Классный час на 1 сентября:
"Экологическая безопасность"
Цели. Познакомить детей с термином «экологическая безопасность»; учить сравнивать, анализировать, обобщать; доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, выполнять правила личной экологической безопасности.
Задачи:
1. Способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
2. Повысить уровень экологической культуры;
3. Воспитывать бережное отношение к природе;
4. Развивать познавательный интерес ребят;
5. Развивать интерес к спорту и ЗОЖ.
Оформление:
а) на доске – эпиграф: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
1. Орг. момент.
Дети входят в класс и рассаживаются за парты, для родителей тоже подготовлены места
У: Звенит звонок всё громче, всё слышней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются!
Звенит звонок нам много лет подряд,
Его услышав люди улыбаются,
И расцветают лица у ребят:
Пришла пора – уроки начинаются!
Вот и закончилось лето, остались далеко беззаботные деньки и вы вновь собрались все вместе, чтобы начать новый учебный год. Я надеюсь, он будет еще более плодотворным в плане учебы и творчества. Вы переступили порог начальной школы, 4 года вместе со Валентиной Петровной вы штурмовали азы программ начальной школы, и освоили их успешно! Теперь вас называют учащимися среднего звена вы – пятиклассники и дальше по школьной жизни мы пойдем с вами вместе, я надеюсь, наш путь будет не извилистой тропинкой, а широкой ровной дорогой, по которой мы пойдем взявшись за руки, помогая друг - другу, поддерживая…. Поздравляю вас с началом нового пути, с праздником 1 сентября!
2. Сообщение темы
Учитель. Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, стиснув виски руками, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важной науке – экологии.
У. Кто помнит из курса 2-го класса, что такое экология?
Дети. Это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. «Эко» по-гречески – дом, «логос» – наука.
У. Получается, что экология – наука о доме. Домоводство какое-то? А может быть, она действительно похожа на домоводство? Что говорится в книгах о домоводстве?
Д. Надо чаще убирать в квартире, разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не пачкать ковры, выносить мусор каждый день.
У. А можем ли мы природу назвать своим домом? Докажите.
Выслушиваются ответы детей.
– Совершенно верно, природа – это тоже дом, но только необъятный и общий для всех людей и животных.
Но если природа – наш дом, то здесь уместны некоторые правила домоводства. Скажите, что это за правила?
Д. Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву.
У. Помните: в природе все взаимосвязано. Каким образом?
Д. Растения и животные могут вместе питаться, жить и помогать друг другу.
У. А кто мне может сказать: что такое окружающая среда? Почему среда, а не вторник или суббота? А Робинзон Крузо наверняка бы сказал – «окружающая пятница».
Д. Среда – это не только день недели. Это слово еще означает все, что есть вокруг нас, в том числе и природу.
У. А можете ли вы мне доказать, что человек – это царь природы, ее хозяин?
– А я могу доказать, что это не так. Миллиарды лет существовала природа без людей. Человек – часть природы. Если мы не изменим отношение к ней, то в будущем мы, люди, можем исчезнуть.
3. Стихотворение Н.А Заболоцкого «Просьба» читают ученики
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб- не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди- исполины, люди- великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно- должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
- А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц, зверей, рыб, цветов и насекомых. Я загадаю вам загадки:
1)Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка
Сердечко золотое! Что это такое? - Ромашка
2) Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелек. – Одуванчик
3) Белые горошки на пушистой ножке. – Ландыш
4) Вырос в поле дом, полон дом зерном
Стены позолочены, ставни заколочены
Ходит дом ходуном на столбе золотом. – Колос
5) Черен, да не ворон, рогат, да не бык,
Лежит- воет, сядет- землю роет. – Жук
6) Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. – Бабочка
7) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. – Стрекоза
8) Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? - Грач
9) Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В них краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? - Олень
4. Задания для викторины
- Сейчас мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о природе. (Учащиеся делятся на 3 команды, выбирают названия и капитанов).
1 конкурс. "Сложи пословицу"
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за определенное время необходимо составить пословицы.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.
Рощи да леса, родного края краса.
2 конкурс. Отгадайте кроссворд.
Растение для аквариума
Домик для птиц, сделанный руками человека
Лекарственное растение с белыми лепестками( по которому гадают)
Семена дуба
Территория, участок земли, охраняемый законом
Хищное животное, занесенное в «Красную книгу»
Птица, для которой зимой делают кормушки
Хвост-коротышка,
уши вдоль спинки,
Глаза- с косинкой.
Одежда - в два цвета:
На зиму и лето.
| 1.э | л | о | д | е | я | |
| 2. с | к | в | о | р | е | ч | н | и | к |
| 3. р | о | м | а | ш | к | а | |
| 4. ж | е | л | у | д | и | |
5 .з | а | п | о | в | е | д | н | и | к |
| 6. т | и | г | р | |
7. с | и | н | и | ц | а | |
| 8. з | а | я | ц | |
3 конкурс. Нарисовать экологические знаки.
Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются правилами дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. А теперь, за отведенное время (5 минут) каждая команда нарисует плакат по охране окружающей среды.
4 конкурс. «Брейн-ринг»
Для каждой команды задают по 8 вопросов, на которые требуется быстро ответить, жюри подсчитывает количество правильных ответов
1 команда
У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)
Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)
Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголки осенью? (лиственница)
Когда цветет сирень: весной или летом? (весной)
У этого дерева «дрожащие» листья (осина)
2 команда
Миллион этих цветов подарил художник певице (роза)
Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)
Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)
В какой позе любят сидеть йоги? (лотос)
Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)
Из цветков, какого растения делают красный чай (гибискус, каркаде)
Цветок – символ французских королей (лилия)
Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)
3 команда
За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (ландыш)
Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)
Что обещал привести купец младшей дочери Аленушке (Аленький цветочек)
На поле этих цветов уснула Элли по пути к Изумрудному городу (мак)
По приданию цветок этого растения указывает на клад (папоротник)
На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)
Продолжите. Ромашки спрятались, поникли … (лютики)
К какому цветку обращались со словами «Лети, лети, лепесток через запад на восток? (цветик-семицветик)
5 конкурс. Заключительный.
Последний конкурс проводится как вывод или заключение по всей экологической викторине в форме задания: написать небольшое обращение к людям ( или клятву от имени всех народов) как должен относиться человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране лесов, рек, озер, полей и т.д.
5. Заключение
В заключение, мне хотелось бы еще раз обратиться к вам со словами поэта Д. Родовича:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Наша планета прекрасна и удивительна, давайте еще раз взглянем на нашу голубую планету, часть огромной, бесконечной Вселенной
Видеофрагмент "Планета - наш общий дом"
Подведение итогов, награждение победителей