СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мы в ответе за свои поступки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мы в ответе за свои поступки"»

Классный час в 7 классе

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»



Цели проведения:

* упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них; профилактика правонарушений несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

* воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

*формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

*развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

*расширение и активизация словарного запаса, закрепление произносительных навыков учащихся в процессе занятия.

Оборудование; компьютер, проектор, доска,наглядный материал

Ход классного часа

Учитель: «Посмотрите! У меня в левой руке тёмные нити, а в правой яркие. - С чем можно сравнить эти нити?»

Ученик: «С жизнью»

Учитель: «Какие ассоциации у вас вызывают яркие нити?»

Ученик: «Добро, творчество, забота, общение с интересными людьми, интересное дело, помощь пожилым».

Учитель: «А тёмные нити»?

Ученик: «Эгоизм, жадность, сомнительные друзья, скука, одиночество, зависть, злоба»,

Учитель: «Так и в жизни людей существует 2 стороны тёмная и яркая как 2 государства».





Притча

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всe можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? - Жители стали жить по законам. - Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Работа в группах:

Конкурс « Собрать высказывания великих о Законе»

Законы изобретены для блага граждан.
(Цицерон Марк Туллий)

Законы сильны нами, а мы — законами.
Демосфен

Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.

А. И. Герцен





Учитель: А знаете ли вы что такое ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРОСТУПОК, ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.



В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:

- Что же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.

- Ребята, почему ваш возраст особенно сложен? (Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. 

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

3.Основная часть

Учитель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.



Задание1.Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, воспитатель поправляет и дополняет примеры):

- плохо учатся,

- бросают школу;

- курят и выпивают;

- грубят и сверстникам и взрослым;

- унижают маленьких и слабых;

- лгут даже без причины;

- стараются выяснить отношения только с помощью силы;

- играют в карты;

- разрисовывают стены;

- портят школьное имущество и многое другое.

Учитель:На прошлой неделе вы заполнили маленькую анкету «Что беспокоит Вас в жизни больше всего?» и « Причины преступлений» Я обработала ваши анкеты и вот что получилось:

«Что беспокоит Вас в жизни больше всего?»

15%-здоровье близких родственников

12%-будущая жизнь

11%-что-то другое

10%-отношения с родителями и свертниками

9%-чем заняться в свободное время

8%-личная жизнь

5%-конфликты с педагогами

4%-денежные проблемы в семье,

трудное усвоение школьного материала

« Причины преступлений»

17%-зависть

12%-моральная неустойчивость

11%-низкая самооценка

10%-любовь к приключениям

давление старших



9%-нехватка денег в семье

доказать, что ты не трус

8%-лёгкая нажива

6%-собственные неудачи

3%-покрасоваться перед девчёнками,самоутвердиться

2%-скука

Учитель: Всё правильно. Причин может быть много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы. Подросток не смог противостоять преступлению. Но как противостоять, когда нет никого, кому можно всё рассказать. Давайте подумаем вместе и запишем на доске ( ватман разрезанный на полоски, маркер, магниты).

1.Верный друг

2.Родители

3.Одноклассник

4.Телефон доверия

5.Психолог



Учитель. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Учитель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях. Кто может их назвать? А теперь дадим слово нашему эксперту: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско –правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Задание2. В группах вы получили задания. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная



Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном

месте. (А)



УчительРассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Эксперт:.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

Какое правонарушение совершили ребята?

Эксперт: Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

Эксперт;С 16 лет. Административная.  Предупреждение, исправительные работы.

 №3 Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

Эксперт:Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей

(ненадлежащее воспитание ребёнка)

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Эксперт: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

А теперь давайте проведём с вами блиц-викторину

«Закон и я».

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?

Согласно УК РФ – с 14 лет.

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?

Нет.

3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?

Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.

4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?

Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.

5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?

Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.

6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?

Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.

7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?

Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.

8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?

Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.

9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?

Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.

10. С какого возраста наступает административная ответственность?

С 16 лет.

Учитель«Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение»

Работа в группах

Примерная памятка «как не допустить правонарушения»

  1. Проявляй уважение к окружающим.

  2. Займись интересным делом

  3. Продумай свой круг общения

  4. Не замыкайся в себе

  5. Будь ответственным за свои поступки

Учитель: Все мы хотим жить в цивилизованной стране где люди уважают закон .Михаил Задорнов очень точно сказал  «Чтобы жить в цивилизованной стране… ПРОСТО не мусори, не матерись, начни ездить по правилам на дорогах, не давай взяток, не бери взяток, не пей алкоголь и не кури, уважай культуру и учи историю отчизны уважай стариков и сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве». Вы будущее нашей страны и вам продолжать строить цивилизованное общество, в котором будут жить ваши дети и вы и мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки.