Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя школа Камышинского муниципального района
Волгоградской области
Классный час по профориентации
для учащихся 9 класса
«Мой выбор»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
МКОУ Таловской СШ
Прусакова Е.А.
Таловка
«Как хорошо когда у человека
есть возможность выбрать себе
профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями»
Апшерони А.
Цели:
Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни.
2) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;
3) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Форма проведения: час общения.
Оформление:
- На доски тему классного часа, так, чтобы
справа осталось место для слов (или использовать проектор и экран, интерактивную доску) «осознанный выбор профессии»;
- написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,
должность;
- написать на доске профессиональные характеристики для игры «Визитка»:
Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
Учитель математики высшей категории, директор школы.
Инженер - механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.
Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
Картинки, фотографии (процессы труда, люди различных профессий).
План классного часа:
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Игра «Визитка».
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Мини-лекция «Формула профессии».
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Тестирование.
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа:
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Учитель: Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Что же такое профессия?
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы).
Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
Итак:
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Игра «Визитка».
Учитель:
Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своём деле».
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Учитель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?
(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).
Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.
Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа – «Самые забытые профессии».
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».
Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: Юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб - дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.
Профессии, которые всегда нужны: Врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.
Самые отважные: Пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Учитель: Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников.
При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иному пути.
-Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе?
-Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Учитель: Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выборе профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей.
- Но как, же тогда правильно выбрать профессию?
Мини-лекция «Формула профессии».
Учитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a*b=S)? (Площадь классной комнаты).
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечёркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предложения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трёх слов названия классного часа: «Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).
Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:
- хочу + могу + надо;
- хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это всё, что мне по силам, по способностям;
- надо – это всё, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Загадки о профессиях.
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости!
(сапожник)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
(доктор, врач)
Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?
(пастух)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
А всего нужней –сноровка.
(слесарь )
Это кто, прищурив глаз,
Чинит часики для ас?
(часовщик)
Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка –
Будет и тебе одежка!
(швея)
Вы ответите мне, дети,
Кто же лучше всех на свете
Вас сумеет угостить!
Напоить и накормить?
(повар)
Кто, скажите мне, такой
Охраняет наш покой,
За порядком он следит,
Хулиганить не велит?
(милиционер)
Он свою работ узнает:
Доски пилит, и строгает,
Заготовит материал,
Чтобы стол в квартире стал,
Или шкаф, или кровать.
Как нам мастера назвать?
(столяр)
Свет внезапно отключился,
Замыкание нашел,
Все исправил хорошо,
В доме свет горит опять.
Как нам мастера назвать?
(электрик)
Человек в лесу, как дома,
Тропы все ему знакомы,
Говорят о нем вокруг:
«Лесу он – хозяин, друг.»
(лесник)
В кухне кран закрыть хочу,
Я его кручу, кручу…
Не закрыть его никак.
А вода течет: кап, кап.
Чтоб утечку устранить,
Срочно я иду звонить.
Кто на зов скорей придет
И починит водопровод?
(слесарь– сантехник)
Зовут его, когда, больны,
Заботы там его нужны!
Уверенно он в дом войдет,
К больному близко подойдет.
Пощупает, горяч ли лоб?
Достанет свой фонендоскоп,
Послушает, заглянет в рот,
Рецепт оставит и уйдет.
Больному легче станет вдруг.
Скажите, кто же этот друг?
(врач)
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Учитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.
Ученик 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.
Учитель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между – «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Заключительное слово.
Учитель: Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
РефлЕксия:
Учитель: Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип учёного, это очень странно.
- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.
Учитель: К любой нестандартной задаче, прежде всего, нужно найти подход. Задача выбора профессии — не исключение, здесь тоже нужно заранее определить, с каких позиций за нее приниматься.
Почему вообще вы идете работать? Наверное, это и есть исходный вопрос.
Говорила о том, что психологи тщательно изучили профессии. Выявили самые характерные признаки и по ним разбили все профессии на группы. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности.
Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.
-Закончить наш классный час я хотела бы словами
В. Маяковского
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши, выбирай на вкус