СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на правовую тематику для 5 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю в доступной форме познакомить учащихся 5 класса с их правами, а так же показать на примерах их практическое применение.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на правовую тематику для 5 класса.»

Классный час для учащихся 5 класса по теме "Азбука правовой культуры"

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными правами ребенка.

  2. Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.

  3. Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

ХОД УРОКА

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.

Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была при­нята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

Сегодня вы живете с родителями или с бабушками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами и поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей. (Слайд № 1-2)

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете понятие «право»? (Высказывания уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Информационная страничка

Я обращаюсь к ребятам, которые готовили первую страничку под названием

«Информационная». (Слайд № 3)



1-й учащийся

  1. В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и

кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская
Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и
установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней,
разрушила множество городов, сел и деревень...

Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.


2-й учащийся

  1. В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав

человека ~ документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих
- независимо от
национальности и цвета кожи.


3-й учащийся

  1. Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем

говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в!989
году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают
обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже
подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться
о своих малолетних гражданах.

И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

  1. ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)

  2. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.

  3. Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).

Права детей в России регулируются законами:

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).

  2. Семейный кодекс РФ.

  3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

  4. Федеральный закон об образовании.

  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.

  6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  7. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Практическая часть классного часа

Викторина:

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)

  2. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

  3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

  5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

  6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)

  7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

  8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами?


Сейчас перед вами будут разыграны небольшие сценки, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы

зарвавшегося ребенка или подискуссировать на затронутую тему.

Ситуация 1.

Ученик: Марья Иванна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я

шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не

интересные. Пусть нам другого учителя найдут,поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по

всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от

него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в

кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он

виноват во всех наших бедах. Но тем не менее прав ли ученик? На чьей стороне закон?

(Ответы учащихся).

Ст. 13 гласит: «Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация

других людей».

Ситуация 2.

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак.

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая

служит препятствием в получении образования.

Как вы разрешите подобную ситуацию? (Ответы учащихся)

Ст. 32 говорит не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации,

приеме на работу и условиях труда детей. А самообслуживание не может быть

препятствием в получении образования.

Ситуация 3

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!

Классный руководитель, Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.

Заключение

Классный руководитель

Вот и перевернули мы последнюю страничку устного журнала.

Давайте подведем итоги.

Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе,

- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Вывод по классному часу:

  1. Каждый человек на свете должен знать свои права.

  2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

  3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

  4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.