СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Правила этикета: знакомство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему «Правила этикета: знакомство»

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Правила этикета: знакомство»»

Классный час на тему «Правила этикета: знакомство»

Задачи

1. Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.

2. Научить детей правильно знакомиться. Оборудование: памятки для детей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Поведение для человека - главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях. Оказывается, и знакомство - тоже целая наука.

- Для чего мы знакомимся? (Дети отвечают.)



Разыгрывание ролевой ситуации «Знакомство»

Учитель. Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться.

(Двое детей разыгрывают ролевую ситуацию «Знакомство с новым другом».)

- Как правильно поступить в данной ситуации? (Дети отвечают.)

Ролевые ситуации

Учитель. Представим, что вы хотите познакомиться со мной. Разыграем сценку. Слова «очень приятно, я рада с вами познакомиться» могу говорить я, так как вас мне представляют, и решать, приятно это знакомство или нет, мне.

(Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве.

1. Мальчик с девочкой - мальчик при этом встает.

2. Младший со старшим - младший должен встать.)

- Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве. (Разрешите познакомиться. Знакомьтесь, пожалуйста. Очень приятно. Я рад знакомству.)



Вывод

Учитель. Запомните простые правила.

• Первым должен называть свое имя тот, кого представляют.

•. Вы с другом встретили своего знакомого. Познакомьте их, произнесите: «Знакомьтесь, пожалуйста» - и назовите имя

человека. Но нельзя указывать: «Это мой друг». Этим вы поставите другого человека в неловкое положение.

• Если представленный человек вам неприятен, этого нельзя показывать, необходимо держаться вежливо.

• Если вы привели друга домой, то представляете его родителям, т. е. младших по возрасту представляют старшим.

• Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.

Памятка

Правила хорошего тона при знакомстве

1. Младшего представляют старшему, мужчину - женщине, сотрудника - руководителю.

2. Знакомя ровесников, первым представляют более близкого себе человека. Но всех знакомых представляют родителям, а не наоборот.

3. Отдельного человека представляют группе.

4. На многолюдных приемах гости знакомятся между собой сами.

5. Не обязательно представлять своего спутника при непредвиденной встрече.

6. Не обязательно представляться своим спутникам в пути, соседям за общим столом, на собрании. Можно ограничиться общим приветствием.

7. Как правило, при знакомстве первым руку подает тот, кому представили другого: т. е. женщина подает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному.

8. Хозяйка всегда встает навстречу гостям.

9. Принято здороваться со всеми, с кем вы встречаетесь.

10. Первым принято здороваться младшему.

11. Не принято подавать руку через стол или через порог.

12. Не пожать протянутой руки - оскорбление.



Физкультминутка

(Учитель читает стихотворение, дети жестами показывают то, что услышали.)

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! - сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим...

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

- Доброе утро!

В. Коркин



Беседа о словах-приветствиях

Учитель. Различают три уровня приветствия.

1. «Королевский» уровень. Разрешите вас приветствовать! Рад вас приветствовать! Я приветствую вас!

2. «Наш» уровень. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте!

3. «Дружеский» уровень. Привет! Здорово!

Если мы торопимся, то обменяемся приветствиями, улыбнемся друг другу и пойдем по своим делам. Но если мы хотим немного поговорить со знакомым, то после приветствия можно сказать еще какие-нибудь слова, задать какой-нибудь вопрос.

- Как вы думаете, какие это слова? Какие вопросы? (Дети отвечают.)

Какой же это уровень? Правильно, «наш» и «дружеский». Давайте запишем эти выражения.

«Наш» уровень. Очень рад (рада) вас видеть! Как ваши дела? Как ваше здоровье? Как вы себя чувствуете сегодня?

«Дружеский» уровень. Ну, как живешь? Как жизнь? Как дела? Что новенького? Как успехи?

А если нам задают вопрос, то на него надо ответить (обращаясь к конкретному ребенку):

- Здравствуй, Катя! Я рада тебя видеть! Как твои дела? (Катя отвечает.)

- На каком уровне мы разговаривали с Катей? (На «нашем».)

- А что сказала бы Катя, если бы вместо меня была Аня? (Дети отвечают.)

Давайте запишем наши ответы.

«Наш» уровень. Спасибо, хорошо. Прекрасно, все в порядке. Неплохо. Ничего. Ни хорошо ни плохо. Как вам сказать... Ничего нового. Плохо. Неважно. Хуже некуда.

«Дружеский» уровень. Нормально! Так себе. Не ахти как. Плохи дела.



Размышления

Учитель. Теперь давайте подумаем вот о чем... Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что все хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжить разговор, спросить, что случилось.

А теперь я нарисую вот такую рожицу. Кто это? Колобок? Нет. Это смайлик. Он не русский. Он родился в Америке. И его имя образовано от английского глагола «смайл» - улыбаться. Иногда я вижу его нарисованным на плакатах, на значках, на майках. Он напоминает нам об одном важном правиле международного этикета: «Не жалуйся на жизнь часто. Не жалуйся особенно тогда, когда здороваешься. Не нужно сразу говорить о своих неприятностях и бедах. Сейчас улыбнись. А если твои дела идут не очень хорошо, найди другое время поговорить об этом».

Вот почему на вопрос «Как дела?» мы чаще всего отвечаем: «Спасибо, хорошо!»

И еще я хотела сказать вам: если встреча неожиданная, то, поздоровавшись, можно сказать: «Какая приятная неожиданность!», «Какая приятная встреча!», «Сто лет тебя не видел(а)!», «Сколько лет, сколько зим!»



Ролевая игра

Учитель. Давайте поиграем. Разделимся на пары. Один из вас будет играть свою роль - роль ученика 3 класса. А второй превратится в директора школы. И вот Маша Моисеева уже не Маша, а Мария Владимировна. Утром у школы она встречает Кристину. Кристина, конечно, здоровается; Мария Владимировна отвечает и спрашивает: «Как дела?» Теперь отвечает Кристина. Давайте попробуем!

(Дети работают в парах.)

- Ну как, ребята, получилось? А на каком уровне вы разговаривали? (На «нашем» уровне.)

- А теперь встречаются ученик 3 класса и чей-нибудь папа. Как имя и отчество папы? Разыграйте эту ситуацию.

(Дети работают в парах.)

Подведение итогов

Учитель. Привычка запоминать и правильно называть имена своих собеседников, друзей - один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на запоминание имен. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе повторить его еще раз. Дома можно занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она слуховая.

Домашнее задание

Учитель. Поздоровайтесь с кем-нибудь из взрослых, чье имя и отчество вы знаете. Если это хороший знакомый (например, мама вашей подруги), спросите, как дела. Вежливо выслушайте ответ. Пусть ваша мама поставит вам оценку.