«Моя малая Родина!».
Учитель начальных классов
МКОУ «Черницынская СОШ»
Толубеева Г. В.
2021г.
Тема занятия: Моя малая Родина
Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи: обобщить понятия: Родина, малая родина;
развивать у детей связную речь, кругозор, память, внимание;
воспитывать интерес и желание больше узнать о своей малой родине, любовь к родине, культуру поведения.
Предметные УУД:
-обобщить понятия: Родина, малая родина.
Личностные УУД:
-проявляет интерес и желание больше узнать о своей малой родине;
-умение проводить самооценку на основе критерия успешности своей деятельности;
-формирование позитивного отношения к действительности;
-совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивость, чуткость).
Метапредметные УУД:
-развитие ценностно-смысловой сферы деятельности
-применение знаний на уроках окружающего мира.
Познавательные УУД:
-понимает значение родины в жизни каждого человека;
-умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передачи информации;
-ориентируется в своей системе знаний, умение обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель занятия;
-планировать своё действие с поставленной целью;
-организовать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
-выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Кммуникативные УУД:
-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с воспитателем и со сверстниками;
-слушать и понимать речь других, допускать осуществление различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- работать индивидуально;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемый результат:
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
-уметь вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передачи информации;
-ориентироваться в своей системе знаний, умение обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью, давать ответы на вопросы.
(Познавательные УУД).
Оборудование: флажок, аудиозаписи, макет дерева.
План занятия
1.Организационный момент.
2.Целеполагание.
3.Введение в тему.
4. Творческое задание.
5.Самопроверка.
6.Итог урока. Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
- О чём мы должны помнить на каждом занятии? (открывать что-то новое)
Целеполагание.
- О чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете, разгадав ребус.
Разгадывание ребуса: Р1А (Р-ОДИН-А) (На доске)
-Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
Введение в тему.
-Как называется наша Родина?
-Россия самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. (Работа с картой)
На свете много разных стран,
Но есть одна страна;
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озёра. Очень красива и богата наша страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. В России живёт 146 национальностей, которые составляют народ России. Нам посчастливилось родиться в этой великой стране. Мы – русские. Мы – россияне.
Ученица читает стихотворение “Я русская…”
-Ребята, как вы понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (С этими словами учитель передаёт флажок, и дети, передавая его, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: леса, поля, луга, деревья, небо, мой дом, мои родители, мой двор…)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
-Что такое для вас малая родина? (Ответы детей)
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом, школа, в которой вы учитесь. Словом, малая Родина у каждого своя!
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родные и близкие люди, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Наша малая родина – Село Черницыно Октябрьского района Курской области.
- Ребята, а кто знает почему наше село так называется, и кто были первыми поселенцами? (Рассказ учеников).
Есть две версии происхождения названия села Черницыно. Первая: раньше эта местность была заселена духовенством, монахами-чернецами. Отсюда название села. Вторая: в городе Курске жила княгиня Черничка, которой принадлежали земли, где находится наше село. Она была очень влиятельной. Чтобы увековечить память княгини Чернички и назвали наше село Черницыно.
Своё начало село берёт у реки Сейм. Когда-то вся территория у реки была занята лесом. Давным-давно здесь стали селиться первые жители. Леса вырубались, а на их месте появились плотно теснившиеся друг к другу избы крестьян. Так возникли первые улицы.
- Ребята, на каких улицах нашего села вы живёте? Почему они так называются?
(Слово предоставляется учащимся, которые исследовали названия улиц нашего села, улиц, на которых они живут)
Ученик читает стихотворение:
Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
Игра «Составь пословицу» (Работа в парах)
Человек без Родины, что соловей без песни.
Физ. минутка: посидим в тишине, послушаем пение курского соловья.
Село Черницыно – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, река. Но главное наше богатство – люди. Это конечно же наши родные и близкие.
Почему так говорят: “Где родился, там и пригодился»? (Ответы детей)
- Конечно, это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, службе, к людям с их обычаями и традициями.
Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»
Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? (Дети рисуют под музыку «С чего начинается Родина?»
Самопроверка:
- Приглашаю всех ребят прикрепить свои работы к доске.
- Давайте попробуем узнать те места нашего села, которые вы изобразили.
Итог: – Наше занятие подошло к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
И где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Ученик:
Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!
Рефлексия: У нас есть дерево настроения. На партах лежат ленточки разного цвета. Розовая ленточка соответствует хорошему, красная – радостному, а зелёная - спокойному настроению. Выберите ту, которая подходит вашему настроению и завяжите её на ветке дерева. Вот какое нарядное получилось дерево настроения.
Использованная литература: Классные часы 1 класс, МОСКВА. «ВАКО» 2008,
«Классные часы, беседы». Л.В. Строганова, Москва 2009.