СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционная пища хакасов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему:

 «Традиционная пища хакасов»

5 класс

        Цель:

- подчеркнуть значимость хакасской кухни – в жизни (используют в ритуальных целях) и быте хакасского народа 

Задачи:

- продемонстрировать знания о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению;

- воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине и к своему народу.

       - формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления  здоровья учащихся.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные 

-проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании  национальной кухни  своего народа;

-сотрудничать с  взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.            

2Регулятивные  

- самостоятельно и с помощью учителя  определять цель деятельности, учиться высказывать предположение.

  1. Коммуникативные 

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности уметь договариваться и разрешать конфликты.

4Познавательные

  -получать информацию о пользе национальной пищи;

  -находить  ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы.

        Метод: комбинированный, игровой, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийная презентация «Традиционная пища хакасов», фотографии, схемы-рисунки,  карта-путешествия

национальные блюда: мясные (хан), молочные (потхы, пызылах), мучные (порсых, халас)

         Современные технологии, которые использованы в проведении классного часа:

  1.  Технологии проблемного обучения, которая является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Ученик анализирует материал, чтобы самому получить из него новую информацию. Средствами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи.
  2. Технология группового обучения: задается задание для одного уч-ся, потом в задание включается второй, а затем группами работают - это работа со схемой.
  3. Технология развития критических мышлений: конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Работа с таблицей,  анализирует, выдвигает свое мнение, объясняет причину, сравнивает и сопоставляет.
  4. Технология использование в обучении игровых методов:

План проведения классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Игра-путешествие по станциям «Мясная», «Молочная», «Мучная», «Стол Почитания» (выполнение заданий на станциях)

3. Физкультминутка-релаксация

  1. Подведение итогов- рефлексия.

Ход классного часа:

  1. Сообщение темы, цели, задач.

- Здравствуйте, ребята!  Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

Скажите знакомы вам слова: талған, чарба ÿгре, пызылах, харты…(ответы учащихся). Сегодня мы узнаём о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению, а также узнаем, как используют некоторые продукты в ритуальных целях в обрядах хакасского народа

Наше  путешествие будет проходить с остановками на следующих станциях: «Мясная», «Молочная», «Мучная»

Учитель: Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец.

 

Первая станция «Мясная» - знакомство с мясными блюдами по презентации: слайд

ХАН

Хан – непременная часть званного обеда, с него начинается угощение гостей и членов семьи. Готовится это блюдо так: кровь свежезабитого животного (чаще барана) в эмалированной посуде отстаивают в прохладном месте 2-3 часа.  Хан солят (на 1 литр крови неполная чайная ложка соли), добавляют стакан свежего коровьего молока, мелко нарезанного репчатого лука или чеснока.

Хорошо перемешивают и вливают ложкой в кишку, предварительно завязав один конец ниткой. При наполнении кишки, оставляют немного свободного места, так как хан при варке расширяется. После заполнения кишки завязывают второй конец. При приготовлении хана обязательно следят за тем, чтобы лук и сало распределялись в кишке равномерно.

Хан непременно опускают в горячую воду, но не в кипяток. Время от времени осторожно переворачивают для равномерной варки. Готовность проверяют через полчаса с начала варки путем прокалывания хана тонкой заостренной палочкой. Густая серая масса, выделяющаяся с сымай хана, говорит, что продукт готов. Только что вынутый хан нарезают на кусочки толщиной примерно со средний палец и подают в отдельных тарелках. Хан употребляют в горячем виде.

СУП С ЯЧНЕВОЙ КРУПОЙ (ЧАРБА ΫГРЕ)

При подаче на стол суп наливают в большие пиалы и добавляют аарчы – продукт перегонки айрана.    

задание: прочитайте текст  про мясные блюда и заполните схему №1

-про какие блюда говорится в тексте?  (Ответ: харта, хыйма)

«У хакасов деликатесом считается колбаса «харта», кишку хорошо промывали и выворачивали наизнанку так, чтобы наружный жир оказался внутри. Затем вовнутрь добавляли фарш и варили. Харта подавали в охлажденном виде, нарезав кольцами.

Во время забоя крупного скота обязательно делали и колбасу «хыйма» (колбаса – национальный пищевой продукт, приготовленный из рубленого мяса и сала). Начинкой служило накрошенное сечкой жирное мясо вместе с «хазы» – брюшным салом лошади. Добавив лука и перца, готовым фаршем начиняли кишку. Хыйма является угощением для почетных гостей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «МОЛОЧНАЯ»- знакомство с молочными блюдами по презентации:

- У хакасов, как и у других скотоводческих народов, была широко распространена молочная кухня. Молочные продукты носили общее название «ах тамах» – белая пища. К ним было почтительное отношение. Согласно хакасским поверьям, если молоко вылить на землю или в воду, то молочный скот не будет «держаться». Поэтому молочные продукты никогда не выливались на землю, и молоко не добавлялось в чай.

Если молочные продукты случайно прольются, то вытирали рукой и произносили: "Пусть счастье останется у меня и не уйдет в землю!" Если молоко да­вали в другой дом, от него отливали три ложки обратно и закры­вали крышкой посуду, чтобы счастье не ушло.

Самым распространенным летним напитком хакасов был айран, приготовленный из кислого коровьего молока. Значение айрана в питании хакасов трудно переоценить. Хакасы говорят: всё здоровье народа — от айрана. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод.

 

ПОТХЫ

В чугунную посуду с округленным дном влить 1 литр жирной, слегка заквашенной сметаны. На медленном огне прокипятить минут 5, в левую горсть взять пшеничную муку и понемногу добавлять в сметану, постоянно помешивая. Затем разбить яйцо, размешать его и добавить в кипящую сметану. Посолив, непрерывно и тщательно помешивая, потхы варят до обильного выделения масла. Можно подавать с талганом. Потхы считается не только почётным, но и ритуальным блюдом.

ПЫЗЫЛАХ

Блюдо слегка напоминает свежий сыр. Цвет белый или кремоватый. Готовят его так: 2 литра свежего не снятого молока, налить в кастрюлю, довести до появления пузырьков, но не кипятить. В горячее молоко добавить литр свежей простокваши и оставить на огне до появления сыворотки. Густую однородную массу, которая собирается на верху, шумовкой убрать в другую посуду. Затем ее выложит на специальную решетку (сыы), сплетенную из ивовых прутьев, и прижать, чтобы стекла сыворотка. Через 2 часа снять груз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд по схеме № 2-класс делится на 3 группы.

             -познакомьтесь со схемой № 2, запомните молочные блюда и разгадайте кроссворд.

 

               
 
 
   

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТИНУТКА-РЕЛАКСАЦИЯ

 

 

Тыт ағазах-тыр-тар,

Тыт пазында тиин пар.

Палалары сыр-сар,

Пістең хузух сур турлар.

Аар-пеер, аар-пеер,

Андар-мындар, андар-мындар

Тайғада пол пар.

 

 

СТАНЦИЯ «МУЧНАЯ»

Учитель: В подтаежной зоне Хакасии население сочетало скотоводст­ во с земледелием. Поэтому в пищу широко употреблялись и мучные изделия.

Порсых:

Приготовить дрожжевое или пресное крутое тесто, после 20 – минутной расслойки раскатать на сочни, которые нарезаются кусочками по 20- 25 граммов. Затем закатать в виде шариков. Жарить в большом количестве жира.  Порсых подают к чаю  бульону.

Малычах:

Малычах пекли и пекут в зимнее время, когда мало работы по хозяйству.

     Из ржаной муки круто замесить ржаное тесто дать немного расслойки 15 – 20 минут. Нарезать тесто на небольшие кусочки и вылепить фигурки домашних животных – лошадок, телят, овец, коров и фигурки птиц. Обычно когда лепили из теста малычах, члены семьи, соседи соревновались в искусстве лепки.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «СТОЛ ПОЧИТАНИЯ»

Учитель: Вот и наша конечная станция. Приглашаем всех к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Попробуйте блюда ит, потхы, айран, талкан.

1 ученик:

 

Тілімнің тадии- іҷемнің чарба ӱгрезінде.

Ууҷамның кӧче, пуғдай талғаннында.

Тілімнің сухсунны -абыртхыда,

Аалҷылар удурлаҷаң кибірліг айраннында.

 

 2 ученик:

 

Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

 

Пословицы, загадки.

Если зайдешь в рощу, будешь есть ягоду, если зайдешь в селение, будешь есть пищу (говорят, когда приглашают гостя к столу).

Целебный напиток имеет хозяина, голова человека имеет мозг (т. е. хозяин застолья должен сначала пригубить свой напиток, чтобы показать, что это не отрава).

Раньше человеческому желудку было тесно (т. е. много и сытно ели).

Если не будете есть горячую пищу, то встретите горестную жизнь (говорит хозяйка, когда молодые люди отказываются от угощения).

 

А пока вы пробуете наши угощения, мы с ребятами загадаем вам хакасские загадки:

 

1.Счесть не мог человечек Желтых овечек. (Ячмень)

2. Норовит отара перевалить хребет, А за нею в клубах пара Наскочать во след. (Кипение супа)

 

Учитель: Хакасы принимали пищу четыре раза в день. За столом соблюдался строгий этикет. Во главе его сидел хозяин юрты. По правую руку его, со стороны переднего угла "тор", сидели почетные гости. Женщины, особенно невестки, размещались за отдельным столом на женской половине.

      Этикет гостеприимства требовал приготовления специальных яств и их символическое распределения, а религиозные верования – культовой пищи. Разнообразные блюда хакасской кухни свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции.  Следующее занятие по традиционной пище хакасов-это будет талған.

Всем спасибо за работу!

Рефлексия.

- Ребята, если кому было все понятно на классном часе, интересно – покажите полет сокола руками;

- Если кто что-то не понял, кому нужна помощь – поставьте руку на пояс;

- Если кому-то тема классного часа совершенно непонятна – опустите руки вниз.

(Все дети выбрали 1 вариант рефлексии)

 

 

 

 Литература:

  1. По материалам книги "Хакасская кухня: обычаи и традиции"/ Автор текстов  - Любовь Чугунекова, Фото - Юрий Кудряшов
  2. Хоорай ас-тамахтар. (Национальные блюда хакасов) Бутанаев В.Я. Абакан-1994
  3.  В. Я. Бутанаев Этническая культура хакасов. Абакан, 1998г.
  4. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г.-М.: Наука. Издательская фирма Восточная литература», 1993.-378
  5. В.Я.Бутанаев «Хакасы», Москва, 1995

Просмотр содержимого документа
«Традиционная пища хакасов»

Чебодаева Лариса Александровна,

учитель хакасского языка,

первая квалификационная категория

МБОУ Лесоперевалочная СОШ-№ 2

Аскизский район


Классный час на тему:

 «Традиционная пища хакасов»

5 класс

        Цель:

- подчеркнуть значимость хакасской кухни – в жизни (используют в ритуальных целях) и быте хакасского народа

Задачи:

- продемонстрировать знания о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению;

- воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине и к своему народу.

       - формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные 

-проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании национальной кухни своего народа;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

2Регулятивные 

- самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности, учиться высказывать предположение.

  1. Коммуникативные 

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности уметь договариваться и разрешать конфликты.

4Познавательные

-получать информацию о пользе национальной пищи;

  -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы.

        Метод: комбинированный, игровой, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийная презентация «Традиционная пища хакасов», фотографии, схемы-рисунки, карта-путешествия

национальные блюда: мясные (хан), молочные (потхы, пызылах), мучные (порсых, халас)

Современные технологии, которые использованы в проведении классного часа:

  1. Технологии проблемного обучения, которая является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Ученик анализирует материал, чтобы самому получить из него новую информацию. Средствами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи.

  2. Технология группового обучения: задается задание для одного уч-ся, потом в задание включается второй, а затем группами работают - это работа со схемой.

  3. Технология развития критических мышлений: конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Работа с таблицей, анализирует, выдвигает свое мнение, объясняет причину, сравнивает и сопоставляет.

  4. Технология использование в обучении игровых методов:

План проведения классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Игра-путешествие по станциям «Мясная», «Молочная», «Мучная», «Стол Почитания» (выполнение заданий на станциях)

3. Физкультминутка-релаксация

  1. Подведение итогов- рефлексия.

Ход классного часа:

  1. Сообщение темы, цели, задач.

- Здравствуйте, ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

Скажите знакомы вам слова: талған, чарба ÿгре, пызылах, харты…(ответы учащихся). Сегодня мы узнаём о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению, а также узнаем, как используют некоторые продукты в ритуальных целях в обрядах хакасского народа

Наше  путешествие будет проходить с остановками на следующих станциях: «Мясная», «Молочная», «Мучная»

Учитель: Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец.



Первая станция «Мясная» - знакомство с мясными блюдами по презентации: слайд

ХАН

Хан – непременная часть званного обеда, с него начинается угощение гостей и членов семьи. Готовится это блюдо так: кровь свежезабитого животного (чаще барана) в эмалированной посуде отстаивают в прохладном месте 2-3 часа. Хан солят (на 1 литр крови неполная чайная ложка соли), добавляют стакан свежего коровьего молока, мелко нарезанного репчатого лука или чеснока.

Хорошо перемешивают и вливают ложкой в кишку, предварительно завязав один конец ниткой. При наполнении кишки, оставляют немного свободного места, так как хан при варке расширяется. После заполнения кишки завязывают второй конец. При приготовлении хана обязательно следят за тем, чтобы лук и сало распределялись в кишке равномерно.

Хан непременно опускают в горячую воду, но не в кипяток. Время от времени осторожно переворачивают для равномерной варки. Готовность проверяют через полчаса с начала варки путем прокалывания хана тонкой заостренной палочкой. Густая серая масса, выделяющаяся с сымай хана, говорит, что продукт готов. Только что вынутый хан нарезают на кусочки толщиной примерно со средний палец и подают в отдельных тарелках. Хан употребляют в горячем виде.

СУП С ЯЧНЕВОЙ КРУПОЙ (ЧАРБА ΫГРЕ)

При подаче на стол суп наливают в большие пиалы и добавляют аарчы – продукт перегонки айрана.

задание: прочитайте текст про мясные блюда и заполните схему №1

-про какие блюда говорится в тексте? (Ответ: харта, хыйма)

«У хакасов деликатесом считается колбаса «харта», кишку хорошо промывали и выворачивали наизнанку так, чтобы наружный жир оказался внутри. Затем вовнутрь добавляли фарш и варили. Харта подавали в охлажденном виде, нарезав кольцами.

Во время забоя крупного скота обязательно делали и колбасу «хыйма» (колбаса – национальный пищевой продукт, приготовленный из рубленого мяса и сала). Начинкой служило накрошенное сечкой жирное мясо вместе с «хазы» – брюшным салом лошади. Добавив лука и перца, готовым фаршем начиняли кишку. Хыйма является угощением для почетных гостей».


















Сiстеен паар


Тöс хара

?







Хаарған ит

орамыс






хан


?




тоғырамҷы





СТАНЦИЯ «МОЛОЧНАЯ»- знакомство с молочными блюдами по презентации:

- У хакасов, как и у других скотоводческих народов, была широко распространена молочная кухня. Молочные продукты носили общее название «ах тамах» – белая пища. К ним было почтительное отношение. Согласно хакасским поверьям, если молоко вылить на землю или в воду, то молочный скот не будет «держаться». Поэтому молочные продукты никогда не выливались на землю, и молоко не добавлялось в чай.

Если молочные продукты случайно прольются, то вытирали рукой и произносили: "Пусть счастье останется у меня и не уйдет в землю!" Если молоко да­вали в другой дом, от него отливали три ложки обратно и закры­вали крышкой посуду, чтобы счастье не ушло.

Самым распространенным летним напитком хакасов был айран, приготовленный из кислого коровьего молока. Значение айрана в питании хакасов трудно переоценить. Хакасы говорят: всё здоровье народа — от айрана. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод.



ПОТХЫ

В чугунную посуду с округленным дном влить 1 литр жирной, слегка заквашенной сметаны. На медленном огне прокипятить минут 5, в левую горсть взять пшеничную муку и понемногу добавлять в сметану, постоянно помешивая. Затем разбить яйцо, размешать его и добавить в кипящую сметану. Посолив, непрерывно и тщательно помешивая, потхы варят до обильного выделения масла. Можно подавать с талганом. Потхы считается не только почётным, но и ритуальным блюдом.

ПЫЗЫЛАХ

Блюдо слегка напоминает свежий сыр. Цвет белый или кремоватый. Готовят его так: 2 литра свежего не снятого молока, налить в кастрюлю, довести до появления пузырьков, но не кипятить. В горячее молоко добавить литр свежей простокваши и оставить на огне до появления сыворотки. Густую однородную массу, которая собирается на верху, шумовкой убрать в другую посуду. Затем ее выложит на специальную решетку (сыы), сплетенную из ивовых прутьев, и прижать, чтобы стекла сыворотка. Через 2 часа снять груз.

пызылах


потхы



эҷiгей







öрiңме

аарчы







сатырма

айран


хаймах






Кроссворд по схеме № 2-класс делится на 3 группы.

-познакомьтесь со схемой № 2, запомните молочные блюда и разгадайте кроссворд.


1


2





3 сс








4





5






















ФИЗКУЛЬТИНУТКА-РЕЛАКСАЦИЯ


Тыт ағазах-тыр-тар,

Тыт пазында тиин пар.

Палалары сыр-сар,

Пістең хузух сур турлар.

Аар-пеер, аар-пеер,

Андар-мындар, андар-мындар

Тайғада пол пар.


СТАНЦИЯ «МУЧНАЯ»

Учитель: В подтаежной зоне Хакасии население сочетало скотоводст­ во с земледелием. Поэтому в пищу широко употреблялись и мучные изделия.

Порсых:

Приготовить дрожжевое или пресное крутое тесто, после 20 – минутной расслойки раскатать на сочни, которые нарезаются кусочками по 20- 25 граммов. Затем закатать в виде шариков. Жарить в большом количестве жира. Порсых подают к чаю бульону.

Малычах:

Малычах пекли и пекут в зимнее время, когда мало работы по хозяйству.

Из ржаной муки круто замесить ржаное тесто дать немного расслойки 15 – 20 минут. Нарезать тесто на небольшие кусочки и вылепить фигурки домашних животных – лошадок, телят, овец, коров и фигурки птиц. Обычно когда лепили из теста малычах, члены семьи, соседи соревновались в искусстве лепки.

порсых



кöмечек

тертпек







малычах

халас







хурунду


кöптіргес


чалбах








СТАНЦИЯ «СТОЛ ПОЧИТАНИЯ»

Учитель: Вот и наша конечная станция. Приглашаем всех к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Попробуйте блюда ит, потхы, айран, талкан.

1 ученик:

Тілімнің тадии- іҷемнің чарба ӱгрезінде.

Ууҷамның кӧче, пуғдай талғаннында.

Тілімнің сухсунны -абыртхыда,

Аалҷылар удурлаҷаң кибірліг айраннында.

 2 ученик:

Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Пословицы, загадки.

Если зайдешь в рощу, будешь есть ягоду, если зайдешь в селение, будешь есть пищу (говорят, когда приглашают гостя к столу).

Целебный напиток имеет хозяина, голова человека имеет мозг (т. е. хозяин застолья должен сначала пригубить свой напиток, чтобы показать, что это не отрава).

Раньше человеческому желудку было тесно (т. е. много и сытно ели).

Если не будете есть горячую пищу, то встретите горестную жизнь (говорит хозяйка, когда молодые люди отказываются от угощения).


А пока вы пробуете наши угощения, мы с ребятами загадаем вам хакасские загадки:

1.Счесть не мог человечек
Желтых овечек. (Ячмень)

2. Норовит отара перевалить хребет,
А за нею в клубах пара
Наскочать во след. (Кипение супа)

Учитель: Хакасы принимали пищу четыре раза в день. За столом соблюдался строгий этикет. Во главе его сидел хозяин юрты. По правую руку его, со стороны переднего угла "тор", сидели почетные гости. Женщины, особенно невестки, размещались за отдельным столом на женской половине.

Этикет гостеприимства требовал приготовления специальных яств и их символическое распределения, а религиозные верования – культовой пищи. Разнообразные блюда хакасской кухни свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции. Следующее занятие по традиционной пище хакасов-это будет талған.

Всем спасибо за работу!

Рефлексия.

- Ребята, если кому было все понятно на классном часе, интересно – покажите полет сокола руками;

- Если кто что-то не понял, кому нужна помощь – поставьте руку на пояс;

- Если кому-то тема классного часа совершенно непонятна – опустите руки вниз.

(Все дети выбрали 1 вариант рефлексии)







Литература:

  1. По материалам книги "Хакасская кухня: обычаи и традиции"/ Автор текстов  - Любовь Чугунекова, Фото - Юрий Кудряшов

  2. Хоорай ас-тамахтар. (Национальные блюда хакасов) Бутанаев В.Я. Абакан-1994

  3. В. Я. Бутанаев Этническая культура хакасов. Абакан, 1998г.

  4. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г.-М.: Наука. Издательская фирма Восточная литература», 1993.-378

  5. В.Я.Бутанаев «Хакасы», Москва, 1995



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!