СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Моя будущая профессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час разработан для учащихся 10 класса. "Интерактивная беседа" позволяет раскрыть понятия: востребованная профессия, любимая профессия, новая профессия и т.д. В конце мероприятия предлагается тест для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Моя будущая профессия"»

Классный час «Моя будущая профессия»

Честный и по-своему умный сапожник,

который в совершенстве владеет своим

ремеслом, выше плохого генерала,

выше педанта-учёного, выше

дурного стихотворца.

В.Г.Белинский


Цель: расширить представление детей о различных профессиях, формиро- вать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессионально-му выбору, создавать условия для саморазвития, самореализации.


В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Главная задача – помочь ребятам найти востребованную специальность.


Ход классного часа:



1. Интерактивная беседа по теме: «Профессиональная характеристика»

Пройдет совсем немного времени и вам придется выбрать свой трудовой путь. И этот путь начнется с перекрестка, у которого множество дорог. И очень важно, чтобы вы не ошиблись в выборе своего пути. Ведь от этого выбора зависит: материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в жизни, любимая профессия. Ведь выбор профессии – это выбор своей судьбы. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 50 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!


Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».




Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?


Учащиеся высказывают своё мнение.


Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Для того чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня обсуждаем данную тему.


Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.


Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и имеющие хорошую зарплату, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

профессия должна быть интересной,

профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

профессия должна соответствовать собственным возможностям.



Что же такое профессия?

На доске написано 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека:

профессия, специальность, квалификация, должность.

Как вы объясните различие между словами?



Выслушать ответы учащихся и сравнить с данными определениями:



Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это должность, занимаемая человеком в организации.

Примеры: строитель – штукатур – 2 разряд – рабочий

Врач- хирург –высшая категория – заведующий отделением

Учитель математики-первая категория-заместитель директора

Повар-кондитер- 3 разряд - заведующий столовой

Итак, с этими терминами мы разобрались, многие дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

2. Групповая работа по теме: «Самые нужные профессии»:

Ответьте мне на вопрос: что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом и другой молочной продукцией (этот товар очень трудно будет продать, значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что человек продает на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы:

- « Самые модные профессии»

- « Самые забытые профессии»

- «Профессии, которые всегда нужны»

- « Самые отважные профессии»

Примерные списки профессий:

Модные профессии: телеведущий, юрист, журналист, топ-модель, автослесарь, нефтяник, эколог, менеджер, программист, веб-дизайнер, пластический хирург, эколог, президент ит.д.

Забытые профессии: конюх, трубочист, ямщик, камердинер, ключник и т.д.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, слесарь-водопроводчик , бухгалтер и т.д.

Отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель автогонщик, космонавт, шахтер, военный, сапер, спасатель и т.д.

Здесь конечно не все профессии. Профессий в мире более 50 000. Выбирая профессию, мы будем ориентироваться не на весь мир, а на тот мир, который нас окружает.


Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, специалисты по информационным технологиям, штукатур, маляр, плотник, столяр, сантехник, дворник, каменщик, токарь, водитель, автослесарь, продавец, электрик.

3. «Новые профессии» (тест)


В последнее время в России появились новые профессии:

Предлагаю вам небольшой тест, который определит насколько вы владеете информацией о новых профессиях, появившихся в последнее время в России.


1. Логист
1) Занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты

.
Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб – мастер ( Веб – программист, веб – дизайнер)
1) Работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов


Веб – мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. Маркетолог


1) Работает на рынке ценных бумаг;
2) тот, кто изучает рынок;
3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрейзер


1) Ищет деньги и возможности для организаций;
2) фанат, которого занимает звезда;
3) изучает пути развития предприятия.

Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

5. PR - агент


1) Связан с политикой;
2) специалист по рекламе и связям с общественностью;
3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

PR - агент - специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.


Аудитор – специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает её успешность и эффективность.

Мерчендайзер – специалист, следит за тем,как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он даёт советы по размещению товаров, по оформлению витрин.


4.Рубрика «Занимательные факты»


Поговорим о самых редких профессиях.

Как вы думаете чем занимается титестер? Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. У титестера исключительно тонкое обоняние. Они должны от многого отказываться: не есть жареного, копчёного, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры очень боятся насморка. Крупные компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы.

Ещё одна из редких профессий – постижер. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это ещё и гримёры, художники, создающие внешний облик героев. Профессия постижёра довольно редкая, но в данное время очень востребованная в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.


5. «Хочу + могу + надо»


Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?

Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи – общительности, аккуратности или сдержанности.

Итак, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:


- определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением «Я хочу»;


- оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами «Я могу»;


- узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня «Надо».


Если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», ваш профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

интересна и привлекательна для вас;

соответствует вашим способностям;

пользуется спросом на рынке труда.


Кл.руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите.


Ученица 1. Хочу быть парикмахером, швеёй, модельером.

Могу быть швеёй.

Сейчас требуются швеи – стану швеёй.


Ученик 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком.

Точно могу стать водителем, если постараюсь то лётчиком.

Эта профессия востребована, буду учиться, приложу все усилия.


Кл. руководитель. А теперь взяли ручки, и отвечаем на вопросы:

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…


(Записали, зачитали).


Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.


1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.


А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.


4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.


5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.


Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. У вас ещё есть немного времени подумать…


6.Тест

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами.

Тест Используя геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с.

Дети рисуют фигурки

Теперь подсчитайте количество треугольников.


Ключ к тесту:

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие

преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо

разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие органи-

заторские способности. Профессионал, до мелочей продумыва-

ющий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов.Склонность

к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен,легко

переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку.Тонко чувству-

ет всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает

богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это вам поможет в выборе жизненного пути.


7. Заключительное слово учителя

Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то наверное, пошел бы по иной стезе.

Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда будут нужны знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в различных областях, узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны.


Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».