Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Работа с карточками (полоски флага), беседа, стимулирование занимательным содержанием. | - Перед тем, как начать, мы предлагаем вам выполнить задание. - Скажите, ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия) - Правильно. И сейчас каждой паре мы раздаём полоски разных цветов: белого, синего и красного. Вам нужно из них собрать флаг нашей страны. Кто будет готов, поднимите, пожалуйста, руки. - Время вышло. Сейчас мы пройдём и посмотрим, как у вас получилось. - Молодцы. Правильно. Наша страна очень большая. А вы знаете, сколько в России живёт человек? 144,3 миллиона. Это очень много! - А ещё наша страна разделена на регионы. Вы знаете, как называется регион, в котором мы живём? (Урал) - Урал, правильно. Урал - это многонациональный регион. Т.е. здесь живут очень много национальностей, или их ещё называют народами. А вы знаете, что такое народ? (это люди, объединённые одной территорией) - У каждого народа есть своя культура, т.е. то что создал человек – материальные и духовные ценности. - А ещё у каждого народа есть своя музыка. Хотите с ней познакомиться? - Тогда мы с вами отправимся в путешествие по Уралу, познакомимся с некоторыми народами и их музыкой. - Ой, кажется мы кое-что забыли. С нами хотел пойти ещё один друг. - Отгадайте ребята, кто же это: Он сиреневый такой, Машет весело рукой. Он свалился к нам с луны – Знают, любят малыши. (Лунтик) - Правильно! Сегодня мы поможем ещё и Лунтику узнать о том, какая же музыка бывает на Урале. - А отправимся мы в наше путешествие на поезде. - Мы с вами посетим несколько семей. В каждой из них мы сможем узнать особенности музыки какого-то из народов Урала. И самой первой станет русская семья.
| Обучающиеся собирают из полос флаг Российской Федерации. Обучающиеся активно взаимодействуют со студентом – практикантом, отвечая на поставленные вопросы. Обучающиеся отгадывают загадку, демонстрируют эмоциональную отзывчивость. | Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Познавательные (общеучебные) УУД: целеполагание. |
Задача: формировать представление о музыке и культуре народов Урала, способствовать проявлению интереса к данной теме. Воспитательная задача: воспитывать толерантное отношение к народам Урала. Образовательная задача: формировать элементарные представления о музыкальных инструментах различных народов. 3.1 Русская музыка Задача: формировать представление об особенностях русской народной музыки, знакомить с русскими народными инструментами. 3.2 Татарская музыка Задача: формировать представление об особенностях татарской народной музыки, знакомить с татарскими народными инструментами. 3.3 Башкирская музыка Задача: формировать представление об особенностях башкирской народной музыки, знакомить с башкирскими народными инструментами. 3.4 Украинская музыка Задача: формировать представление об особенностях украинской народной музыки, знакомить с украинскими народными инструментами. 3.5 Марийская музыка Задача: формировать представление об особенностях марийской народной музыки, знакомить с марийскими народными инструментами. | Работа с презентацией, упражнение, игровая ситуация, педагогическое требование, ситуация свободного выбора, беседа, поощрение, прослушивание аудиофайлов. | 1.Русские. Русские народные мелодии очень разнообразны, то слышится нежная грусть, то неудержимая буйная радость. Существовали разнообразные музыкальные инструменты - духовые, струнные, ударные. В их числе - различные дудки, пастушеские трубки и рожки, гусли, балалайка, гудок, лира. (изображения инструментов представлены на слайде) Особенности русской народной песни: повторность, мелодичность, распевность, частая параллель с природой. - Ребята, Лунтик спрашивает, а какие вы знаете русские народные песни? - Одной из самых известных является песня "Калинка-малинка" и у многих именно она ассоциируется с Россией. Играет песня: Надежда Кадышева "Калинка-малинка". - Ребята, а сейчас мы сами превратимся в музыкантов. Вот эти ребята получают деревянные ложки – ещё один музыкальный инструмент. - А все остальные ребята приготовят свои ручки. Они будут отбивать ритм ладошками. - И сейчас мы снова с вами послушаем небольшой фрагмент песни «Калинка-малинка», а вам нужно будет попробовать сыграть эту песню на ложках. - А вам – хлопать в такт в ладоши. - Приготовились, ребята. Слушайте внимательно. (затем можно поменяться) Второй вариант - задание на слайде: Какой инструмент относится к русским? - Молодцы! Вы настоящие музыканты! - А следующая семья будет татарская. 2. Татары. Татарская народная песня - это творчество, в котором выразилась душа народа. Ценность её в том, что она сохранилась и передалась из поколения в поколение. Татарская народная песня помогает узнать о быте, о нравах, традициях татарского народа, его самобытный фольклор. Основными музыкальными инструментами татар являются гармонь, курай, кубыз, мандолина, думбыра. (на слайде) А звучит татарская народная музыка так: Играет песня: Татарская народная музыка - Плясовая. - А сейчас, ребята, мы предлагаем вам раскрасить вот такие музыкальные инструменты. Как только они обретут цвет, мы сможем услышать, как они звучат. (раскраска – мандолина) - А следующей семьёй станет башкирская. 3. Башкиры. Башкирская культура, создаваемая веками, чрезвычайно богата и многогранна, в выразительности танца, в словах песни и эпоса, в звучании музыки сокрыта вся история жизнестойкого и трудолюбивого народа. Характерными особенностями башкирской народной музыки являются органическая связь народных песен и наигрышей с преданиями и легендами, преобладающая сольная традиция, импровизационность, высокая исполнительская культура, создание авторских произведений народными музыкантами. Большинство произведений башкирской вокальной музыки исполняется в сопровождении курая, думбыры, скрипки, мандолины и др (изображения инструментов представлены на слайде). Играет песня: Башкирские народные песни - Курай башкирский
- Посмотрите, ребята, у каждого на парте лежит лист, а на нём изображены инструменты. Инструменты все разные. Вам нужно найти среди них струнные, т.е. те, у которых есть струны. - Молодцы. А мы отправляемся к украинской семье. 4. Украинцы. Украинские народные песни необычайно музыкальны. Мелодии песен отличаются широтой, напевностью, многие из них имеют лирический характер. Украинский язык мелодичен, милозвучен, его приятно слушать, особенно в песнях. Основными инструментами являются бандура, семплы, цимбалы, лира и др.(изображения инструментов представлены на слайде). Играет песня: Украинская народная песня - Маруся. - А сейчас вам нужно отгадать, что же это за инструмент звучит. (Балалайка, гитара, барабаны, рожок, гармонь) - А мы едем в гости в семью марийцев. 5. Марийцы. У марийцев лирическая и танцевальная музыка. Мелодии и слова долго передавались из уст в уста, т.е. из поколения в поколение. Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда. Основными инструментами являются гусли, барабан, трубы, шувыр.(изображения инструментов представлены на слайде). Играет песня: Марийская народная - Айда, йолташ, муралтена - Вот, ребята, мы с вами познакомились с музыкой некоторых народов Урала. А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные. - Скажите, как называется эта песня? (Калинка-малинка) - А что же это за музыкальный инструмент? (балалайка) - А это что за инструмент? (гармонь) - А вот этот? (рожок) - Правильно! - Ну что ж, нам пора возвращаться домой. Мы снова садимся на поезд и отправляемся назад, в наш класс. | Обучающиеся внимательно слушают, проявляют эмоциональную отзывчивость, выполняют предложенные задания. Обучающиеся отвечают на вопросы, демонстрируют эмоциональную отзывчивость. | Познавательные (логические) УУД: анализируют предложенную информацию; коммуникативные УУД: высказывают свою точку зрения, умеют слушать собеседника; личностные УУД: смыслообразование; регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль. |