СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Музыка Народов Урала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями и идвидуальными качествами личности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Музыка Народов Урала"»

Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студенток группы 26

Сониной Анастасии Юрьевны и Савченко Алины Романовны

Дата: 18.05.2018 г.

Класс: 1 «Б».

Учитель: Секерина Татьяна Николаевна.

Руководитель практики: Храмова Светлана Александровна подпись

Тема: «Музыка народов Урала».

Форма проведения: игра-путешествие.

Цель: формирование познавательного интереса в изучению истории музыки народов Урала.

Планируемый результат:

Личностный: дети проявляют чувство гордости за свою страну, за свою Малую Родину, российский народ, народ Урала, проявляют ценностное отношение к культуре разных народов;

Метапредметный: дети обладают критическим мышлением, навыками активного слушания, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию, демонстрируют умение анализировать информацию.

Предметный: демонстрируют знания о музыке народов Урала, знают народные инструменты.


Задачи:

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою страну, за свою Малую Родину, российский народ, народ Урала, формировать ценностное отношение к культуре разных народов;

Развивающая: развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Образовательная: формировать у обучающихся представление о музыке народов Урала, формировать элементарные представления о музыкальных инструментах народов Урала.

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

  • Воспитывать через взаимодействие;

  • Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.



Принципы обучения:

  • Принцип деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип психологической комфортности;

  • Принцип минимакса;

  • Принцип доступности;

  • Принцип воспитывающего обучения;

  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.



Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта:

  • Педагогическое требование;

  • Игра.

  • Методы осмысления социального опыта:

  • Беседа;

  • Художественное слово.

  • Методы стимулирования:

  • Поощрение;

  • Игровые ситуации.

Методы обучения:

  • Наглядные:

  • Демонстрация: презентация, аудиофайлы.

  • Словесные:

  • Беседа.

  • Практические:

  • Упражнение.

Дидактические средства:

  • Наглядные:

  • Демонстрационный материал:

  • Презентация по теме;

  • Аудиофайлы.

  • Мультимедийные:

  • Мультимедиа проектор;

  • Компьютер.

Список литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.

  • Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • https://yandex.ru/images/ Яндекс. Картинки.

  • https://slovar.wikireading.ru/6694 HYPERLINK "https://slovar.wikireading.ru/66947"7


План

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Мотивационно-целевой этап (6 мин)

  3. Основной этап (34мин)
    3.1
    Русская музыка;
    3.2
    Татарская музыка;
    3.3
    Башкирская музыка;
    3.4
    Украинская музыка;
    3.5 Марийская музыка.

  4. Подведение итогов (рефлексия) (3 мин).

Ход классного часа

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога



Деятельность детей


Планируемый результат


  • Организационный момент

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу


Педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна.
- А меня - Алина Романовна.
- И сегодня классный час у вас проведём мы.
- Перед тем, как начать, нам бы хотелось прочитать вам стихотворение:
«Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям.
Улыбайтесь – это просто!
Лучик солнца – это вам!»
- Пусть у вас сегодня будет солнечное настроение.
- А сейчас тихо сядут девочки.
- И ещё тише – мальчики.



Взаимное приветствие. Обучающиеся присаживаются на свои места.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; личностные УУД: смыслообразование


  • Мотивационно-целевой этап

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Работа с карточками (полоски флага), беседа, стимулирование занимательным содержанием.

- Перед тем, как начать, мы предлагаем вам выполнить задание.
- Скажите, ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно. И сейчас каждой паре мы раздаём полоски разных цветов: белого, синего и красного. Вам нужно из них собрать флаг нашей страны. Кто будет готов, поднимите, пожалуйста, руки.

- Время вышло. Сейчас мы пройдём и посмотрим, как у вас получилось.
- Молодцы. Правильно. Наша страна очень большая. А вы знаете, сколько в России живёт человек? 144,3 миллиона. Это очень много!
- А ещё наша страна разделена на регионы. Вы знаете, как называется регион, в котором мы живём? (Урал)
- Урал, правильно. Урал - это многонациональный регион. Т.е. здесь живут очень много национальностей, или их ещё называют народами. А вы знаете, что такое народ? (это люди, объединённые одной территорией)
- У каждого народа есть своя культура, т.е. то что создал человек – материальные и духовные ценности.
- А ещё у каждого народа есть своя музыка. Хотите с ней познакомиться?
- Тогда мы с вами отправимся в путешествие по Уралу, познакомимся с некоторыми народами и их музыкой.
- Ой, кажется мы кое-что забыли. С нами хотел пойти ещё один друг.
- Отгадайте ребята, кто же это:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик)
- Правильно! Сегодня мы поможем ещё и Лунтику узнать о том, какая же музыка бывает на Урале.
- А отправимся мы в наше путешествие на поезде.

- Мы с вами посетим несколько семей. В каждой из них мы сможем узнать особенности музыки какого-то из народов Урала. И самой первой станет русская семья.




Обучающиеся собирают из полос флаг Российской Федерации.





Обучающиеся активно взаимодействуют со студентом – практикантом, отвечая на поставленные вопросы.










Обучающиеся отгадывают загадку, демонстрируют эмоциональную отзывчивость.















Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Познавательные (общеучебные) УУД: целеполагание.

  • Основной этап

Задача: формировать представление о музыке и культуре народов Урала, способствовать проявлению интереса к данной теме.

Воспитательная задача: воспитывать толерантное отношение к народам Урала.

Образовательная задача: формировать элементарные представления о музыкальных инструментах различных народов.


3.1 Русская музыка

Задача: формировать представление об особенностях русской народной музыки, знакомить с русскими народными инструментами.


3.2 Татарская музыка

Задача: формировать представление об особенностях татарской народной музыки, знакомить с татарскими народными инструментами.


3.3 Башкирская музыка

Задача: формировать представление об особенностях башкирской народной музыки, знакомить с башкирскими народными инструментами.



3.4 Украинская музыка

Задача: формировать представление об особенностях украинской народной музыки, знакомить с украинскими народными инструментами.



3.5 Марийская музыка

Задача: формировать представление об особенностях марийской народной музыки, знакомить с марийскими народными инструментами.















































































Работа с презентацией, упражнение, игровая ситуация, педагогическое требование, ситуация свободного выбора, беседа, поощрение, прослушивание аудиофайлов.

1.Русские.
Русские народные мелодии очень разнообразны, то слышится нежная грусть, то неудержимая буйная радость. Существовали разнообразные музыкальные инструменты - духовые, струнные, ударные. В их числе - различные дудки, пастушеские трубки и рожки, гусли, балалайка, гудок, лира. (изображения инструментов представлены на слайде)

Особенности русской народной песни: повторность, мелодичность, распевность, частая параллель с природой.

- Ребята, Лунтик спрашивает, а какие вы знаете русские народные песни?
- Одной из самых известных является песня "Калинка-малинка" и у многих именно она ассоциируется с Россией.

Играет песня: Надежда Кадышева "Калинка-малинка".

- Ребята, а сейчас мы сами превратимся в музыкантов. Вот эти ребята получают деревянные ложки – ещё один музыкальный инструмент.

- А все остальные ребята приготовят свои ручки. Они будут отбивать ритм ладошками.

- И сейчас мы снова с вами послушаем небольшой фрагмент песни «Калинка-малинка», а вам нужно будет попробовать сыграть эту песню на ложках.

- А вам – хлопать в такт в ладоши.

- Приготовились, ребята. Слушайте внимательно.

(затем можно поменяться)

Второй вариант - задание на слайде: Какой инструмент относится к русским?

- Молодцы! Вы настоящие музыканты!

- А следующая семья будет татарская.

2. Татары.
Татарская народная песня - это творчество, в котором выразилась душа народа. Ценность её в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение. Татарская народная песня помогает узнать о быте, о нравах, традициях татарского народа, его самобытный фольклор.

Основными музыкальными инструментами татар являются гармонь, курай, кубыз, мандолина, думбыра. (на слайде)

А звучит татарская народная музыка так:

Играет песня: Татарская народная музыка - Плясовая.

- А сейчас, ребята, мы предлагаем вам раскрасить вот такие музыкальные инструменты. Как только они обретут цвет, мы сможем услышать, как они звучат. (раскраска – мандолина)

- А следующей семьёй станет башкирская.

3. Башкиры.
Башкирская культура, создаваемая веками, чрезвычайно богата и многогранна, в выразительности танца, в словах песни и эпоса, в звучании музыки сокрыта вся история жизнестойкого и трудолюбивого народа.
Характерными особенностями башкирской народной музыки являются органическая связь народных песен и наигрышей с преданиями и легендами, преобладающая сольная традиция, импровизационность, высокая исполнительская культура, создание авторских произведений народными музыкантами.
Большинство произведений башкирской вокальной музыки исполняется в сопровождении курая, думбыры, скрипки, мандолины и др (изображения инструментов представлены на слайде).
Играет песня: Башкирские народные песни - Курай башкирский



- Посмотрите, ребята, у каждого на парте лежит лист, а на нём изображены инструменты. Инструменты все разные. Вам нужно найти среди них струнные, т.е. те, у которых есть струны.

- Молодцы. А мы отправляемся к украинской семье.

4. Украинцы.
Украинские народные песни необычайно музыкальны. Мелодии песен отличаются широтой, напевностью, многие из них имеют лирический характер. Украинский язык мелодичен, милозвучен, его приятно слушать, особенно в песнях.
Основными инструментами являются бандура, семплы, цимбалы, лира и др.(изображения инструментов представлены на слайде).
Играет песня: Украинская народная песня - Маруся.

- А сейчас вам нужно отгадать, что же это за инструмент звучит.

(Балалайка, гитара, барабаны, рожок, гармонь)

- А мы едем в гости в семью марийцев.


5. Марийцы.

У марийцев лирическая и танцевальная музыка. Мелодии и слова долго передавались из уст в уста, т.е. из поколения в поколение.

Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Основными инструментами являются гусли, барабан, трубы, шувыр.(изображения инструментов представлены на слайде).

Играет песня: Марийская народная - Айда, йолташ, муралтена


- Вот, ребята, мы с вами познакомились с музыкой некоторых народов Урала. А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные.

- Скажите, как называется эта песня? (Калинка-малинка)

- А что же это за музыкальный инструмент? (балалайка)

- А это что за инструмент? (гармонь)

- А вот этот? (рожок)
- Правильно!

- Ну что ж, нам пора возвращаться домой. Мы снова садимся на поезд и отправляемся назад, в наш класс.

Обучающиеся внимательно слушают, проявляют эмоциональную отзывчивость, выполняют предложенные задания.






















































































































































Обучающиеся отвечают на вопросы, демонстрируют эмоциональную отзывчивость.


Познавательные (логические) УУД: анализируют предложенную информацию; коммуникативные УУД: высказывают свою точку зрения, умеют слушать собеседника;

личностные УУД: смыслообразование; регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.












































































  • Подведение итогов (рефлексия)

Задача: организовать самооценку результатов деятельности обучающихся.




Ситуация свободного выбора, беседа, поощрение.

- Спасибо вам, ребята, сегодня вы стали самыми настоящими путешественниками. Вы не только сами узнали о музыке разных народов, но и помогли Лунтику. Лунтик тоже говорит вам спасибо.

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики - весёлый и грустный. Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, вы узнали что-то новое, поднимите, пожалуйста, весёлый смайлик. А если наоборот, то - грустный.
- Спасибо вам за работу, хорошего вам настроения!

- До свидания.

Осуществляют рефлексию.

Личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!