Классный час «Можно ли управлять временем?»
5 - 6 класс
Запрос современности на проектный стиль жизни и информационная и коммуникативная насыщенность среды требуют особого подхода к организации времени.
Развитие у детей навыков тайм-менеджмента в настоящее время стало актуальной задачей. При работе с детьми важно учитывать то, что данное умение неразрывно связано с развитием человека — его интеллектуальной и волевой сферами, самостоятельностью, ответственностью, целеполаганием и рефлексией.
Знания о том, как организовать своё время, помогут пятиклассникам в период адаптации к новым условиям обучения.
В период адаптации многие пятиклассники испытывают
Цель: знакомство обучающихся с правилами планирования своего времени.
Задачи:
Мотивировать обучающихся на организацию своего времени.
Создать условия для формирования индивидуального стиля организации времени.
Формировать навыки социализации через работу в группах.
Предварительная подготовка. Группа учеников проводит социологический опрос по теме «5 минут в моей жизни».
Оборудование: презентация, картинки с птицами для деления на группы, списки хронофагов.
Весь класс случайным образом делится на группы: «совы», «жаворонки», «голуби».
Выбирают хранителя времени, который отслеживает продолжительность каждого этапа.
Этапы классного часа:
Постановка цели. Цитаты. 2мин.
Мотивация. Что в твоём сундучке? 5 мин.
Единицы времени. 3 мин.
Отчёт по социологическому опросу. 3 мин.
Что такое «хронофаг»? 15 мин.
Мой бланк учёта времени. 10 мин.
Подведение итогов. Хронометраж. 7 мин.
Ход классного часа:
Постановка цели. 2 мин.
Прочтите цитаты (на слайде). Сформулируйте главный вопрос нашего классного часа.
«Мудрое распределение времени есть основа для деятельности»
Ян Коменский
«Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени!»
Козьма Прутков
«Я наблюдал то, что большинство людей продвигались именно в то время, которое другие люди попросту тратили»
Генри Форд
«Ни на один день не уклоняться от своей цели — вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им и нелегко»
Георг Лихтенберг
Примерные ответы: Как правильно планировать время? Что такое «время»? Можно ли использовать время правильно? Как всё успеть?
Разминка. Что в твоём сундучке? 5 минут.
Работа в группах.
Каждая группа получает сундучок.
В каждом сундучке 2 одинаковых предмета - конфета, ручка. Третий предмет: План на день учителя, план на день студента, страница из дневника школьника.
Задание: опишите человека, которому принадлежат эти вещи. Какой предмет, по-вашему, больше всего говорит о человеке? Посмотрите, как много о человеке могут сказать дела, которыми наполнен его день.
Единицы времени. 3 мин.
В жизни человека измерение времени играет важную роль. В разные периоды жизни мы используем разные отрезки времени, чтобы структурировать свою жизнь.
Какие единицы времени вы знаете? Расположите карточки по порядку. (В порядке возрастания длительности) -3 минуты.
Единицы измерения времени у всех одинаковые, но одинаково ли вы чувствуете время? Одинаково ли вы тратите минуты, часы, дни?
Выступают участники исследования «5 минут в твоей жизни». 3 минуты
Соцопрос проводится одновременно по всей школе со 2-го по 11-й классы. Детям предлагалось понаблюдать за собой и определить, какие из повседневных дел (связанных с учебой, отдыхом, развлечениями…) занимают пять и менее минут.
Делается важный вывод: дела, которые можно сделать менее, чем за 5 минут, — необходимо сделать сразу, не откладывая!
Что такое «хронофаг»?15 минут.
Все ли дела, которыми наполнен наш день, одинаково полезны?
Хронофаги – поглотители времени.
Индивидуальная работа. Выберите из списка «поглотители» вашего времени. Можете дополнить список. Запишите их в левую колонку.
Нечеткая постановка цели.
Отсутствие приоритетов в делах.
Программное обеспечение с характерным дефектом.
Попытка слишком много сделать за один раз.
Отсутствие достаточного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
Плохое планирование рабочего дня.
Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.
Неэффективное хранение документов и другой информации.
Недостаточное разделения труда, неспособность сказать «нет».
Отрывающие от дел телефонные звонки, письма и разговоры.
Отсутствие самодисциплины.
Неумение довести дело до конца, потеря интереса к проекту.
Неэффективные совещания.
Обсуждение сложных вопросов без надлежащей подготовки.
Синдром «откладывания».
Желание знать все детали, прежде чем действовать.
Спешка, нетерпение.
Обсудите в группе и выберите 5 «хронофагов». Запишите их в общую таблицу. Придумайте «прививки» от «хронофага», т.е. способы того, как сберечь время.
Отчёт о работе группы.
Теперь вернитесь к индивидуальным листам и заполните правый столбец, т.е. напротив каждого «хронофага» напишите возможный способ борьбы.
Уложились ли вы в отведенное время? Что мешало при выполнении задания?
«Мой бланк учёта времени». 10 мин.
Какое отношение к классному часу имеют названия ваших групп? Знаете ли вы к какому хронотипу относитесь?
Кроме физического времени, которое мы отмеряем по минутам и часам, существует еще и так называемое психологическое время. Оно определяется субъективно, зависит от состояния человека и «наполненности» событиями часов и минут. Поэтому самонаблюдение — это возможность понять, что для нас важно, интересно, ценно, как мы относимся к тому, чем наполнена наша жизнь. Это проверка того, готовы ли мы учиться организовывать свое время, которое является нашей собственностью.
Подумайте и обсудите в группах ответы на следующие вопросы:
Как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы?
Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете условные значки, символы, сокращения?
Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк?
Каждая группа представляет свой бланк учёта времени.
Выберите наиболее понравившийся способ учёта времени и поработайте с ним в течение нескольких дней.
Помните, что автохронометраж вы делаете только для себя, это значит, что он не предназначен для посторонних глаз и посторонней оценки. Отнеситесь к этому как к ведению дневника, куда вы записываете свои сокровенные мысли. Вести самонаблюдение в течение всей недели — очень трудная задача. Не огорчайтесь, если у вас не все будет получаться. Постарайтесь прохронометрировать полностью не менее трех дней.
Подведение итогов. Хронометраж. 7 мин. Предположите, сколько времени длился каждый этап классного часа.
Хранитель времени называет реальную продолжительность.
Сравните и сделайте вывод.
Вывод. Управлять временем невозможно, но можно научиться его организовывать.