СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Я, мои права, обязанности и свободы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Я, мои права, обязанности и свободы»»

Классный час на тему «Я, мои права, обязанности и свободы»


Цели: формирование правовой грамотности подростков.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Выяснить значение понятий “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей.
3. Повышать социально-правовую компетентность учащихся.
4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • проектор;

  • колонки;

  • ноутбук

Духовно-нравственное направление: дебаты, проблемно-ценностные дискуссии;
Тип мероприятия: Проблемно-ценностное общение, проблемное обучение, беседа

Ход мероприятия

1. Организационный период. Определение темы и целей мероприятия.

У. - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, спасибо, что вы все пришли сюда. Давайте начнем наш классный урок

Итак. Артем, давай представим, что ты принес свои рисунки в класс, показал всем. А я увидела их и сказала, что они мои, а ты их украл. Что ты сделаешь?
Ответ ученика

Алина, теперь давай представим, что ты уже закончила школу и стала заниматься дизайном одежды. Ты дизайнер. И вчера ты выпустила новую линейку одежды. Но я говорю всем, что все твои новые тренды придуманы не тобой, а мной и это все мои модели. Что ты будешь чувствовать?
Ответ ученика

Алла, ты пишешь стихотворения. И к примеру, я случайно получила твою тетрадь с поэзией. И напечатала их на каком-нибудь сайте под своим именем. Что бы ты сделала?
Ответ ученика

Оля, ты оставила свой телефон не заблокированным на столе и вышла из кабинета. И когда ты вернулась, увидела меня с твоим телефоном в руках. Я прочитала все твои переписки с родными и друзьями и рассказала половине класса. Как бы ты отреагировала?
Ответ ученика

Спасибо большое ребят. А теперь давайте попробуем с вами сформулировать название нашего классного часа. (Я имею права, свободу и обязанности) И его цели.

2. Знакомство с терминами и закрепление материала.

У. – Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили все 4 ситуации и назвали права человека, которые в них нарушаются.

  • Право на охрану интеллектуальной собственности.

  • Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

  • Право тайны личной переписки

  • Право на охрану достоинства личности

У. – Это одни из тех прав человека, которые прописаны в Конституции РФ. Кто скажет, в какой главе? (второй) Может быть, кто то из вас знает другие права, прописанные в Конституции?

У. – Отлично, если мы с вами вспомнили ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, которые гарантируют вашу свободу, то может быть, кто то из вас знает, что еще указано в Конституции? (обязанности) Давайте вспомним несколько из них

  • Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

  • Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

  • Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь

  • памятники истории и культуры.

  • Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

У. – Сейчас я хочу, чтобы вы прочитали данные высказывания и рассказали мне, что вы о них думаете.

  • “Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинское изречение);

  • “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

  • “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

  • “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г.Лихтенберг);

  • “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

У. – Спасибо большое, за ваше мнение. Оно очень интересное и по своему верное. Я надеюсь, что хотя бы нескольких из вас оно заинтересовало.

У. – А сейчас, у меня для вас есть еще один вопрос. Дайте мне свое определение слову свобода
Ученики дают ответы

У. – Спасибо, а сейчас давайте немного разберемся, я зачитаю вам небольшой пример, а вы должны сказать, чья свобода была нарушена.

«Группа ребят сидят на улице и слушают музыку из колонки. Уже довольно поздно, на часах далеко за полночь. Из окон жилых домов начинают доноситься крики жителей с требованием выключить музыку»

Запомните, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого!

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

  1. запрет курить в общественных местах

  2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

  3. запрет кататься по перилам

  4. запрет играть на проезжей части дороги.

3. Отработка материала.

У. - Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд )

На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд )

На улице шестнадцатилетние подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд )

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. (слайд )

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

5. Подведение итогов.

Большое спасибо вам за вашу работу. Я хочу спросить, что каждый из вас вынес для себя после этого классного часа?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!