СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Памятники участникам и событиям Великой Отечественной войны в родном городе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал классного часа можно использовать при подготовке уроков Победы.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Памятники участникам и событиям Великой Отечественной войны в родном городе"»

Управление образования администрации Жуковского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жуковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е.П. Новикова



классный час



Тема: Памятники участникам и событиям

Великой Отечественной войны

в родном городе
















Автор: Борисова С.Н. учитель начальных классов

МБОУ Жуковская СОШ №2 им.Е.П.Новикова









2019г.



Цель: познакомить учащихся с памятниками г.Жуковка, посвященными участникам и событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

1) содействовать воспитанию личности гражданина-патриота

2) развивать познавательные интересы к событиям Великой Отечественной войны, потребность в исследовательской деятельности,

3)формировать представления учащихся о долге, мужестве, героизме;

4)помочь учащимся понять и осознать очарование края, где они родились, растут, узнать его историю.

Оборудование:

принтер; компьютер; фотографии памятников


Ход классного часа

1 Оргмомент

2. Мотивация (самоопределение)к учебной деятельности (слайд 1)

-Что вам известно о Великой Отечественной войне?

-Кто из ваших родственников участвовал в войне?

- Почему нельзя забывать военное прошлое?

- Почему память о павших нужна не мертвым, а нам живым?

- Какой след оставила война в твоей семье? Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа. Она длилась 1418 дней. Унесла с собой жизни 26600 миллионов человек.

- А как вы думаете, оставила ли война свой след на нашей Жуковской земле?

-Что нам сейчас напоминает о войне? (Памятники и обелиски)

-Когда любишь свой город, то пристально вглядываешься в его историю, стараясь заметить особые, неповторимые его черты, ищешь истоки, откуда пошла эта земля…О прошлом города, его славной истории напоминают памятники и обелиски, которые запечатлели исторический путь народа, события его жизни.

-Вслушайтесь в слова « Память». «Памятник». Не случайно слова эти имеют один корень. Если человек безразличен к судьбе памятников своего города, он, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда?...


3.Основная часть


Каждый год 9 мая вся страна отмечает великий праздник –День Победы. В 2020 году исполнится 75 лет, как наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне. 75 лет, как окончилась война, которая превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы и фабрики. Много горя и страха принесла война, но несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе. День Победы- это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. 9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение. Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоевывал Победу на фронте и в тылу


слайд 2 с изображением памятника

-Вам знаком этот памятник? Где он установлен? (на площади г.Жуковка)

-Как вы думаете в честь кого он установлен ?( воину, солдату-освободителю)

У.-Почему вы так решили? (одет в шинель, сапоги и за плечами автомат)

Мемориал п авшим воинам за освобождение Жуковки

На месте братского захоронения бойцов сначала был установлен памятник: фигура воина с автоматом. А в 2010г на месте памятника появился целый мемориальный комплекс. На мемориальной доске текст:

«Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины». Перед памятником горит вечный огонь

А сейчас послушайте рассказ Н. Подлесовой "Бронзовый солдат”. 
 "Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади   памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног. 
  - Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка – это самый храбрый и самый главный солдат?
   - Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….
   - Расскажи, - попросил Андрейка.
   И вот, что рассказал папа. 
 Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только  немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была. 
 Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей. Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле.  Поклонился хлебам. Попрощался, и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.
  Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья  листвой, будто сказать что-то хотели. Потом припал к земле и поцеловал ее: 
 -прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.
 Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился  с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с  собой носил.
      Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:
 - Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.
            А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать. 
            - Что это у тебя? – спросили товарищи.
            И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели. 
            И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.
Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела. И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за  десятерых бился. И прогнали они врага. 
Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.
     Стали допрашивать его враги: 
   - Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие? Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.
      Решили убить солдата враги.
Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях. Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся,  склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи  желтые. И светил цветок, словно солнце.  Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к  ней. 
       Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.
 Папа замолчал.
      - Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он  умер?
            - Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.
     Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и  вдруг сказал:
            - А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!” 


       Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу? 

Всякому нужна родная сторона.

И из одной печи, да не одни калачи.

Как ни кинь, а все блин.

Родная землица и во сне снится.

Не того поля ягода.

-Как вы понимаете ее смысл?

- Почему приносят цветы к памятнику?
(Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы  поклониться героям).

2. Обелиск работникам велозавода,

погибшим в годы Великой Отечественной войны (слайд 3)

1 7 сентября 1968года в сквере возле бывшего велосипедного завода был установлен обелиск. В центре воздвигнута стела высотой 8метров. На переднем плане стелы находится макет ордена Великой Отечественной войны, ниже надпись:

«Памяти павших будем достойны».

На передней части прикреплена мраморная доска с именами 109 павших на фронтах.

На обратной стороне стелы слова:

«Работникам завода,погибшим

за свободу и независимость

нашей Родины

1941-1945 »

Игра «Что нужно солдату?

- Ребята, а без чего солдат не может воевать? Без оружия. 
 - Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат! 
 -  Давайте поиграем в игру "Что нужно современному солдату?”. 
   1 ряд -выберите карточки с предметами, необходимыми современному воину, а другой ряд- с тем, что было необходимо богатырю в старину.

Меч

Лук и стрелы

Кольчуга

Щит

Булава

Автомат

Каска

Бинокль

Танк

Парашют



Слайд_5

-Где вы видели этот памятник? Кому он воздвигнут?

3 . Памятник Володе Филатову (слайд 4)

Около Жуковской средней школы №1 памятника партизану Володе Филатову. Перед войной Володя окончил пять классов школы№1. Во время войны был разведчиком Жуковского партизанского отряда. Погиб Володя в мае 1943г при исполнении воинского задания, защищая отряд от фашистов. Награждён орденом Красной Звезды.

 Задание: У вас на столе лежат карточки, выберите из них качества "Каким должен быть воин-защитник?” и поместите на доску.
  (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий
Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам. Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага,  освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков. 

У.А мы продолжаем наше путешествие по улицам города…

4 Памятник Героям Советского Союза 1941-1945г (слайд 5)

Г ероически сражались уроженцы Жуковского района на фронтах Великой Отечественной войны, защищая Родину. А такие наши земляки, как Стёпин Кузьма Иванович, Езерский Дмитрий Сергеевич, Новиков Егор Павлович, Афанасьев Сергей Владимирович, Белявский Борис Васильевич стали Героями Советского Союза.

Родина высоко оценила подвиги своих сынов . В 1989году в городе Жуковке был установлен памятник «Героям нашим землякам 1941-1945г», на котором барельефные изображения героев СССР. Школы нашего города носят имена героев- Езерского Д.С., Новикова Е.П., Белявского Б. В.

5.На развилке дорог Жуковка-Брянск-Ржаница находится памятное место (слайд 6) Именно здесь в начале июля 1941года начала свой боевой путь 6я стрелковая дивизия, которая прошла с боями до Праги.

На этом месте установлен железобетонный штыка, высота которого 10 метров.На плите выделяется макет ордена Отечественной войны, а с другой стороны памятная доска .



6.Братская могила воинов Советской Армии на гражданском кладбище(Слайд 7)

В братской могиле захоронено 35 воинов 2-го гвардейского корпуса и других частей 50-й армии Брянского фронта. Они погибли с 11 по 15 сентября 1943г, освобождая Жуковку от немецких оккупантов.

На кирпичном пьедестале установлена 3х метровая скульптура воина-освободителя. Ниже прикреплена мемориальная доска из мрамора, на которой целый ряд фамилий наших земляков.

Это поистине место скорби о погибших в годы Великой Отечественной войны.

7. С тела «Жуковка-город партизанской славы» (слайд 8)

В годы Великой Отечественной войны Жуковская земля была партизанским краем. С сентября 1941г в лесах образовывались партизанские отряды. Партизаны и подпольщики совершали подвиги в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами.

Тысячи партизан и подпольщиков за самоотверженную борьбу,мужество и героизм были награждены орденами и медалями.

Памятник установлен в сквере возле железно-дорожного вокзала в сентябре 2014г. На мемориальной доске запись « Вечная память партизанам и мирным жителям, отдавшим жизнь за освобождение родного края»

Новый монумент стал еще одним памятником, напоминающим нам о той страшной и ужасной войне. Это память, которая должна жить.

Уч-ся читает стих-е

Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
              Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
              Кто бы ни был ты –
              Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни:
              Здесь лежит твой самый лучший друг.
              И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;
              Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!
               (М. Исаковский)

4 Заключительное слово классного руководителя.

Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее и должен бережно хранить воспоминания о минувшем. Каждый человек – частица своего народа, и поэтому у нас есть общая, народная память. (слайд 9)

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.