Классный час на тему:
« Ответственность за свои поступки»,
Анкетирование
«Подросток и конфликт »
Провела кл. рук. 9 а класса:
Тагирова С. Ш.
Опр
"Ответственность за свои поступки"
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности, содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям, формирование коммуникативной компетенции, развитие смекалки, логического мышления.
Оборудование:
высказывание Экзюпери,
пословица «Кто ничего не делает, тот не ошибается»,
рассказ «Честное слово»
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы проведем классный час на неизвестную пока вам тему.
В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
- Чему мы будем учиться на классном часе? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)
II. Изучение нового материала.
1. Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово»
Перед чтением рассказа дается задание.
- Какие качества характера мальчика вызывают уважение к нему? (Честность, ответственность, порядочность, сильная воля, смелость).
- Почему он не оставил пост, хотя ребята убежали и забыли о нем?
- Каким можно назвать его поступок? (ответственным)
2. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
- Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)
- Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).
- Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.
(
честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.
- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?
(Ответы учащихся).
- Как вы понимаете пословицу?
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.
Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.
Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.
Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.
Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.
- Как ведет себя в речном потоке рыба? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)
- Что происходит с плавающим на поверхности бревном?
- В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном?
- Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть по течению, так и против него.
Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.
Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.
- А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?
3. Обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.
- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
- Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).
- Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.
- А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.
4.Игра « Горячий стул ».
- Сев на стул, расскажите случай, когда вы были не очень ответственны.
- Почему люди иногда принимают безответственное решение?
( не хотят брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия).
- Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?
- Обоснуйте свой ответ примерами.
III. Решение проблемных ситуаций.
1группа. К чему может привести безответственное решение врача?
2группа. К чему приведет безответственное решение пилота?
3группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?
- Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.
- Легко ли быть ответственным?
«»Подросток и конфликт » (анкета для учащихся по теме» Конфликты»)»
Пригашаю тебя принять участие в опросе и прошу высказать свое мнение по ряду проблем, с которыми приходится сталкиваться.
Цель – выявление происходящих в школе конфликтов и поиск средств их преодоления.
Ваши ответы помогут найти выход из этой проблемы. Анкета заполняется просто: обведите номер выбранного Вами варианта ответа. Подписывать анкету не обязательно.
1. Какие из следующих суждений, по вашему мнению, точно характеризуют обстановку в нашем классе.
1. Спокойная, не рабочая
2. Спокойная, рабочая.
3. Напряженная, рабочая.
4. Напряженная, конфликтная
5. Другое__________________________________.
2. Как правило, конфликты возникают:
в) в секциях, кружках
г) в общественных местах
РЕКЛАМА
д) ваш вариант ответа
3.Часто ли у тебя возникают конфликты в школе?
а) Почти всегда (каждый день)
б) Довольно часто (каждую неделю)
4.С кем ты чаще всего ссоришься в школе?
а) С одноклассниками
б)С учениками другого класса.
Кто является инициатором данного конфликта?
6. Что является причиной данных конфликтов? (выберите несколько вариантов ответа):
а) не нравится внешний вид;
б) грубое отношение, оскорбление.
в) стремление быть/занять лидирующее отношение в группе, авторитет среди сверстников;
г) несправедливый поступок, обман;
д) несовпадение точек зрения на что-либо;
е) нежелание выполнять чьи-то требования;
ж) несоблюдение правил поведения в школе;
з) другое.
7. Долго ли длятся твои школьные конфликты?а) Довольно долго
б) Нечто среднее
в) Быстро заканчиваются
8. Каково твоё поведение в конфликте?
а) Перестаю общаться
б) Грублю, обзываюсь
в) Физически доказываю свою правоту
г) Стараюсь настроить против своего собеседника других детей и взрослых
9. Как ты решаешь свои конфликты?
а) Сам иду на примирение
б) Жду, пока собеседник предложит помириться
в) Забываю про конфликт
г) Другое
10. Какие чувства ты испытываешь, когда являешься участником или свидетелем конфликта (необходимо выстроить порядок ответов по мере возрастания):
а) спокойствие
б) равнодушие
в) азарт
г) страх
д) раздражительность
е) злость
ж) агрессия
11. Приходилось ли взрослым вмешиваться в разрешение вашего конфликта?
а) Да
б) Нет
12. В какой степени вмешательство взрослых вам помогло?
а) никак
б) конфликт усугубился
в) конфликт разрешился
13.Считаешь ли ты себя защищенным в стенах школы? Обведи кружком один из ответов:
- да
- нет
14. Каждое утро ты идешь в школу с хорошим настроением?
- да
- нет
15.Считаешь ли ты себя способным самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией?
- да
- нет
16.Назовите 5 одноклассников, которые объединяют следующие качества: лидерство, творчество и ответственность_________________________________________________________________
17. Кого из одноклассников ты пригласишь в свою команду для участия в конкурсе, игре?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. С кем из одноклассников тебе не хочется общаться?
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!