Классный час «Наука – это мы»
Цели и задачи:
-
активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
-
развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки;
-
расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
-
повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;
-
организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения.
Ход классного часа
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»
Антон Павлович Чехов
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и творчества! Сегодня наш первый классный час посвящён Дню науки и технологий. (Видеоролик 1)
1 чтец Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
2 чтец Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.
3 чтец Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
4 чтец Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке - громкое “Ура”! (Видеоролик 2)
Ведущий : 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 — в Российскую академию наук.
7 июня 1999 года указом президента РФ, “следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук” был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.
НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
Какие понятия связаны с научной деятельностью? Прогресс, эволюция, технический прогресс, социальный прогресс.
Тайны созданья, загадки природы (читает уч-ся)
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.
Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, И.В.Курчатов, С.П.Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после П.Л.Капицы, российский физик, академик Ж.И.Алферов стал лауреатом Нобелевской премии. (Видеоролик 3)
Ведущий: Фестиваль науки — это, прежде всего, возможность рассказать о новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – радостный, яркий, незабываемый. Мы с удовольствием приглашаем разделить с нами праздник Науки всех, кого отличает любознательность, кому небезразлично постижение нового, кто стремится разобраться в сути вещей, кто хотел бы открыть для себя дорогу в мир знаний.
Игра «Созвездие умников»
1 тур «Вопрос–ответ»
-
Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
-
Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения. (хамелеон)
-
Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
-
Арабская легенда гласит, что однажды некий пастух заметил, в какое бодрое настроение приходят его овцы и как начинают резвиться, когда поедят листья и плоды этого растения. Он рассказал о своём наблюдении мулле, и тот попросил принести плодов этого дерева, чтобы употреблять их самому и давать своим ученикам, чтобы они не уснули во время молитвы. Теперь из плодов этого дерева готовят популярный напиток. О чём речь? (кофе)
-
Самый быстрый зверь. (гепард)
-
Единственное из четвероногих животных, у которого все четыре ноги равнофункциональны. У других животных одна пара конечностей служит для разгона, другая для торможения. К тому же этот зверь – единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет стоять на голове. (слон)
-
Млекопитающее отряда неполнозубых, получившее своё имя за неторопливость. (ленивец)
-
Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
-
Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
-
Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)
-
Самый маленький и холодный океан. (Северный ледовитый)
-
Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)
2 тур «Фразеологизмы»
-
Смелый как …(лев),
-
коварная как …(лиса),
-
трусливый как …(заяц),
-
хитрый как …(лис),
-
злой как …(собака),
-
голодный как …(волк),
-
трудолюбивый как …(медведь),
-
верный как …(пёс),
-
упрямый как …(осёл),
-
бестолковый как …(котёнок),
-
тихий как …(мышь),
-
вольный как …(птица)
3 тур «Весёлые задачи»
-
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
-
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
-
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
-
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
-
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
-
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
-
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
-
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
-
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
-
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
-
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
-
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
А сейчас всем учащимся зачитается напутствие:
-
пытайтесь узнать и понять окружающий мир;
-
учитесь черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала культура;
-
своими знаниями, успехами и достижениями укрепляйте авторитет своей школы;
-
овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя;
-
по больше читайте, интересуйтесь, узнавайте.
5 чтец
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Вперед все в науку!
Свершите большие дела!