СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мой выбор" для учащихся 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни.

2) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

3) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Форма проведения: час общения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мой выбор" для учащихся 9 классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя школа Камышинского муниципального района

Волгоградской области








Классный час по профориентации

для учащихся 9 класса


«Мой выбор»











Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

МКОУ Таловской СШ

Прусакова Е.А.









Таловка




«Как хорошо когда у человека

есть возможность выбрать себе

профессию не по необходимости,

а сообразуясь с душевными склонностями»

Апшерони А.



Цели:

Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни.

2) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

3) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Форма проведения: час общения.

Оформление:

- На доски тему классного часа, так, чтобы

справа осталось место для слов (или использовать проектор и экран, интерактивную доску) «осознанный выбор профессии»;

- написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,

должность;

- написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:


  1. Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

  3. Инженер - механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

  4. Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.

  5. Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

  6. Картинки, фотографии (процессы труда, люди различных профессий).


План классного часа:

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

  2. Игра «Визитка».

  3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

  4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  5. Мини-лекция «Формула профессии».

  6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

  7. Тестирование.

  8. Заключительное слово.

  9. Подведение итогов (рефлексия).












Ход классного часа:

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».


Учитель: Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы).


Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

Итак:

  • Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

  • Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

  • Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

  • Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.


Игра «Визитка».


Учитель: 

Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своём деле».


Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».


Учитель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.

Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.


Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.


Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.


Примерные списки профессий:


Самые модные: Юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб - дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.


Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.


Профессии, которые всегда нужны: Врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.


Самые отважные: Пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.


Проблемная ситуация «Чей это выбор?»


Учитель: Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников.

При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иному пути.

-Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе?

-Как вы считаете?


Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.


Учитель: Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выборе профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.

- Но как, же тогда правильно выбрать профессию?


Мини-лекция «Формула профессии».

Учитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a*b=S)? (Площадь классной комнаты).

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечёркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предложения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трёх слов названия классного часа: «Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

- хочу + могу + надо;

- хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

- надо – это всё, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии.

Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).


Загадки о профессиях.


Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

 (сапожник)

       

Кто в дни болезней

Всех полезней

 И лечит нас

 От всех болезней?

 (доктор, врач)

 

Кто пасет овец и коз,

  Там, где луг травой зарос?

 (пастух)

       

Мне нужны такие вещи:

 Молоток, тески и клещи,

 А всего нужней –сноровка.

  (слесарь )


Это кто, прищурив глаз,

 Чинит часики для ас?

  (часовщик)

 

Целый день сегодня шью,

  Я одела всю семью.

  Погоди немного, кошка –

  Будет и тебе одежка!

  (швея)


Вы ответите мне, дети,

Кто же лучше всех на свете

Вас сумеет угостить!

Напоить и накормить?

(повар)


Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит?

(милиционер)


Он свою работ узнает:

Доски пилит, и строгает,

Заготовит материал,

Чтобы стол в квартире стал,

Или шкаф, или кровать.

Как нам мастера назвать?

(столяр)


Свет внезапно отключился,

Замыкание нашел,

Все исправил хорошо,

В доме свет горит опять.

Как нам мастера назвать?

(электрик)


Человек в лесу, как дома,

Тропы все ему знакомы,

Говорят о нем вокруг:

«Лесу он – хозяин, друг.»

(лесник)


В кухне кран закрыть хочу,

Я его кручу, кручу…

Не закрыть его никак.

А вода течет: кап, кап.

Чтоб утечку устранить,

Срочно я иду звонить.

Кто на зов скорей придет

И починит водопровод?

(слесарь– сантехник)


Зовут его, когда, больны,

Заботы там его нужны!

Уверенно он в дом войдет,

К больному близко подойдет.

Пощупает, горяч ли лоб?

Достанет свой фонендоскоп,

Послушает, заглянет в рот,

Рецепт оставит и уйдет.

Больному легче станет вдруг.

Скажите, кто же этот друг?

(врач)


Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»


Учитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)


Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.


Ученик 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.


Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.



Учитель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между – «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.


Заключительное слово.


Учитель: Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».


РефлЕксия:


Учитель: Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?


Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня тип учёного, это очень странно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.



Учитель: К любой нестандартной задаче, прежде всего, нужно найти подход. Задача выбора профессии — не исключение, здесь тоже нужно заранее определить, с каких позиций за нее приниматься.

Почему вообще вы идете работать? Наверное, это и есть исходный вопрос.

Говорила о том, что психологи тщательно изучили профессии. Выявили самые характерные признаки и по ним разбили все профессии на группы. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности.

Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.


-Закончить наш классный час я хотела бы словами

В. Маяковского

Книгу переворошив,

намотай себе на ус –

все работы хороши, выбирай на вкус