Классный час по теме «Моя малая Родина»
Цель: воспитывать любовь к малой Родине.
Задачи:
1. Расширить представления детей о родном крае
2. Научить ребят видеть красоту родной земли
3. Развивать интерес к своей малой Родине.
Оформление: газета с пейзажными зарисовками и стихами поэтов-земляков; сердце, закреплённое на доске; бумажные цветы; солнце для создания асоциограммы.
Ход мероприятия:
1. Приветствие учителя (поздравление учащихся с началом нового учебного года; знакомство)
2. Сообщение темы классного часа
Учитель: Ребята, на доске записана пословица, но в ней пропущено одно слово, вспомнив его, вы поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить. (Ответы детей)
Человек без …, что соловей без песни.
Учитель: Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной? Что такое Родина? (Ответы детей)
Учитель: А вот какое определение дает автор толкового словаря Ожегов (чтение учеником словарной статьи):
Родина.1. Отечество, родная
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.
Учитель: А вот другой словарь, этимологический, сообщает нам, что «Родина» - это общеславянское слово. Произошло от слова «род». Исходное значение – “семья”, далее – “место рождения” ( еще у Пушкина) и “ отчизна, отечество” ( с Державина).
Ребята, что же человек называет словом «Родина»? (Ребята называют, а учитель записывает слова на солнечных лучиках.
РОДИНА: семья, родители, дом, школа, друзья, мама, Отечество, Россия, Пригорское, Смоленщина
Учитель: Как много хороших слов входят в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу. Но тема нашего классного часа «Моя малая родина»! Что значит «моя»? Что значит «малая»? (Ответы детей, учитель записывает на доске).
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Учитель: Для многих из вас, ребята, малой родиной стало Пригорское. А знаете ли вы что-нибудь о своём родном селе? Сейчас мы это проверим.
Викторина:
Что означает название села? (Пригорское – «при городе, рядом с городом»)
Имя какого известного на Смоленщине человека носит наша школа? (Николая Матвеевича Шкурлова)
Кем был Н.М. Шкурлов? (Директор птицефабрики)
На какой улице находится наша школа? (Спортивная)
Какие памятники находятся на территории нашего села? (стела, посвящённая героям Великой Отечественной войны, памятник Н.М. Шкурлову)
Назовите улицы нашего села.
Учитель: А кто из вас знает, в каком году появилось на карте Смоленской области село Пригорское? Основано оно было в 1963 году при Талашкинской птицефабрике.
Природа нашей родной Смоленщины не поражает нас буйными красками, но поражает своей спокойной красотой, только её нужно увидеть.
Смоленский поэт Н. Рыленков писал:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Нам дорог каждый уголок родного села. Дороги леса, поля, луга с разноцветьем трав. А какое у нас красивое озеро. Посмотрите, пожалуйста, на фотографии и прочитайте стихи поэтов-земляков о нашем родном крае, а, может быть, эти пейзажи вдохновят вас на создание собственных стихов. (Чтение стихов учащимися)
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Пришло время подводить итоги.
Рефлексия.
Учитель: Что нового, интересного вы сегодня узнали? Мы можем гордиться своей малой родиной? А что мы с вами можем сделать, чтобы наше село стало ещё лучше, чтобы всем здесь жилось хорошо. Свои предложения напишите на тех цветочках, которые лежат перед вами. (Затем учитель вклеивает цветы в центр сердца, которое висит на доске).
Учитель: Посмотрите, какой чудесный сад у нас получился! Пусть в нашей стране никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики. Пусть человек любит свою семью, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы. И пусть в сердце каждого человека распускаются прекрасные цветы, при мысли о своей Родине.
Литература:
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1995.
Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения / Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. – Смоленск: Русич, 2007.