Классный час "Моя малая родина"
Цель:
Воспитать чувство гордости за свою малую родину.
Привить любовь к малой родине на примере жизни и деятельности известных людей города.
Показать красоту родной земли, ее богатство, историю и традиции.
Задачи:
1. Формировать чувство уважения и любви к родному краю.
2. Воспитывать бережное отношение к истории и традициям своей малой родины.
3. Привлечь детей в проведении мероприятия.
Оборудование: презентация, фотографии и рисунки о родном городе, книги писателей и поэтов-поворинцев, творческие работы учащихся (стихи и проза). о родном крае
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек... Это Родина - это большая Россия, которая «словно вечность на земле»,которую «аршином общим не измерить» и которую «есть за что назвать матерью». Чувство Родины - это состояние души. Это гордость за ее достижения и победы, это боль за ее потери... Родина, семья, дом - это то святое, что лежит в основе нравственных понятий человека и связывает его с родной землей, народом, миром. Связь эта осуществляется через родной язык, культуру, историю, традиции.
Но у каждого из нас есть особенно дорогие и незабываемые места: город или село, где родился и произнес первое волшебное слово «мама»; лес и речка, питавшие свежестью, прохладой и цветами; зеленый луг, уставленный душистыми скирдами и делавший наши души нежнее, светлее, добрее и чище, в родных, местах и воздух кажется ароматным» - это малая родина: маленький домик, где родился, родные места, отец и мать, родословные корни. Для всех нас - это Поворино, небольшой городок на берегу Хопра.
2. Чтение учеником стихотворения "Поворино, Поворино, Поворино" автор Г.Пономаренко.
3. Показ презентации о городе, знакомство с понятием малой Родины, историей и традициями.
Его называют городом железнодорожников. И не только потому, что большинство жителей Поворино трудятся на транспорте. Город обязан своим рождением « железке » , вначале став небольшим селением возле новой станции, а впоследствии преобразовавшись в крупный железнодорожный узел.
А
начиналось всё так...
Во второй половине XIX века в европейской части России бурно велось сооружение железных дорог. В декабре 1869 г. первый поезд пришел в Борисоглебск, И сразу же началось строительство линии в сторону Царицына (ныне Волгоград). В 20 верстах к югу от Борисоглебска она достигла реки Хопёр, через которую перекинулся мост. В 4 верстах южнее реки, на Саратовском почтовом тракте, рядом с полотном железной дороги весной 1870 г. появились вначале первые землянки, чуть позднее бараки строителей. В этом месте немногим позже и возник полустанок, положивший начало будущей станции, согласно обычаю тех лет новый населённый пункт получил название по соседнему старинному русскому селу Поворино (сегодня Рождественское). 28 декабря 1870 года открылось движение поездов на линии Борисоглебск — Филоново через крошечную станцию Поворино.
После голодного 1892 года наступило благоприятное время для развития сельского хозяйства. Железная дорога к тому времени стала главным средством перевозки хлебных грузов в Москву и Петербург. Этот период ознаменовался и заметным промышленным подъемом. В связи с этим в России поднялась новая волна строительства железных дорог. Коснулась она и поселка Поворино. Уже 15 июня 1893 года утверждается Положение об образовании Общества Юго-Восточной железной дороги, в Уставе которого было прописано о необходимости строительства ветки Балашов-Харьков. Прошла она как раз через Поворино, превратив тем самым станцию в узел и предопределив дальнейший рост этого населенного пункта.
По переписи 1897 года в Поворино было всего 13 строений и 223 жителя. Для подготовки квалифицированных рабочих в 1899 году на станции открыто железнодорожное училище для подготовки квалифицированных рабочих.
В конце девяностых годов XIX века к станции Поворино были прикреплены харчевня, винная, мануфактурная и бакалейная лавка. Ежегодно в промышленные центры наша станция отгружала около четырех миллионов пудов зерна, свыше пятидесяти тысяч пудов семян подсолнечника, свыше тысячи голов крупного рогатого скота и свиней. После первых революционных потрясений в 1906 году было организованно Поворинское отделение железной дороги. В1911 году на станции Поворино открылась земская больница Балашовско — Харьковской железной дороги. В1912 году из пожертвованных интеллигенцией книг при станции была создана небольшая библиотека для просвещения железнодорожных рабочих и их семей.
4. Чтение стихотворения о родном городе.
5. Слово учителя об исторических событиях, происходивших в 20 в. в городе Поворино.
Летом 1914 года началась мировая империалистическая война. Поток грузов через Поворино намного увеличился, а штаты в службах узла остались прежними и даже стало меньше. Каждый вновь поступивший на работу проходил проверку на верность и преданность царскому престолу. Широко была развита сеть шпионажа и доносов. Жизнь стала просто невыносимой. В январе 1917 года забастовали воронежские железнодорожники. Через два дня прекратили работу поворинцы и новохоперцы. Забастовками была охвачена вся магистраль. На станции Поворино остановился воинский эшелон, который следовал на фронт, солдаты вышли из вагонов и устроили митинги.
Весной 1919 года Воронежская губерния стала ареной ожесточенных боев. Войска генерала А. И. Деникина развили наступление на большом пространстве и захватили такие города как Балашов, Тамбов, Борисоглебск, Харьков, Воронеж. Поддерживаемые местным населением, белогвардейцы учинили кровавую расправу на станции Поворино, в селах Пески, Рождественское и Калмык. О том кровавом времени свидетельствуют братские могилы и памятники жертвам контрреволюции.
После разгрома деникинцев, в сентябре того де года, был образован Поворинский сельский Совет, входивший в Рождественскую волость. Ее председателем был избран И. А. Чурилин. В ту пору в Поворино проживало 520 человек. Мужья работали на железной дороге, а жены и дети обрабатывали земельные наделы и выращивали домашний скот. Мирная жизнь длилась недолго. Летом 1920 года эсер А. С. Антонов поднял на Тамбовщине мятеж, распространившиеся по всему региону. Поворинцам снова пришлось браться за оружие. В ликвидации опасности принял участие Поворинский железнодорожный полк.
Большое строительство развернулось в Поворино в 1935 году. До Пензы прокладывались вторые пути. Стройка принимала народный характер. В ней принимали участие тысячи колхозников и рабочих. Для расширения станции Поворино пришлось снести две улицы, примыкавшие к железной дороги на восточной стороне.
На западней стороне Поворино появились новые улицы, а на восточной - поднялись новые корпуса вагонного депо. По-новому, преодолевая старые нормы, начали работать вагонные мастера Иван Петрович Козленков, Иван Александрович Шаманов и Тихон Митрофанович Некрылов. У них полностью был исключен брак в работе, товарные поезда доставлялись на конечные станции всегда исправными и с опережением графика. Ударную работу паровозных бригад обеспечивали мастера пути Василий Степанович Жуков и Сергей Михайлович Покусаев, бригадир Максим Захарович Перепелкин, путевой обходчик Петр Тимофеевич Сальников, стрелочник Игнат Кириллович Беспалов.
22 июня 1941 года фашистская Германия прервала мирное строительство. На громадном пространстве забушевала опустошительная война.
Суровым испытанием для поворинских железнодорожников стал 1942 год. Немецко-фашистское командование сосредоточило на юге огромные силы, которые значительно превосходили наши по всем показателям.
С июля 1942 года эта дорога подверглась жестокой бомбардировке. Стаи фашистских самолетов нависли над станциями Поворино, Арчеда. При бомбежке 10 июля было разрушено 16 приемоотправочных путей, две секции паровозного депо, телефонная станция, сгорели личные дела паровозников и касса с деньгами, большой дом на улице Карла Маркса. Огромные столбы едкого дыма окружали станцию со всех сторон. За два месяца напряженной битвы на Волге через Поворинский железнодорожный узел пропущено 216 тысяч вагонов с войсками и военными грузами. Мужественно, как и подобает героям, трудились составители поездов, сцепщики, вагонники и паровозные бригады.
Смолкли пушки и пулеметы. Небо очистилось от фашистских нашествий. Перестали выть сирены и разрываться бомбы. По все стране, от края до края, прогремели победные салюты и праздничные фейерверки. Люди соскучились по мирной жизни, работе и с невиданным подъемом взялись залечивать кровоточащие раны войны. Переход на мирное строительство осложнилось тем, что война унесла миллионы человеческих жизней.
Много лет подряд станция Поворино и Поворинский сельский Совет входили в Борисоглебский округ, а с тридцатого года - в Борисоглебский район. 29 марта 1946 года Президиум Верховного Совета РСФСР образовал Поворинский район с центром в городе Поворино.
Памятная дата для поворинцев - 3 июня 1954 года. В этот день был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР « О преобразовании рабочего поселка Поворино Поворинского района Балашовской области в город районного подчинения». Молодому городу было выдано 50 тысяч рублей на ремонт мостов, дорог и тротуаров. Активное участие в работах принимали сами горожане, которые отработали на уборку улиц по пять дней. Благоустройство города велось под девизом: «Сделаем Поворино красивым и нарядным городом». Коллективы предприятий учреждений благоустраивали свои территории.
Менялся и культурный облик города. На Комсомольской площади был построен и открыт памятник В. И. Ленину. Верным и неизменным спутником горожан была научно-техническая библиотека, которая существовала на станции Поворино еще с 1938 года. На смотре библиотек, проходившая в июне 1967 года, Поворинская библиотека (заведующая В. П. Воронкова) была признана лучшей на сети дорог и награждена дипломом первой ступени Министерства культуры. Библиотека пополнилась на 1365 книг русских писателей, классиков литературы.
В домах на отдельных улицах зажглись электрические лампочки и заговорили радио. Также большая группа железнодорожного узла, хлебной базы и совхоза «Поворинский», досрочно выполнивших задание восьмой пятилетки, была награждена ленинской юбилейной медалью. 19 ноября 1957 года упразднена Балашовская область, и город Поворино, как соседний район, вновь присоединился к Воронежской области.
На привокзальной площади был сдан в эксплуатацию универмаг на сорок рабочих мест, на улице Советской - аптека, Дом быта, продовольственный и промтоварный магазины. Высокими темпами велось строительство и Комсомольскую площадь украсили новый Дом Совета и другие административные здания. Были построены бытовые помещения в локомотивном депо и дистанции пути. На 700 номеров смонтирована городская АТС. Радиофицировано 376 жилых квартир. Над домами появилось свыше тысячи телевизионных антенн.
Станция Поворино за все годы из отсталого населенного пункта превратилась в крупный железнодорожный узел: локомотивное и вагонное депо, энергоучасток, дистанционные пути, ремонтно- строительный участок - и это не полный список предприятий.
В нашем городе работало девять железнодорожных предприятий. На предприятиях проводилась большая работа по повышению мастерства железнодорожников. Также есть детская музыкальная школа, в которой юные поворинцы обучаются музыке, занимаются плетением, росписью. И с целью сохранения народных традиций проводятся праздники, выставки поделок и изобразительного искусства. Отмечается 9 мая - День Победы, день железнодорожника - в начале августа, а также день города Поворино - 4июня.
История города - это время и люди. Пройденный путь - это годы борьбы, развития, обновления. Это воистину славный путь!
6. Чтение стихотворения учащимся.
7. Слово учителя об изменениях, произошедших в 21 веке.
8. Творческие работы учащихся (рисунки, стихи, проза) о родном крае.
9. Чтение учителем своего стихотворения.
10.Прослушивание песни "Родные места", Ю.Антонова.
11. Подведение итогов мероприятия.
Любовь к Отечеству, к Родине начинается всегда с малого, с любви к своему краю, дому, семье.
Предки оставили нам добрый совет: «Не засыпай старый колодец, пока не готов новый». И еще одно: «Когда ешь плоды, всегда помни о том, кто посадил и вырастил дерево.» Будем же всегда помнить добрые советы тех, кто даровал нам волю, свободу и жизнь.