СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему « Мир профессий» в 8 классе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа для профориентации учеников среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему « Мир профессий» в 8 классе.»


Классный час на тему « Мир профессий» в 8 классе.


Цель: Выявление учащихся своей профессиональной направленности.

Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями некоторых профессий

  2. Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.

  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

План:

  1. Вступительное слово.

  2. Профессия, специальность.

  3. Игра «Самая-самая»

  4. 4. Рассказы детей о новых специальностях.

  5. Классификация профессий).

  6. Физминутка. Игра –разминка: типы профессий.

  7. Профессиональный план.

  8. Рефлексивный анализ урока.

  9. Итог урока.

Подготовительный этап. Учащиеся получили опережающее здание: найти материал о современных специальностях.

Оборудование: чистые листочки, ручки, фломастеры, ТСО.

Эпиграф: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Ход классного часа.

  1. Чтение наизусть стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» (читает учащийся)

  2. Вступительная беседа.

Учитель. Мы вспомнили стихотворение, последние строчки которого стали эпиграфом нашего классного часа «Все работы хороши -выбирай на вкус».

Это произведение вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.

В 15-16 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях. Обратимся сначала к толковому словарю, чтобы найти ответ на вопрос : Что такое профессия? 

Слово “профессия” происходит от двух латинских слов: “professio” – официально указанное занятие, специальность и “рrofitero” – объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

III. Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями , но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.

Игра “Угадай профессию”

(О каких профессиях идет речь?)

  1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец).

  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

  3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).

  4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).

  5. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).

  6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»?

Необходимо различать эти понятия.

«Функциональное разделение труда. Профессии и специальности»

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии..

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним два упражнения

Упражнение 1. Каждому ученику даются карточки с заданием, а один идет выполнять к доске.

Задание: из списка выделить специальности.

Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение 2 (работа у доски.)

Задание: из списка выделить профессии.

Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.


Учитель. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игру «Самая-самая»

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? (проводится игра)

Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессию:

  1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

  2. Самая денежная (банкир, модель,....);

  3. Самая волосатая (парикмахер, ....);

  4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

  5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);

  6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);

  7. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое дополненное содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка, трубочист и др. картинки устаревших профессий)

Вместе с тем возникают новые специальности : аудитор, сестра-геронтолог, радиолог. О некоторых новых специальностях мы узнаем из рассказов ребят.

Ведущий 1. В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Ведущий 2. Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Ведущий 1. Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Ведущий 2. Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Ведущий 1. Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Ведущий 2. Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Ведущий 1. Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Классификация профессий

Учитель. Выявить область ваших интересов поможет классификация профессий. На предыдущих классных часах мы с вами познакомились с наиболее удачной квалификацией профессий по предмету труда, которую предложил академик Е.А.Климов. Он выделил следующие 5 групп. Пожалуйста, назовите эти группы. Я прошу вас дать полный ответ (ответы учащихся)

(10 слайд)

П – «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Т – «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Ч – «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Х – «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.

Физминутка. Игра-разминка: типы профессий. (10 слайд)

Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.

  • Ч-Т: два раза нагнуться

  • Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.

  • Ч-П: встать.

  • Ч_З: два раза сделать приседание.

  • Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)

Профессиональный план.

Учитель В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращается обратно. Это означает, что надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно :

  1. Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ».

  2. оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ».

  3. узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

  4. Выводится формула правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО.

Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.

«Таблица востребованных и невостребованных профессий»)

Например, если ваши мечты, т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, сотоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется на спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно сделали выбор той или иной профессии.

Ну, а теперь, используя результаты диагностики «Профессиональное предпочтение», которую с вами проводила педагог-психолог «Службы занятости населения в городе Н. Челны» научимся пользоваться формулой правильного выбора профессии.

(Кем в будущем ты мечтаешь стать? Например, водителем. Твоя мечта- это твое «Хочу», обратимся к результатам диагностики, ты склонен к типу профессии «Человек-техника» - это твое «Могу», а теперь воспользуемся сайтом «Службы занятости населения», твоя профессия пользуется спросом на рынке труда в городе . Значит ты сделал правильный выбор.

Вывод:

Учитель.

И последним этапом нашего классного часа проведем рефлексивный анализ урока. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.

Рефлексивный анализ занятия.

Сегодня на занятии :

  • Я научился……………………………………………………………

  • Было интересно…………………………………………………….

  • Было трудно………………………………………………………..

  • Заставило задуматься………………………………………………

Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».





Классный час на тему « Мир профессий» в 8 классе.


Цель: Выявление учащихся своей профессиональной направленности.

Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями некоторых профессий

  2. Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.

  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

План:

  1. Вступительное слово.

  2. Профессия, специальность.

  3. Игра «Самая-самая» (http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-129.shtml

4. Рассказы детей о новых специальностях.

  1. Классификация профессий (http://rodn-i-k.narod.ru/tipologia_pr/klassif_prof.htm).

  2. Физминутка. Игра –разминка: типы профессий.

  3. Профессиональный план.

  4. Рефлексивный анализ урока.

  5. Итог урока.

Подготовительный этап. Учащиеся получили опережающее здание: найти материал о современных специальностях.

Оборудование: чистые листочки, ручки, фломастеры, ТСО.

Эпиграф: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Ход классного часа.

  1. Чтение наизусть стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» (читает учащийся)

  2. Вступительная беседа.

Учитель. Мы вспомнили стихотворение, последние строчки которого стали эпиграфом нашего классного часа «Все работы хороши-выбирай на вкус».

Это произведение вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.

В 15-16 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»?

Необходимо различать эти понятия.

(2 слайд) «Функциональное разделение труда. Профессии и специальности»

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.


Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии..

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним два упражнения

Упражнение 1. Каждому ученику даются карточки с заданием, а один идет выполнять к доске.

(3 слайд)

Задание: из списка выделить специальности.

Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение 2 (работа у доски.) (4 слайд)

Задание: из списка выделить профессии.

Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.


Учитель. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игру «Самая-самая»

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? ( 5 слайд) (проводится игра)


Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое дополненное содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка, трубочист и др. (6 слайд, картинки устаревших профессий)

Вместе с тем возникают новые специальности : аудитор, сестра-геронтолог, радиолог. О некоторых новых специальностях мы узнаем из рассказов ребят.

Рассказ детей о новых специальностях.

Учитель. Самыми перспективными в нашей стране из современных профессий являются это: (7 слайд) менеджер по исследованиям, дизайнер компьютерного макетирования, секретарь со знанием двух иностранных языков, техник производства, строитель-эколог, гид-курьер и т.д. . А теперь давайте посмотрим, какие профессии являются востребованными в настоящее время, именно сейчас в период экономического кризиса, в столице нашей губернии.

(8 слайд) «Востребованные профессии в период экономического кризиса в Саратове ».

Классификация профессий (9 слайд)

Учитель. Выявить область ваших интересов поможет классификация профессий. На предыдущих классных часах мы с вами познакомились с наиболее удачной квалификацией профессий по предмету труда, которую предложил академик Е.А.Климов. Он выделил следующие 5 групп. Пожалуйста, назовите эти группы. Я прошу вас дать полный ответ (ответы учащихся)

(10 слайд)

П – «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Т – «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Ч – «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Х – «ЧЕЛОВЕК- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.

Физминутка. Игра-разминка: типы профессий. (10 слайд)

Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.

  • Ч-Т: два раза нагнуться

  • Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.

  • Ч-П: встать.

  • Ч_З: два раза сделать приседание.

  • Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)




Профессиональный план.

Учитель. Ребята, каждый из вас в будущем мечтает кем-нибудь стать. Я сейчас дам каждому ряду воздушный шар, на котором вы напишите свои будущие профессии.

Посмотрите, только в нашем классе какое разнообразие профессий!

А в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращается обратно. Это означает, что надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. (11,12 слайды)Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно :

(13 слайд)

  1. Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т.е , что я «ХОЧУ».

  2. оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ».

  3. узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

  4. Выводится формула правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО.

(14 слайд) (рисуется рисунок).

Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, сотоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.


(15 слайд «Таблица востребованных и невостребованных профессий»)

Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, сотоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется на спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно сделали выбор той или иной профессии.

Ну, а теперь, используя результаты диагностики «Профессиональное предпочтение», которую с вами проводила педагог-психолог Любовь Владимировна и сайт «Службы занятости населения в городе Балашове» научимся пользоваться формулой правильного выбора профессии.

(Кем в будущем ты мечтаешь стать? Например, водителем. Твоя мечта- это твое «Хочу», обратимся к результатам диагностики, ты склонен к типу профессии «Человек-техника» - это твое «Могу», а теперь воспользуемся сайтом «Службы занятости населения», твоя профессия пользуется спросом на рынке труда в городе Балашове. Значит ты сделал правильный выбор.

Вывод:

Учитель.

И последним этапом нашего классного часа проведем рефлексивный анализ урока. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.

(18 слайд)

Рефлексивный анализ занятия.


Сегодня на занятии :

  • Я научился……………………………………………………………

  • Было интересно…………………………………………………….

  • Было трудно………………………………………………………..

  • Заставило задуматься………………………………………………


Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».

(19 слайд)

Профессий много на Земле,

Но выбирай, любя

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая из них важна.

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

На этом наш классный час подошел к концу. Но прежде, чем попрощаться, я хочу чтобы вы оценили работу нашего занятия. Если вы считаете, что классный час прошел на отлично, вы показываете пять пальцев, если хорошо, то четыре, если на удовлетворительно, три, ну а если совсем не понравилось, то два.

Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?

Спасибо за работу на уроке. До свидания.




Игровое упражнение «Самая-самая»

Цель упражнения- повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда. Время проведения- 1 5 — 3 0 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге,)

Инструкция

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют,

1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

2. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.

Обсуждение

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Гос думы страны, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.

Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая неприличная профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия и т.д.

Начало формы










Классный час по профориентации для 8 класса Классный час, посвященный выбору профессии

Проводится в форме устного журнала. Весь выпуск готовят дети. Классный руководитель распределяет задания, тексты, помогает ведущим найти верную интонацию, преодолеть смущение.

Тексты рубрик небольшие, написаны простым, разговорным языком. Желательно объяснить детям разницу между словом написанным и сказанным и попросить не читать сообщения, а рассказывать своими словами.

Цели: ознакомить детей с новыми профессиями; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа с детьми: выбрать творческую группу для проведения журнала, помочь детям в распределении рубрик, материалов (сделать две ксерокопии материалов устного журнала из данного сценария).

Оборудование: небольшие листочки бумаги для подсчета результатов теста.

Оформление:

- написать на доске тему классного часа;

- написать на доске список:

Пять типов профессий

1. Человек - природа.

2. Человек - техника.

3. Человек - человек.

4. Человек - знаковая система.

5. Человек - художественный образ;

- нарисовать табличку для подсчета результатов тестирования:

А

1 балла

Б

2 балла

В

3 балла

- написать на доске содержание устного журнала (переписать

из плана классного часа).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Устный журнал «В мире профессий»:

1. Лишние люди на рынке труда (Проблема).

2. Пять типов профессий (Ликбез).

3. Тест «Ты и твоя профессия».

4. Ярмарка профессий (Лента новостей).

5. Суд над профессией учитель (Криминал).

6. Самые редкие профессии (Занимательные факты).

7. Минутка для шутки.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «В мире профессий» - так называется специальный выпуск нашего классного журнала. Передаю слово главному редактору (имя, фамилия)..

II. Устный журнал «В мире профессий»

Ведущий 1. Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящен профессиональной ориентации.

Вас ждут такие рубрики: «Проблема», «Лента новостей», «Ликбез» (ликвидация безграмотности), «Криминал», «Тесты», «Занимательные факты» и «Минутка для шутки». Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий. Итак, открываем первую страницу нашего журнала. В рубрике «Проблема» вас ждет статья (имя, фамилия) «Лишние люди на рынке труда».

Лишние люди на рынке труда

Ведущий 2. Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры - технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз

и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не прогуливай! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Пять типов профессий

Ведущий 1. Открываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Ведущая 3. Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

Тест «Ты и твоя профессия»

Ведущий 1. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. (Имена фамилии) предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию*.

Ведущий 4. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы (читает):

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Ведущий 5. А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

Ведущий 4. Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

Ведущий 5. А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Ведущий 4. Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Ведущий 5. Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

Ведущий 4. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Ярмарка профессий

Ведущий 1. В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий. Их подготовили (имена, фамилии).

Ведущий 6. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.

Ведущий 7. В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Ведущий 6. Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Ведущий 7. Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Ведущий 6. Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Ведущий 7. Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Ведущий 6. Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Ведущий 7. Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Суд над профессией учитель

Ведущий 1. А теперь - всеми любимая рубрика «Криминал». В этой рубрике вас приглашают на судебное заседание. Суд над профессией учитель провели наши специальные корреспонденты (имена, фамилии). В роли обвинителя выступает (имя, фамилия), в роли адвоката (имя, фамилия), а в роли судей предстоит выступить вам, уважаемые слушатели. Итак, заседание суда. Слушаем доводы обвинения.

Ведущий 8. Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:

- колоссальные нервные перегрузки на уроках;

- подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;

- нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;

- отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);

- некогда заниматься своими детьми;

- неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;

- низкий уровень оплаты при очень большой отдаче. Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека

здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

Ведущий 9. А я приведу доводы в защиту профессии учитель:

- постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;

- постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;

- большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;

- собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;

рабочий день заканчивается вместе с уроками - можно заняться домашними делами;

- работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение;

- зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги.

Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Ведущий 8. Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение суда: хороша или плоха профессия учителя?

Ведущий 9. Пожалуйста, кто хочет высказаться?

Примерные ответы детей:

- Для кого-то, может быть, эта профессия и в самом деле становится каторгой, если она не подходит человеку по его характеру, психологическим качествам.

- Все зависит от человека: для кого-то такая работа каторга, а кто-то в школе как рыба в воде.

- Все трудности перечеркиваются от сознания важности и нужности это работы.

- Все равно профессия учителя очень уважаемая, хоть низко оплачиваемая.

- Хорошая или плохая профессия учитель - это должен решать сам человек в зависимости от особенностей своего характера.

Ведущий 8. Спасибо всем за участие в нашем судебном заседании, надеемся, оно поможет вам в определении плюсов и минусов выбранной профессии.

Ведущий 9. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

Самые редкие профессии

Ведущий 1. Открываем рубрику «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях подготовили (имена, фамилии).

Ведущий 10. Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Ведущий 11. Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Ведущий 10. Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно*.

Минутка для шутки

Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали (имена, фамилии).

Ведущий 12. Дети и профессии. Сын метеоролога:

- Малыш, сколько тебе лет?

- Плюс пять.

Ведущий 13.

Дочь военного:

- Скажите, тяжело быть дочерью военного?

- Так точно!

Ведущий 12.

Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес! Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?

Ведущий 13.

Сын стоматолога:

- Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

- БОРмашинка!

Ведущий 12. Кто такой профессор?

Ведущий 13. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.

Ведущий 12. А что делает консультант?

Ведущий 13. Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.

Ведущий 12. А кто такая учительница?

Ведущий 13. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 1. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо всем за внимание. До следующих встреч.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Примерные ответы детей:

- Интересный тест, что-то новое узнал о себе.

- Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.

- Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.

- Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.




















Разработка классного часа по теме "Мы и мир профессий"
  • Пономарева Наталья Владимировнаучитель математики

Разделы: Классное руководство

Цель:

  • Расширить знания учащихся о профессиях;

  • Помочь в определении своих интересов и способностей;

  • Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;

  • Информировать их о качествах , присущих людям тех или иных профессий.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. (Слайд 1).

Каждое утро вы приходите в школу учиться - это ваш главный труд, а ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или как говорят ещё, имеют разные профессии. Давайте посмотрим, кем работают, например, ваши мамы? (Слайды 2-6)

Мир профессий – огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает и видоизменяется. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий.

В следующем году вы девятиклассники. Не все из вас после окончания девятого класса пойдут в десятый. Как вы думаете, а сможете ли вы устроиться на работу? Почему? (Ответы ребят).

Верно. Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

II. Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях. Обратимся сначала к толковому словарю, чтобы найти ответ на вопрос : Что такое профессия? (Слайд 7).

Слово “профессия” происходит от двух латинских слов: “professio” – официально указанное занятие, специальность и “рrofitero” – объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

III. Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями , но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.

Игра “Угадай профессию” (Слайд 8)

(О каких профессиях идет речь?)

  1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец).

  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

  3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).

  4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).

  5. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).

  6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

Учитель:

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. (Слайд 9).Чтобы выбрать профессию, нужно узнать , какие профессии существуют. Это первый шаг, нам помогут сделать наши товарищи .

Выступления учащихся о профессиях.

А вы хотели бы узнать , к каким профессиям вы склонны?

Существует много разных профессий и специальностей, и " найти для себя работу по душе довольно сложно.

Что же нужно учитывать при выборе профессии?

Первое – это интерес. Одному интересно путешествовать , другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться.

Второе, на что нужно обращать внимание, – это склонности.Склонности зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас

- Технарь, кто-то гуманитарии, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.Чтобы выявить склонности, можно ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника. (Слайд 10)

Этим мы сейчас и займемся. Я буду зачитывать примеры видов деятельности, а вы в листах ответов - ставить напротив номеров этих видов деятельности знаки “+” или “-“.

  • “+” нравиться;

  • “++” очень нравиться;

  • “-” не нравиться;

  • “- - ” очень не нравиться.

Вопросы по опроснику: (Слайды-11-13)

1а. Ухаживать за животными.

16. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ.

2а.Помогать больным людям.

26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов.

36. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл).

46. Рекламировать, продавать товары.

5а. Обсуждать научно-популярные статьи.

56. Осуждать пьесы, концерты.

6а. Выращивать животных.

6б. Помогать товарищам в работе, спорте.

7а. Настраивать музыкальные инструменты.

76. Управлять трактором, тепловозом и т.д.

8а. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии)

86. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов.

9а. Ремонтировать вещи, изделия.

96. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках.

10а. Лечить животных.

106. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

116. Конструировать машины, проектировать дома.

12а. Разбирать споры между людьми убеждать, разъяснять

126. Разбираться в чертежах, схемах.

13а. Наблюдать за работой художественной самодеятельности.

136. Изучать жизнь микробов.

14а. Налаживать медицинские приборы.

146. Оказывать людям медицинскую помощь.

15а. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях.

156. Художественно описывать события.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

166. Осматривать больных, назначать лечение.

17а. Красить стены, расписывать изделия.

176. Монтировать здания, собирать машины.

18а. Организовывать культпоходы, экскурсии

186. Участвовать в концертах, спектаклях.

19а. Изготовлять детали, строить здания.

196. Чертить, копировать карты

20а. Бороться с болезнями растений.

206. Работать на пишущей машинке.

Обработка результатов. Теперь надо посчитать в каждом столбце таблицы количество плюсов и минусов. Выберите столбик , в котором больше всего плюсов и меньше минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, и возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. (Учащиеся сами подсчитывают результат).

П

Т

Ч

ЗС

ХО

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

Подведем итоги тестирования.

- К какому типу профессий по вашим интересам вы относитесь? (Слайд 14).

Человек – природа”  все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)

Человек – техника”  все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).

Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)

Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.

Итак, вы смогли определить , к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметьспособности к профессии. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны дл работы , а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.

Также можно выявить непригодность к выбранной профессии. Например, отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией ( человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом), особенности темперамента ( меланхолик не должен выбирать профессию, когда нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях; флегматик вряд ли будет успешно работать там, где требуется мгновенная реакция).

IV. Игра “ Самая- самая” (Слайд 15)

Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессию:

  1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

  2. Самая денежная (банкир, модель,....);

  3. Самая волосатая (парикмахер, ....);

  4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

  5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);

  6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);

  7. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с "вечными" профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества приобретают большее значение личностные качества, умения, трудолюбие человека, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как “хочу” , “могу”, “надо”. Коротко формулу “хорошего выбора” можно выразить тремя словами (Слайд 16).

Хороший выбор

надо

хочу

могу

(Беседа с учащимися):

- Как вы понимаете формулу “хороший выбор”?

(Ответы учащихся).

Вывод классного руководителя:

"Хочу" – (интересы и склонности).

Интерес – стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу"  (человеческие возможности, способности, состояние здоровья).

Способности – индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" – (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных факторов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Общая структура профессионального образования (Слайд 17).

Профессию можно получить, в различного рода учебных заведениях, в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях (Слайд 18).

Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:

  • В справочниках для поступающих в учебные заведения;

  • В телефонных справочниках;

  • В компьютерных информационно-поисковых программах в сети
    INTERNET;

  • В рекламных объявлениях;

  • В библиотеках;

  • В ОППК;

  • В районных центрах занятости;

  • В беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;

  • При встречах с учащимися и выпускниками;

  • При личных посещениях учебных заведений.

Типичные ошибки выбора профессии (Слайд 19).

Итог классного часа:

Сегодняшний классный час я хочу закончить таким стихотворением:

Тысячи тропок готовит судьба, 
Сотни загадок в запасе хранит. 
Какой она будет - тропинка твоя 
Это тебе предсказать предстоит. 
Будешь ли ты водить корабли, 
Или секреты веков узнавать, 
Построишь ли мост от Луны до Земли 
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет. 
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.















Самоанализ классного часа “Мы и мир профессий”

Цели классного часа:

  1. Расширить знания учащихся о профессиях;

  2. Помочь в определении своих интересов и способностей;

  3. Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;

  4. Информировать их о качествах , присущих людям тех или иных профессий.

Классный час структурно выдержан.

1. Начало классного часа: введение в тематику, озвучивание цели.

2. Воспитательная деятельность: началась с необычной формы: просмотр слайдов “путешествие” по местам работы родителей учащихся.

Уточнение понятия “профессия” как рода трудовой деятельности, требующей определенной подготовки являющейся обычно источником существования.

Также был проведен игровой момент, в ходе которого было определено, смогут ли учащиеся по пословице определить профессию, которой занимается человек. Большинство профессий учащимися были определены, за исключением профессии- конюха.

Учащиеся подготовили также информацию, которой поделились с одноклассниками, рассказав им о профессиях инженера-программиста, корреспондента, модельера, летчика.

Учителем было рассказано, что для выбора профессии нужно учитывать три составляющих: интерес, склонность, способность человека.

Дальше была проведена диагностическая работа, которая состояла: 1) из объяснения, как отвечать на вопросы дифференциально-диагностического опросника; 2). как обработать свои результаты и узнать предпочитаемую группу интересов.

По итогам тестирования было определено, что из 14 учащихся, присутствующих на классном часе:

  • 4 (29%) имеют склонности к типу “человек-природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.);

  • 4 ( 29%) – к типу “человек-человек” – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (педагоги, врачи, продавцы, экскурсоводы, юристы, милиционеры , парикмахеры и т.д.);

  • 4( 29%) – “человек -техника” – все технические профессии(строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей профессии, обувщики и т.д.);

  • 1(6,5%) – к типу “человек-знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты, кассиры и т.д.);

  • 1( 6,5%) – человек – художественный образ”. Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.

Во время обсуждения результатов тестирования внимание учащихся было обращено и на то, что необходимые способности при выборе профессии надо постоянно развивать. Однако случается то, что человек к выбранной профессии может быть профнепригоден (например, по здоровью, по темпераменту).

Игра “самая-самая” помогла закрепить знание профессий, специальностей учащимися, в ходе которой учащиеся с элементами юмора приводили свои примеры. Например, самая зеленая – садовод, лесник, и т.д. В заключении классного часа ученики были ознакомлены с основными факторами, условиями выбора профессии: “хочу”, “надо”, “могу”.

Проведенный классный час был первым из запланированных мероприятий по данной тематике.

3. Подведение итогов: Материал классного часа и предлагаемые формы работы (игры, беседа) подобраны с учетом психофизического развития учащихся данного возраста и рекомендациями методистов, психологов.

В ходе классного часа соблюдался методический принцип-коммуникативность.

Считаю, что цель классного часа достигнута, т.к. учащиеся смогли понять, что надо для выбора будущей профессии. Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи, мечту.

Из всего этого можно сделать следующий вывод: проводить дальнейшую работу (в 9 классе) по профориентации учащихся, расширить знания о профессиях, рекомендовать специальную литературу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!