементов – клеток. (микроскоп)

  5. Это прибор был изобретён ещё в XVI веке. С его помощьюизмеряют температуру воздуха, почвы, воды и так далее. (термометр)

  6. Это один из самых древних приборов. Он придуман человеком тысячи лет назад. С помощью него мы измеряем время. (часы)

  7. Это простейшее средство для измерения небольших расстояний. Первые приборы появились 2,5 тысячи лет назад. Их делали из слоновой кости. (линейка)

5. Подведение итогов урока.

Учитель:

Дорогие друзья! Сегодня, 1 сентября, в Год науки и технологий на первом уроке мы прикоснулись к разным наукам, узнали новые имена ученых, внесших вклад в развитие науки. Возможно, в будущем благодаря этому уроку кто-то из вас станет великим ученым, о котором будут говорить школьники! А пока от всей души поздравляю вас с началом учебного года и желаю успехов в изучении наук в 5/6 классе!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!