Классный час во 2-Б классе
Мы изучаем права и обязанности
Цель:познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей «Декларацией о правах человека».
Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.
- И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.
- Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.
- Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).
(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).
- Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:
«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека»
- Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)
3. Вступительное слово учителя
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют?
И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны .Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.
_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.
4. Беседа по теме
- Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).
- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?
(Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать).
Высказывания учащихся
- уважение своей личной жизни, своего достоинства
- на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)
общение и дружбу со сверстниками
- права на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)
благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность
- Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?
(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).
5. Конкурс «Кто больше вспомнит»
«Конкурс «Кто больше вспомнит». Работа в группах. (обсуждения) (класс разделился на 5 групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены) (вспоминаем правила работы в группах) |
1 группа-«Колобок»: (у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.);
«Терем-теремок»: (медведь отнимает дом);
2 группа- «Волк и ягненок» (басня):( волк покушается на жизнь ягненка);
«Красная шапочка»: (волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки);
3 группа - «Муха-цокотуха»(паук хотел убить муху).
«Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)
4 группа– «Приключения Буратино» (держал кукол в рабстве Карабас Барабас)
«Золушка» ( несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)
5 группа – «Приключения Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)
«Волк и семеро козлят» (Волк не имеет права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).
Вывод:
- Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.
ФИЗМИНУТКА
6. Изучение обязанностей учащихся.
- Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.
Работа в парах ( на столах карточки)
«Обязанности учащихся»: 1.Посещать все уроки, не опаздывая на них. 2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе. 3.Успевать по всем предметам школьного курса. 4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения. 5.Соблюдать культуру внешнего вида. 6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу. |
- И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.
- Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.
И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»
Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.
- Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?
(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).
- Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).
- Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).
- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).
- Итог:
-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).
- Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).
- Хотите жить без друзей (Нет).
Вывод:
- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.
Итог
- Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
Игра «Встретимся с друзьями!»
Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки - найдут друзей.
9. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
10. Рефлексия
- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? (смайлики)