Классный час на тему
«Природа - наш общий дом»
Цель : воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
- обеспечить необходимые условия для личностного развития детей; повысить общий уровень экологической культуры детей;
- развивать творческие и коммуникативные способности; речь, внимание, наблюдательность
-побуждать к активным практическим действиям в защиту живого мира.
- воспитать сознательное и бережное отношение к природе.
Методы обучения:
Словесные ,наглядные, проблемные.
Оборудование
Конверт с письмом, листы и фломастеры, компьютер, мультимедиа, презентация.
Условия проведения
Класс заранее разделить на группы.
Ход классного часа
Орг.момент.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнулись друг другу, пожелайте всего доброго.
Введение в тему классного часа
Слайд 1. Природа.
Аудиозапись, пение птиц.
Беседа по теме
Учитель: - Ребята, я сегодня получила очень странное письмо. Я не скажу – от кого оно, а просто вам его прочитаю, и вы мне сами скажете, кто его писал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к вам. Потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек – это самое развитое существо в мире. Ему подвластны все мои ресурсы, но он в последнее время перестал задумываться, что он сам часть меня. И поэтому он творит со мной непоправимые вещи: безжалостно вырубает мои леса, убивает животных,
чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы, воздух сильно загрязняют заводы и промышленные предприятия. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас, но помогите мне, что в ваших руках.»
Ваша …(Природа).
Учитель. - Да, ребята, очень тревожное письмо мы получили.
-Вы сразу догадались, от кого нам пришло письмо.
- А что вас натолкнуло на отгадку?
-На что она могла бы еще пожаловаться? ( Детские ответы.)
Слайд 2. Загрязненная природа
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И установилось равновесие. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыпается вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывают все звенья цепи: вырубают деревья, осушают болота, распахивают степи. Взамен нужно что-то дать природе: посадить деревья, удобрить поля. Если люди ничего не сделают, тогда нарушатся законы природы. Для того, чтобы сохранить её, да и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука экология. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос»- наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
- Для того чтобы охранять природу, нужно ее хорошо знать.
- Сегодня мы проверим, готовы ли вы быть друзьями природы, хорошо ли вы ее знаете.
- Вы будете работать в группах – научных советах экологов
1 совет - «цветы», его директором назначается - ……..
2 совет – «бабочки», его директором назначается - …….
3 совет - «птицы», его директором назначается-……
4 совет – «рыбы», его директором назначается……
(На столах команд ставятся таблички с названиями)
-Чтобы работа была продуктивной, давайте вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе:
Говори вполголоса
Один говорит - другой слушает
Не перебивай выступающего
С уважением относись друг к другу
Разговор должен идти только о предмете задания
- Задания, которые вы должны решить, находятся в лепестках экологической ромашки.
Работа по теме
Лепесток 1: «Природа»: Распределите слова в 2 столбика по принципу «живая» и «неживая» природа: мальчик, ягода, солнце, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, дождь, почва.
- Время вышло. Задание предлагаю озвучить представителю от каждого совета.
Слайд 3. Природа.
Вывод: Молодцы вы хорошо знаете объекты живой и неживой природы.
Лепесток 2: «Животные». Нашу Землю населяют разные животные, разгадав кроссворд вы назовете ключевое слово.
- Разгадай кроссворд
Вывод: - Какое слово у вас получилось?
Слайд 4. Животные.
- Молодцы, хорошо знаете животных.
Лепесток 3: «Птицы»
- Догадайтесь по описанию о какой птице идет речь. Соотнесите описание с изображением пернатого.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут (снегирь).
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая (ворона).
Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом (дятел).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей).
Хоть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда (синичка).
Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад- вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица…..(грач).
Слайд 5. Птицы.
Вывод: Надо охранять птиц, чтобы в наших лесах были слышны их песни, чтобы они уничтожали вредителей. Без птиц невозможна жизнь на Земле.
Лепесток 4: перед вами разные растения, в течении 5 мин распределите их на 3 группы. деревья, кустарники, травы. Подпишите названия.
Слайд 6.Растения.
Вывод: Молодцы, хорошо справились с заданием. А вы знаете ребята, что растения – это легкие планеты. 1 га леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.
- Вы любите ходить в лес?
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Игра «Если я приду в лесок».
- Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! Открываю свою лесную книгу.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Лепесток 5: Расшифруйте словосочетание:
АГИНК ЯАНСАРК
(Красная книга)
- Прочтите, что у вас получилось.
Слайд 7. Красная книга
Красная книга - это главная книга природы. На её страницах описаны редкие и исчезающие растения и животные. Чем меньше будет занесено животных и растений в этой книге, тем наша природа будет богаче.
Лепесток 6: Работа над пословицами
- Объясните, как вы понимаете смысл пословиц, записанных на лепестке №6. Каждая группа работает над своей пословицей.
- Лес – легкие Земли – береги, как свои.
- Береги природу ,она добром ответит.
- Когда пьешь воду ,помни об источнике.
- Возле леса жить - голодному не быть
Слайд 8. Пословицы
Вывод: - Надеюсь, вы многое узнали о нашей прекрасной земле, будете её любить, беречь и охранять.
Лепесток 7. Нарисовать знак «Правила друзей природы», который отразит то, что реально в ваших силах сделать для изменения сложившейся ситуации. Как нам жить дальше в согласии с природой?
1. Не будем срывать цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе.
2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников.
3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Не будем обижать лягушек и жаб.
5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой.
6. Не будем рубить лес.
7. Не будем разводить костры.
8. Не будем выбрасывать мусор в водоёмы, в лес, на поля и луга.
9. Будем сажать деревья и кустарники.
10. Будем развешивать кормушки и домики для птиц.
11. Будем подкармливать диких животных и птиц.
Рефлексия
- Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали, самое главное вы поняли как надо беречь природу на нашей планете земля. Давай те же населим нашу землю прекрасными обитателями.
Открываем конверт - ЦВЕТЫ
- Конечно, они обязательно должны быть на моей планете! Пожалуйста, украшайте!
Открываем конверт: - БАБОЧКИ
Эти сказочные насекомые не проживут без цветов, пожалуйста, украшайте
Открываем конверт: ПТИЦЫ
Конечно, без пения птиц, моя планета будет грустной и печальной. Отпускайте их на землю.
Открываем конверт : РЫБЫ
Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны
- Посмотрите-ка, друзья.
Как прекрасна, ты земля!
Стихотворение «Давайте дружить»