Фёдоровская ОСОШ №1
Классный час на тему:
«Мои права и обязанности»
Провела: учитель начальных классов,
классный руководитель
Бородулина А.М.
с.Фёдоровка, 2019 год
Классный час на тему: " Мои права и обязанности".
Дата проведения: 07.11.2019 г.
Цель занятия: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности, формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.
Задачи: способствовать воспитанию правовой культуры; воспитывать уважение к правам человека; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
-Все мы находимся под защитой нашей республики и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане Республики Казахстан.
-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – удостоверение личности. А у вас пока - свидетельство о рождении.
- На этой огромной территории нашей Республики живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.
-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, республика приняла важный закон:
«Конституцию РК». - Она даёт человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.
2.Знакомство с правами:
-Наши права – охраняются республикой - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
Найди такое благо, без которого может обойтись человек: Труд. Жизнь. Прислуга. Отдых.
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела». -Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.
-А зачем человеку труд?
В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, - Нет священней слова: "Труд!"
Все, что пьем мы полной чашей, В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей, Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный, Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный, Все - наследие трудов!...
-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться. -Кем вы хотите стать?
-Что приносит счастье – труд или безделье?
-Назовите концовку пословиц: «Труд кормит, ...а лень - портит».
Старание и труд ...к счастью ведут. «Хочешь есть калачи, …не лежи на печи»
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работая и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.
-А обладают ли этими правами дети?
(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)
Анализ ситуаций: -Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое?
-Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»?
Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
-Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». -О каких же ещё правах в ней говорится?
Аукцион для детей:
-Назовите имена людей, которые прославили Республику? -Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище? -Потому что у них тоже есть право на имя.
-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Малыш, что остался один в целом свете, Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те, что за детство в ответе, Ребёнку семью помогите найти.
-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. -А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
Физкультминутка: -Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы… - моем посуду, - застилаем постель, - стираем, - гуляем с собакой, - поливаем цветы, - выносим мусор, - проветриваем комнату, - ходим в магазин за хлебом, -чистим картошку,
-вытираем пыль
-Дети имеют право на обучение.
Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле, Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе Добросовестно учись.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.
-Народная мудрость гласит: Больше узнаешь -…. сильнее станешь.
Кто любит науки, ….тот не знает скуки. (Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?
-Ваши родители и наша республика создают для вас все условия для учёбы.
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
Игра «Разрешается – запрещается» (разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это… (разрешается).
Если кто того не знает: Мать с ребенком разлучает. Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается). Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться. Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа…. (запрещается). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина. Строго…. (запрещается)
Подведение итогов:
-Посмотрите, какой чудесный цветок получился. -Перечислите свои права по символам на лепестках.
-Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать. Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.
-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!
-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей.)
3. Рефлексия. Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами:
«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)