Классный час на тему «Я, мои права, обязанности и свободы»
Цели: формирование правовой грамотности подростков.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Выяснить значение понятий “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей.
3. Повышать социально-правовую компетентность учащихся.
4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Оборудование:
-
интерактивная доска;
-
проектор;
-
колонки;
-
ноутбук
Духовно-нравственное направление: дебаты, проблемно-ценностные дискуссии;
Тип мероприятия: Проблемно-ценностное общение, проблемное обучение, беседа
Ход мероприятия
1. Организационный период. Определение темы и целей мероприятия.
У. - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, спасибо, что вы все пришли сюда. Давайте начнем наш классный урок
Итак. Артем, давай представим, что ты принес свои рисунки в класс, показал всем. А я увидела их и сказала, что они мои, а ты их украл. Что ты сделаешь?
Ответ ученика
Алина, теперь давай представим, что ты уже закончила школу и стала заниматься дизайном одежды. Ты дизайнер. И вчера ты выпустила новую линейку одежды. Но я говорю всем, что все твои новые тренды придуманы не тобой, а мной и это все мои модели. Что ты будешь чувствовать?
Ответ ученика
Алла, ты пишешь стихотворения. И к примеру, я случайно получила твою тетрадь с поэзией. И напечатала их на каком-нибудь сайте под своим именем. Что бы ты сделала?
Ответ ученика
Оля, ты оставила свой телефон не заблокированным на столе и вышла из кабинета. И когда ты вернулась, увидела меня с твоим телефоном в руках. Я прочитала все твои переписки с родными и друзьями и рассказала половине класса. Как бы ты отреагировала?
Ответ ученика
Спасибо большое ребят. А теперь давайте попробуем с вами сформулировать название нашего классного часа. (Я имею права, свободу и обязанности) И его цели.
2. Знакомство с терминами и закрепление материала.
У. – Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили все 4 ситуации и назвали права человека, которые в них нарушаются.
-
Право на охрану интеллектуальной собственности.
-
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
-
Право тайны личной переписки
-
Право на охрану достоинства личности
У. – Это одни из тех прав человека, которые прописаны в Конституции РФ. Кто скажет, в какой главе? (второй) Может быть, кто то из вас знает другие права, прописанные в Конституции?
У. – Отлично, если мы с вами вспомнили ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, которые гарантируют вашу свободу, то может быть, кто то из вас знает, что еще указано в Конституции? (обязанности) Давайте вспомним несколько из них
-
Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
-
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
-
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
-
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
-
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
-
памятники истории и культуры.
-
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
-
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.
У. – Сейчас я хочу, чтобы вы прочитали данные высказывания и рассказали мне, что вы о них думаете.
-
“Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинское изречение);
-
“Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
-
“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
-
“Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г.Лихтенберг);
-
“Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).
У. – Спасибо большое, за ваше мнение. Оно очень интересное и по своему верное. Я надеюсь, что хотя бы нескольких из вас оно заинтересовало.
У. – А сейчас, у меня для вас есть еще один вопрос. Дайте мне свое определение слову свобода
Ученики дают ответы
У. – Спасибо, а сейчас давайте немного разберемся, я зачитаю вам небольшой пример, а вы должны сказать, чья свобода была нарушена.
«Группа ребят сидят на улице и слушают музыку из колонки. Уже довольно поздно, на часах далеко за полночь. Из окон жилых домов начинают доноситься крики жителей с требованием выключить музыку»
Запомните, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого!
Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
-
запрет курить в общественных местах
-
запрет пропускать занятия без уважительных причин.
-
запрет кататься по перилам
-
запрет играть на проезжей части дороги.
3. Отработка материала.
У. - Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1. (слайд )
На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2. (слайд )
На улице шестнадцатилетние подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3. (слайд )
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. (слайд )
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
5. Подведение итогов.
Большое спасибо вам за вашу работу. Я хочу спросить, что каждый из вас вынес для себя после этого классного часа?