«Судьбу отметила беда
Нещадно плетью больно била…»
Владислав Амелин
(Информационный классный час, посвященный 80 - летию Победы в Великой Отечественной войне).
МБОУ «Бейская СОШИ им. Н П .Князева»
Белозерова Валентина Анатольевна
Цели: 1. Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны (в частности Великой Отечественной войне).
2. Расширение представлений о героизме во время ВОВ, трагедии людей, попавших в плен.
3. Способствование формированию толерантного сознания, исторического мышления и ответственности за судьбу Родины, гражданской позиции о войне.
Задачи: 1. Применить знания, полученные на уроках литературы, истории, обществознании.
2. Сформировать свою позицию к прошлому и происходящему.
3. Развить умение анализировать и сопоставлять исторические и литературные факты.
Форма проведения: информационный классный час
Оформление и оборудование: ПК, проектор, экран, распечатка текста, презентация, ролик «War Thunder», отрывки из кинофильмов.
Область применения, возраст обучающихся: классный час, 14-17 лет.
Ожидаемые результаты: информационный классный час поможет обучающимся осознать значимость подвига, мужества и любви к своей стране в годы ВОВ; получить информацию о людях, попавших в нечеловеческие условия фашистского плена, выживших вопреки всему и рассказавших миру о чудовищном преступлении против людей – войне.
Методы реализации: словесный, частично – поисковый (через анализ текста к выводам нравственного содержания).
Перечень литературы для обучающихся:
М.А. Шолохов. Судьба человека. Рассказы издательство «Художественная литература». «Классики и современники». Я.,1983 год.
К.Д. Воробьев. Друг мой Момич: Повести. – М.; Современник, 1988 год.
В.Козько. Судный день. «Известия». – М.,1982 год.
К.Д. Воробьев. Убиты под Москвой: Повести и рассказы. – М; Детская литература, 2019
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результат усвоения информации: правильность и полнота изложения, точность фактов, понимание ценности информации, посвященной ВОВ.
Организационный момент. Приветствие.
У времени есть своя память – история, поэтому мы, люди, никогда не должны забывать её уроки. «Память, память, ты порой тревожно бьешь по нервам, бешено скользя. Позабыть такое невозможно, потому что забывать нельзя», - так писала Нонна Гросс. Это о войне, Великой Отечественной войне; о тех ужасах, которые пришлось пережить, испытать на себе людям, оказавшимся и на передовой, и в тылу, и в плену. Именно о людях, которые волею судьбы оказались в плену, выстояли назло всем смертям, приближали Победу даже в этих невыносимых условиях, и пойдет речь на нашем часе (прочитать название).
А что такое война?
Война – конфликт между политическими образованиями (государствами)…, происходящий на почве различных претензий, разногласий в форме вооруженного противоборства.
(Люди не могут договориться, вход идет сила).
2)Способ решения социальных противоречий. В современных условиях войны – способ решения противоречий (экономические, социальные, идеологические, политические интересы).
Война – 1941-1945- захватническая для Германии. Причины- мировой передел. С какой целью? Великая Отечественная война –так стали называть военные действия после обращения к народу Юрия Левитана.Согласно «Директиве №21 «Вариант Барбаросса» ставилась задача «разгромить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании». Но немецкое продвижение в глубь страны было остановлено под Ленинградом, Москвой и Ростовом – на – Дону .По словам немецкого историка К .Рейнгарда ,«под Москвой потерпела крах стратегия Гитлера, направленная на завоевание мирового господства». Это был декабрь 1941 – январь 1942 года. Как тут не вспомнить слова в фильме (1939) Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет »(цитата из Евангелия от Матфея (26:32) «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».
Советский народ проявил небывалый героизм в защите родной земли. Как вы понимаете героизм? Массовый героизм.
Героизм –необыкновенный поступок человека, который в нравственном отношении близок к подвигу. Такой человек берет на себя решение сложнейшей задачи, большую меру ответственности, чем предъявляется к людям в обычных условиях. Выбор был у каждого: «Я или Родина».
(видеоряд) №0
Вывод: только вместе мы могли победить в этой войне, нарушить планы фашистов по захвату Родины.
Хотелось бы поговорит с вами о других героях, в силу трагических обстоятельств, оказавшихся в плену, концлагере, Но и там люди боролись за жизнь и приближали победу. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Все они были солдатами и участниками борьбы с фашизмом. Память о них вечна. (видеоряд) №1 к/ф «Судьба человека».
За годы Великой Отечественной войны через немецкие лагеря смерти прошли миллионы наших граждан. Большинство так и не вернулось на Родину. А те ,кто выжил ,не смогли забыть пережитого –жестокие мучения и страдания не прошли бесследно.
В Германии в строгом секрете создавался чудовищный план истребления русского народа.
В лагерях смерти уничтожение узников шла непрерывно. Они строились не как места заключения, а как фабрики смерти , которые представляли собой конвейер, уничтожавший тысяи человек в сутки.
(Видеоряд) №2 к/ф «Вечный зов»
Человек, оказавшийся в концлагере, переставал быть человеком, становился предметом, подлежащим уничтожению. Привозимых узников сразу же сортировали у вагонов и отправляли к печам крематориев.. Тех, кто выглядел более-менее здоровым, оформляли в лагерь. Выкалывали номер на руке и выдавали полосатую арестантскую одежду.
В чем же причина нечеловеческой жестокости?
III.Историческая справка
Невыносимые условия содержания советских военнопленных были вызваны идеологическим неприятием Гитлером коммунизма и стремлением к расширению пределов своего господства, под которые подводилась формальная основа — Советский Союз не признал Гаагскую конвенцию 1907 года. На самом деле, Гаагскую конвенцию Советская Россия признала ещё в 1918 году (как соглашения о Красном Кресте), а Женевская конвенция, так и не подписанная СССР, регламентировала отношение к военнопленным вне зависимости от того, подписали ли её страны-противники или нет.
.
А люди боролись против фашизма и в плену: создавались тайные группы, помогавшие людям выжить, часто бежать; помогали продуктами, спасали в лазаретах, скрывали и прятали, по возможности, самых слабых, беззащитных. Военнопленные, находясь в невыносимых условиях, боролись с жестокой нацисткой системой, и она не смогла их сломить. Даже в этих условиях, люди не теряли человечность.
(Видеоряд) №3 Червякова Настя читает отрывок из книги К.Воробьева «Это мы, Господи!».
IV.Ребята, это отрывок из автобиографической книги К. Воробьева «Это мы, Господи!», написанной в 1943 год. Ровно 30 дней в литовском городе Шауляй писал Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену, лагере Саласпилс. Повествование ведется от имени лейтенанта Сергея Кострова (зачитать из книги отрывок).
«Каунасский лагерь "Г" был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых "благоустройств", свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные... железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое "боевое оружие". Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп.
...После смерти друга нервы Сергея сдали. Ходил он подавленный, мрачный. Все навязчивей липла мысль о "последней возможности".
Подвиг человека на войне. Каждый воспринимает эту фразу по – своему. Для кого-то в одиночку разбить врага, для других – достойно со всеми защитить Родину. Я думаю, что настоящий подвиг – выйти из войны человеком, сохранить в себе гуманизм, жить в согласии со своей совестью. Наши герои из книг и фильмов не озлобились, остались людьми. Жить на войне ради другого – вот настоящий подвиг.
Но не менее страшная судьба ожидала вернувшихся из плена.
(Видеоряд №4) Постановление Сталина от 16 августа1941 №270
К концу войны поток возвращающихся в Советский Союз военнопленных увеличился. Была разработана новая система проверки органами государственной безопасности всех возвращающихся. Для проверки "бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и окружении противника", была создана целая сеть специальных лагерей. Они представляли собой военные тюрьмы .
Освобожденные военнопленные сводились в особые батальоны и направлялись в районы страны на предприятия лесной и угольной промышленности. С 1956 г. дела бывших военнопленных были пересмотрены. Подавляющее большинство из них – реабилитировано.
Еще хотелось бы вам рассказать о произведении Козько Виктора Афанасьевича «Судный день» - самой сильной и страшной повести о детях, прошедших концлагерь. 10 лет после войны. Колька Летечка – детдомовец, дух, тень, «доходяга». Не жилец. Потерял память после опытов в концлагере. И вот начат процесс над полицаями и карателями .Упрашивал сторож Захарья не ходить на суд. А Колька «шел на смерть» своею волею.
Колька Летечка (имя получил в детдоме, своего не помнит) маленьким попал в концлагерь, где содержались дети-доноры.. Выжил чудом, ошибкой – уполз живым со смертного стола. На суде вспоминает все. «Мама, спаси меня!- закричал он на весь зал, как кричал на всю землю в том далеком сорок третьем»…Прошлое оживает - и убивает Кольку Летечку.
Видеоряд №5 Фотографии военной тематики. Стихи Амелина.
Память о военных страницах прошлого –это нравственная основа того ,что боль, пережитая целым поколением, больше никогда не повторится. Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку военных лет, - и перед нами оживают «герои своего времени и нашего»: «Помните прошлое! Берегите настоящее! Думайте о будущем!»
Подробно о книгах, изданных к 80-летию Великой Отечественной войне расскажет библиотекарь МБОУ «Бейская СОШИ»
Книжная выставка-обзор «Память о войне нам книги оживят»
Тема Великой Отечественной, появившись в нашей литературе с самого начала войны, до сих пор волнует, как писателей, так и читателей.. Мы выбрали книги о Великой Отечественной войне, написанные людьми, прошедшими через войну, пережившими и осмыслившими ее опыт. Вместе с героями мы переживаем трагические страницы истории, вспоминаем тех, кто отстоял независимость и свободу нашей страны.
Серия «Великие битвы Великой Отечественной»
Она состоит из шести книг, в которых собраны небольшие рассказы известного детского писателя Сергея Петровича Алексеева о главных битвах и героях ,о героических поступках на фронте и в тылу.
1 книга 2 книга 3 книга
4 книга 5 книга 6 книга
Виктор Петрович Астафьев – выдающийся русский писатель. Война, какой видел ее Виктор Астафьев , стала центральной темой его творчества. Произведением «Прокляты и убиты» писатель подвел итог своим мыслям о войне как о «преступлении против разума».
В сборник Константина Воробьева вошли его повести "Убиты под Москвой", "Крик", "Это мы, Господи!" и рассказы "Дорога в отчий дом" и "Уха без соли".
Беспощадная проза Василя Быкова открывает обратную сторону войны, говорить о которой не принято до сих пор: бессмысленность потерь, геройство за счет других.
В книгу вошли рассказы Е. Воробьева, Л. Кассиля, Л. Соболева, Л. Пантелеева, Ю. Яковлева, Н. Чуковского о Великой Отечественной войне, часто основанные на реальных событиях. Все эти писатели в 1941- 1945 гг. были на войне и считали, что Победа была бы невозможна без стремления к ней каждого человека нашей страны. Сама же война предстает перед читателем как великое горе, которое отнимает жизни, убивает радость, мечты, будущее.
Почему победа в Великой Отечественной войне должна была остаться за нашим народом? Что такое честь и долг, любовь к Родине? Это главные темы, которые осветил Андрей Платонов в сборнике рассказов «Смерти нет!» Жизнь для тех, кто погиб, защищая свою страну, не окончена, считает писатель, она продолжается во всех, кто живет на земле.
Для чего нужно читать книги о войне? Книги о войне учат нас нравственности и умению даже в трудных жизненных ситуациях сохранять человеческие ценности, никогда не повторять ошибки истории , ценить человеческую жизнь.
Книги о войне учат ценить жизнь Мы живем в мирное время и не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну . Книги о войне показывают , что главная ценность -человеческая жизнь, а счастье — ее неприкосновенность.
От каждого из нас зависит не только настоящее, но и будущее.. Помня о жертвах и подвигах предков, мы должны бережно хранить их щедрый дар – жизнь без войны.
Приближается торжественная дата 9 мая 2025 года. 80 лет со Дня Великой Победы. Но нет даты для скорби: «Мы скорбим по всем тем, кто стал жертвой бесчеловечной нацистской политики истребления целых народов. По тем, кто погиб в газовых камерах или был расстрелян, кто не вынес истязаний и непосильной работы, кто умер от голода и холода в неволе… Пережив тяжелейшие испытания, эти люди сохранили человеческое достоинство, веру в добро и справедливость. Память о горьких страницах прошлого – это вера в то, что эта трагедия.больше никогда не повторится».
Видеоряд №6
Спасибо всем!