


Классный час на тему:
«Мы в ответе за тех, кого приручили!"
Оборудование:
- презентация;
- иллюстрации: дикие животные, кошки, собаки, иллюстрации к произведению А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
Начало
- Мне очень приятно видеть вас вновь. Сегодня я хочу с вами поговорить. Темы для разговора записаны на доске. Прочитайте их, подумайте на какую из этих тем вы хотели бы поговорить.
Тема нашего разговора «Мы в ответе за тех, кого приручили!"
Чтобы разговор был понятнее давайте подумаем, что означает слово «приручить»? (ответы)
Так вы понимаете значение этого слова, а вот как представлено это слово в словаре: приручить – приручить к человеку, сделать ручным, послушным.
- А теперь давайте посмотрим, как понимает эти слова герой в сказке А. де С.Э. Маленький принц. - А кто-нибудь из вас может-быть слышал это произведение? Или Может быть видели мульфильм?
- Рассмотрите иллюстрацию к этой сказке.
- К кому тянется душа Маленького принца? (ответы)
- Как отражена забота М. п. к лису? (ответы)
- Т.е. М. п. показывает, что ему важно, чтобы его животное было рядом.
- Что на этой иллюстрации делает М. п.?
- Как он выражает свои чувства? (поливает)
- Как он выражает здесь заботу? (беспокоится, чтобы она не завяла)
- Т.е. он чувствует ответственность за близкое ему существо.
- А, что на этой иллюстрации делает М. п.?
- Как здесь отражена забота М. п. о лисе?
- Т.е. и к розе и к лису испытывает чувство ответственности.
- Что же означает фраза быть ответственным за кого-то? (ответы)
«Мы в ответе за тех, кого приручили!"
- Это сказал французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери в своей сказке «Маленький принц». А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». Они живут рядом, мы их любим.
- За кого несете ответственность вы?
Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы, могут сказать Человеку: «Эта Земля и моя».
Сегодня мы поговорим только о тех животных, которые живут совсем рядом- в одной с тобой квартире, в твоем дворе.
- Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Они играют в нашей жизни большую роль. Особое место они занимают и в литературе.
- Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете произведения о котах?
ВИКТОРИНА
1)Кто автор данного произведения? Угадайте его название.
Алиса: «Я часто видела котов без улыбки. Но улыбки без кота! Это самое странное, что мне удалось видеть когда – либо в жизни!»
(Чеширский кот, Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»).
2)Какой самый известный кот, добившийся успехов хитростью и который женил своего хозяина на принцессе?
(Ш. Перро «Кот в canoгaх»)
3)Мнимый слепой кот Базилио - откуда?
(Л. Толстой «Приключения Буратино»)
4)В каком произведении кот двигался под шляпой и испугал тем самым окружающих, заставив думать, что шляпа живая?
(Е.Носов « Живая шляпа»)
5)В каком произведении документами кота стали усы, лапы и хвост, а также кот обладал умением доить корову?
(Э.Успенский «Каникулы в Простоквашино»)
- Здесь мы посмотрели образы сказочных животных.
- А чем понравились вам сказочные коты?
- Действительно, самое главное то тепло, которое получает человек от животных, от их присутствия.
- Образ кошки присутствуют не только в книгах и сказках, с этими животными связано много примет.
В Германии говорят: «Кто кошечку побьет, счастья в жизни не найдет».
Во Франции - если кошка сама приходит в дом, нaдo еe хорошо принять, и она принесет счастье.
- Домашних животных очень много. А каких домашних животных знаете вы?
- Каждое из них приносит пользу: коровы дают молоко и мясо, птицы – перо и яйца.
-А кошки что? Мы держим их в доме, кормим, считаем своими, но не имеем над ними контроля. Они не соревнуются на беговой дорожке, как лошади, и не могут перевозить грузы - очень слабы. Их не отправишь на выпас.
Но люди, которые любят кошек, итак счастливы – их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.
- А за что вы любите своих питомцев? (ответы)
Вывод: человеку необходимы такие животные, как кошки.
- А давайте подумаем:
-Тогда если они нам так нужны, если они приносят счастье, тогда:
- О чем забывают хозяева этих животных? (о своей ответственности)
Мы выявили три основные причины:
1). Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
2). Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.
- Как помочь этим животным? (ответы детей)
Вывод: мы должны понять, что мы в ответе за живых существ, которые нас окружают? «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Существует множество запрещающих знаков: переходить дорогу на красный свет, нельзя мусорить и т.д., но вот знака, который запрещает обижать животных не существует.
- Давайте вместе придумаем такой знак, который будет запрещать обижать животных!
Что можно расположить на этом плакате?
Девизом нашего с вами мероприятия станет стихотворение
Берегите животных
Приручая щенка или кошку,
Ты обязан за них быть в ответе!
Все животные - дети немножко
И доверчиво любят, как дети!
Нужно в них только доброе видеть ,
Пожалеть и птенца, и котёнка.
Беззащитного зверя обидеть –
Всё равно, что ударить ребёнка!
- А главное, мы будем помнить о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.