Лозовская Средняя школа
Классный час
«Роль семьи в формировании личности»
Подготовила
Учитель начальных классов
Альшевская Надежда Владимировна
2019 г.
Тема: Роль семьи в развитии личности.
Цель: раскрыть моральные основы семьи, определить содержание моральных требований, которые регулируют межличностные отношения в семье; помочь ученикам понять, в чем ценность семьи для каждого человека; научить избегать конфликтов в отношениях с родными, контролировать свои мысли и поступки, давать правильную самооценку, развивать коммуникативные способности.
Оборудование: мультимедийный центр, интервью жителей села, пословицы о семье, раздаточный материал, анализ анкетирования о роли семьи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
УЧИТЕЛЬ: Сегодня наше мероприятие посвящено теме «Семья». Все мы хорошо знаем, что человек силен тогда, когда он не одинок, когда он знает, что его поддерживают, когда у него есть семья. Потому, что семья – это наша опора, эта та духовная среда, где находишь спокойствие и уют. Сейчас вашему вниманию мы хотим представить интервью наших взрослых экспертов и наших учеников о том, какую роль в их жизни играет семья.
(Просмотр фильма)
ВОПРОС: Ребята, скажите, а что общего мы можем найти во всех этих интервью?
ОТВЕТ: Правильно, что семья занимает важное место в жизни людей.
УЧИТЕЛЬ: Мы с вами понимаем, что семья имеет очень важное значение для каждого из нас, ведь в ней мы окружены близкими людьми, которые могут понять, простить, поддержать, помочь стать на ноги и найти свой путь в жизни. Семья - это институт общества, который обеспечивает физическое и духовное продолжение рода человеческого.
Ученик. Перед мероприятием наш отдел статистики разработал материал для проведения анкетирования среди взрослых и детей. И сейчас мы хотим представить вашему вниманию его результаты. (На мультимедийной доске, появляются результаты анкетирования, представленные в виде графиков, выступление одного из представителей отдела статистики).
УЧИТЕЛЬ: Одно из важных аспектов семейной жизни это воспитание. Но оно бывает разным. Демократическим, авторитарным и либеральным. Сейчас мы с вами рассмотрим эти виды каждый в отдельности, и вы сможете воочию убедиться, чего можно добиться, если будете применять один из этих видов в своей будущей семье, или являясь участником воспитательного процесса в данное время. После просмотра каждого ролика вы должны дать свою оценку представленному виду. Если вам какой-нибудь из них понравиться, вы хлопаете в ладоши, если нет - гудите и свистите, показывая ваше презрение к таким методам воспитания.
(Отрывки из фильмов о воспитании, «Мери Поппинс» (демократический), «Любимая, мы убиваем своих детей»), демонстрация сопровождается комментарием учителя.
УЧИТЕЛЬ: Семейные отношения охватывают все основные виды деятельности: обучение, труд, отдых. И каждый из нас знает, что любой процесс деятельности требует управления. Дома эту роль выполняют родители. Нередко в семье действуют четко установленные правила. Если они разумные, то воспринимаются всеми членами семьи как должное. И мы должны понимать, что эти правила должны быть одинаковыми для всех. Если вам ребята, позволяют брать участие в разных мероприятиях вместе с родителями, если к вам прислушиваются, то вы непременно усвоите демократические традиции, принятые в обществе.
Так как наше государство является большой украинской семьей, где есть взрослые и дети, в нем тоже действуют законы.
(Ролевая ситуация № 1)
1-я мать (пьет капли): Ну и дети сейчас пошли, до инфаркта доведут!
2-я мать: Добрый день, соседка. Да ты заболела что ли?
1-я мать: Да разве ж тут не заболеешь, если мой балбес, на прошлой неделе в школе стекло разбил, вчера подрался с соседом по парте, а сегодня еще и урок сорвал. Я на него, конечно, накричала, да еще хотела по шее дать, а он мне заявляет: «Ты меня бить не имеешь право, а то будешь отвечать за жестокое обращение с ребенком, потому что так прописано в Конвенции».
2-я мать: Ты знаешь, и моя дочь что-то мне твердила об этой Конвенции. Еще в 8 классе учиться, а уже парень какой то появился. Я ей говорю, что надо, прежде всего, учиться, а она мне – не вмешивайся в мои личные дела, потому как это запрещено Конвенцией о правах ребенка.
1-я мать: И что это за Конвенция такая?
УЧИТЕЛЬ: Один из таких «Конвенция о правах ребенка». О ней нам сейчас расскажут ученики 11 класса Козак Влад и Романенко Жанна.
(Выступление с презентацией)
Ученик: Наша творческая группа, проработав статьи Конвенции, решила проверить вас на внимательность, но в нестандартной форме. Сейчас мы с вами посмотрим выступление наших молодых, но подающих большие надежды актеров, которые покажут нам наши житейские ситуации, а вы постараетесь определить, есть ли здесь нарушения, согласно международному документу.
(Ролевая ситуация № 2)
Иванушка. Сестрица, Аленушка! Я есть хочу!
Аленушка. Потерпи Иванушка! Вот скоро придем домой, там и поешь.
Иванушка. Аленушка, может, зайдем в этот магазин и купим чипсы?
Аленушка. Нельзя, братик мой! Там находится много разных консервантов и искусственных добавок, заболеешь.
Иванушка. А может, зайдем в этот магазин, купим сухариков и орешек?
Аленушка. Нельзя, братик, они содержат усилитель вкуса.
Иванушка. Ну, тогда давай хоть кока-колу купим!
Аленушка. Нельзя! Она содержит красители и заменитель сахара!
Иванушка. Что ты мне твердишь: «Нельзя, нельзя!» я не маленький, мне уже 12 лет, и я сам буду решать, что мне можно, а что нельзя!
Аленушка. Нет, мой дорогой! Ты еще ребенок!
Иванушка. Говорю тебе, я уже не ребенок! (статья 1 Конвенции, ребенок – это человек, не достигший 18-летнего возраста.)
Ролевая ситуация № 3.
Дочь. Привет, мамочка! Я уже дома, проголодалась страшно, а что у нас есть покушать?
Мать. Пойдем на кухню, я тебя покормлю. А ты что, встречаешься с Николаем?
Дочь. А ты откуда знаешь, неужели прочитала мое письмо?
Мать. А что здесь такого?
Дочь. Ты не имела на это права!
Мать. Я – твоя мама, я имею право знать все о твоей личной жизни!
Дочь. Нет, ты не имеешь право читать мои письма.
Мать. Я не имею права, а ну быстро в комнату, сейчас я покажу тебе твои права! (ст. 19, 37 Конвенции, ни один ребенок не может быть обижен, оскорблен; ст. 16, имеют на личную жизнь.)
(Ролевая ситуация № 4.)
Мать. Куда это ты, дочь собираешься?
Дочь. На дискотеку.
Мать. На какую дискотеку? А уроки уже сделала?
Дочь. Мама, какие уроки, завтра же суббота. И к тому же после тяжелой учебной недели я имею право на отдых. (ст. 31, право на отдых, но не нужно забывать, что родители являются главными в семье
и их нужно ставить в известность, куда вы собираетесь.)
(Ролевая ситуация № 5.)
1-я девочка. Слушай, ты знаешь, в наш класс прибыла новенькая. Ты б ее видела: ноги кривые, фигуры совсем никакой, на голове – два мышиных хвостика, а на лице во-о-такие очки! Вылитая Катя Пушкарева! Страшилище, б-р-р кошмар!
2-я девочка. Оля, но ведь так не хорошо говорить. Возможно, и ты для кого-нибудь выглядишь смешной.
1-я девочка. А что здесь такого? Я просто высказала свое мнение, имею на это право. (ст. 12, 13, право свободно высказывать свою точку зрения, если это не нарушает право другого человека.)
Ученик: А сейчас прошу вас внимательно посмотреть на спинки стула, и том из них, на котором вы обнаружите смайлик выходят в зал. Задание такое: опираясь на рифму сочинить стихотворение о семье и взаимных правах в семье.
МОИ ПРАВА
……………………………………………ребенок,
……………………………………………теленок.
………………………………………...у докторов,
…………………………………………..здоров.
………………………………………….старался,
…………………………………………..улыбался!
………………………………………….семьянин,
………………………………………..гражданин.
МОЯ СЕМЬЯ
…………………………………………..семья,
………………………………….мама, папа, я.
…………………………………………..поход,
………………………………………….пароход,
………………………………………в порядке,
………………………………………зарядку.
………………………………………ненастье,
………………………………………счастье!
УЧИТЕЛЬ: Пока ребята сочиняют стихи, мы с вами попробуем вспомнить несколько песен о семье, родителях, и все вместе спеть. («Папа может», «Солнечный круг», «Моя мама лучшая на свете» ). После зачитываются стихотворения.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а теперь задача правой половины, написать на шариках как можно больше слов, которые характеризуют понятие семья. А левая половина вспомнит права ребенка, которые прописаны в Конвенции. Дружно под музыку подкидываем шарики противоположной стороне, проверяем правильность и подводим итог. (звучит песня «Родина моя», в исполнении С.Ротару)
Учитель: Хотелось завершить наше мероприятие словами В.М.Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Творите добро, помните, что семья это поддержка и опора, будьте счастливы!