Классный час для учащихся 5 класса по теме "Азбука правовой культуры"
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
ХОД УРОКА
Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.
Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».
Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.
Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».
Сегодня вы живете с родителями или с бабушками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами и поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей. (Слайд № 1-2)
Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Ребята как вы понимаете понятие «право»? (Высказывания уч-ся)
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.
Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
Информационная страничка
Я обращаюсь к ребятам, которые готовили первую страничку под названием
«Информационная». (Слайд № 3)
1-й учащийся
В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и
кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская
Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и
установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней,
разрушила множество городов, сел и деревень...
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.
2-й учащийся
В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав
человека ~ документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от
национальности и цвета кожи.
3-й учащийся
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем
говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в!989
году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают
обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже
подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться
о своих малолетних гражданах.
И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
Права детей в России регулируются законами:
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
Семейный кодекс РФ.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон об образовании.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Практическая часть классного часа
Викторина:
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)
Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами?
Сейчас перед вами будут разыграны небольшие сценки, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы
зарвавшегося ребенка или подискуссировать на затронутую тему.
Ситуация 1.
Ученик: Марья Иванна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я
шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не
интересные. Пусть нам другого учителя найдут,поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по
всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от
него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в
кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он
виноват во всех наших бедах. Но тем не менее прав ли ученик? На чьей стороне закон?
(Ответы учащихся).
Ст. 13 гласит: «Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация
других людей».
Ситуация 2.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая
служит препятствием в получении образования.
Как вы разрешите подобную ситуацию? (Ответы учащихся)
Ст. 32 говорит не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации,
приеме на работу и условиях труда детей. А самообслуживание не может быть
препятствием в получении образования.
Ситуация 3
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель, Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Заключение
Классный руководитель
Вот и перевернули мы последнюю страничку устного журнала.
Давайте подведем итоги.
Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе,
- Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Вывод по классному часу:
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.