СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Толерантность"»



Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент.


- Здравствуйте, ребята! (Слайд 1) Сегодня, проведем классный час.

- А теперь ребята, давайте послушаем выражение знаменитого писателя (Слайд 2)

Антуана де Сент-Экзюпери.


«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».

Приветствуют учителя


внимательно слушают выражение писателя;

задумываются, что оно означает


Личностные:

самостоятельно созданная ситуация общения и сотрудничества

2. Мотивационный этап

- Как вы уже заметили, классные часы в вашем классе всегда особенные. Вот уже подходит концу учебный год, мы уже строим планы на будущее. Для вас этот год ещё и первый, а вы уже практически влились в эту большую школьную семью. Сначала это было для вас трудно, ведь нас много и мы все такие разные. Но если мы с вами будем людьми добрыми и научимся толерантности, то мы будем самыми счастливыми людьми на планете.

- Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Толерантность).

(Слайд 3)

- Прочитайте тему на доске сначала по слогам, потом как пишется, а после как читается.

- Что же это за слово такое толерантность? Какими чертами должен обладать толерантный человек?

(Слайд 4)

- А вы знали, ребята, что толерантность имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость к чужому мнению, культуре, религии. Толерантный человек должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли.

- Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, больных и здоровых, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, смог стать полезным и нужным нашей стране.

- Ребята, как вы думаете, какая цель нашего классного часа. Кто хочет ответить? (Ответы детей)

- А я, вывела вот такие цели классного часа:

(Слайд 5)

1. Познакомиться с понятием толерантность;

2. Научиться познавать себя и принимать других.

Сопоставляют услышанную информацию с их жизнью;








определяют тему урока;


слушают учителя и осознают необходимость изучения новой темы;







определяют цели и пути их достижения

Личностные:

формируется личностная мотивация;









Регулятивные:

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;



Познавательные:

формулировать познавательные цели;

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу

3. Актуализация знаний

- Молодцы ребята! А теперь послушайте такую историю.
Вверх в гору поднимается ишак. Навстречу ему ползет муравей. «Хорошая ли трава на вершине горы?» - спрашивает ишак у муравья. «Да, там наверху она высокая и сочная!» - отвечает муравей. Добравшись до вершины, ишак увидел лишь невысокие, редкие кустики травы.
Как вы думаете, обманул ли муравей ишака?

(Муравей не обманул ишака, потому что, они оба разные и видят все по-разному. Муравей крохотный и ему кажется, что трава высокая, а ишак большой, поэтому ему кажется, что трава редкая и невысокая.)
- Действительно, все мы разные. Оглянитесь вокруг. Среди нас есть блондины и брюнеты, голубоглазые, кареглазые, люди разных национальностей.

- Ребята, а вы знаете, что такое нация?

- Да, правильно! (Слайд 6) Нация – это группа людей, живущих на общей территории, и разговаривающих на одном языке.

- Очень важно, чтобы все мы понимали друг друга, жили в мире и согласии.
Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали слова из других языков, обозначавшие новые понятия. Одно из таких слов – толерантность. Оно непосредственно связано с темой нашего сегодняшнего разговора. Что же оно означает?

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Учитель читает стихотворение:


"Толерантность"


Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будит жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!


- О чем это стихотворение? Подумайте в парах. Когда найдете ответ на этот вопрос поднимите руку.

(О том, что все нации должны жить, друг друга, уважая и доверять друг другу).
- Почему все нации, независимо ни от чего, должны жить дружно?

(Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо!).
- Так что же такое толерантность? Вспомните наше определение. (ответы детей)
- Да, правильно ребята! (Слайд 7)

Толерантность - это терпимость, терпение.

- Что бывает, если этого не происходит? (конфликт) (Слайд 8)

- Так какой из этого мы можем сделать вывод? (Что нации все разные и мы все должны относиться ко всем с терпимостью уважать друг друга и принимать людей такими, какие они есть).

Все получают шаблон человека. На основе этого шаблона рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

-Что общего у всех человечков? (руки, ноги, голова…) (Слайд 9)

Чем отличаются? (Слайд 10: цвет глаз, волос, одежда, Слайд 11: пол…).

- Да, мы все разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать индивидуальность каждого, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Воспринимают подаваемую информацию;






анализируют ситуацию, высказывают свое мнение;



объясняют значение понятия нация;

сравнивают свое понятие с понятием учителя;


воспринимают подаваемую информацию;








слушают стихотворение анализируют и отвечают на вопросы;



























Получают шаблон человека, на основе этого шаблона рисуют себя;

анализируют собственные рисунки, высказывают свое мнение

Личностные:

оценивать усвоение содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;




Познавательные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;



Регулятивные:

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;



Познавательные: Определять нравственный смысл текста;















Познавательные: строить логическую цепь рассуждений и речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

выдвигают гипотезы и обосновывают их;

Познавательные:

создать самостоятельно способы решения проблемы творческого характера;

отстаивать свою точку зрения, доказывать сказанное

4. Физминутка

А теперь давайте отдохнем и проведем физминутку. (Слайд 12)

Выйдите из-за парт, улыбнитесь друг другу и мы начнем!

Вышли уточки на луг:

- Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук:

- Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают:

- Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал:

- Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш:

- Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь:

Ш-ш-ш.

Выполняют движения из физминутки

Выполнять физические упражнения

5. Закрепление изученного материала

- А сейчас ребята, давайте просмотрим мультфильм, «Ежик должен быть колючим». Я вас разделю на группы и вы коллективно, шепотом будете обсуждать мои вопросы и искать лучший ответ.

- Вопросы будут такие:

1. Виноват ли ежик в том, что родился без колючек.

2. Можно ли к нему относится плохо, только потому, что он не так выглядит? А к человеку это может относится?

3. Как называются люди, которые выделяются и не похожи на всех?

(Просмотр видеоролика)

- Скажите, виноват ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек?

-Можно относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все?

- А знаете, как называют людей, которые выделяются, которые не похожи на всех? («белая ворона»).

- А почему их так называют?

- А как вы думаете, хорошо это или плохо, что мы все разные и не похожи друг на друга?

(Если бы все мы были одинаковыми, то и на свете было бы неинтересно жить.)

(Слайд 13)

- Ребята, посмотрите на такую ситуацию: животные предпочитают каждый свою еду, например лев – мясо, кошка – молоко, мышь – сыр. Каждый ест только то, что ему нравится и думает, что еда лучше. Как вы думаете у людей также?

- Приведите в пример ситуацию. Хорошо, молодцы! Например Миша не любит есть кашу, а любит есть чипсы, а Маша любит есть кашу, но е любит есть кашу. Какая еда лучше?

(Нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое)

- Но лучше всего есть полезную пищу, хоть она и не кажется такой вкусной, как чипсы.

(Слайд 14)

Каша – полезный злаковый продукт, который приносит богатырскую силу, здоровье и иммунитет.

Тоже самое, мы можем сказать про лук, чеснок, творог, бобы, рыбий жир и т.д.

- Как вы думаете, что нужно сделать чтобы избежать конфликтов?

(Нужно по-доброму относиться к другим людям, терпимо к их слабостям и недостаткам).
Вывод:
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у тебя возникает ощущение, что к тебе придираются, обижают. Защищаясь, ты обижаешь в ответ, становишься не толерантным и можешь остаться без друзей. Как стать толерантным? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки, прощать ошибки другим.
- Теперь, ребята, выполните задание индивидуально. Попробуйте оценить ситуацию. Как ты поступишь? Какое чувство у тебя возникнет первым? А теперь постарайся быть толерантным.
• Младший брат сломал твою любимую игрушку.
• Тебе поставили «2», а соседу по парте «5».
• Родители вечером ушли, оставив тебя одного.
• Ребята не берут тебя в игру.
Вывод: проявлять толерантность – это значит бережно относиться к окружающим, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

Смотрят мультфильм и

анализируют сюжет;









отвечают на вопросы учителя исходя из своего опыта;




отвечают на вопросы учителя исходя из своего опыта;

















слушают вывод учителя;

понимают смысл сказанного;










анализируют предложенные учителем ситуации; предлагают свое решение проблем;


слушают вывод учителя;

понимают смысл сказанного;

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование;


Коммуникативные:

определить цели, функций участников, способов взаимодействия;

создать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

выявить, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация








Регулятивные:

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;





Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование.


Личностные:

оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

5. Рефлексия

Звучит песня «Улыбка.

(Слайд 15) Солнышко улыбка

-Что такое улыбка?

- А когда человек улыбается?

(Когда хорошее настроение, когда человек добрый).

- Улыбка располагает к общению, вниманию, доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что он толерантный.

- Если хотите, можете обменяться человечками, которые мы делали сегодня на уроке. Улыбнитесь друг другу и скажите спасибо! Теперь про вас тоже можно сказать, что вы толерантные детки!

Отвечают на вопросы учителя, улыбаются друг другу и обмениваются человечками

Личностные:

Настроить друг друга на положительный лад, перед итогом урока.

6. Итог урока

- Вот и подошел наш урок концу, давайте вернемся к нашим целям урока. (Цели урока на слайд 16)

Цели:

1. Познакомиться с понятием толерантность;

2. Научиться познавать себя и принимать других.

-Так что значит быть толерантным?

(Бережно относится ко всем, понимать друг друга).

- Кто понял, как нужно правильно достичь 2 цели урока? Поднимите руку.

(Слайд 17) кошка

- Сегодня я многое узнала о вас, а вы друг о друге? Зачем нам нужно стремиться узнавать друг о друге что-то новое? Наша сегодняшняя беседа вам пригодится в будущем?

- К сожалению, еще не всегда люди толерантны друг к другу. Но мне очень хочется, чтобы люди уважительнее относились друг к другу, никого не обижали. Люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться и конфликтовать.

- Я желаю вам в будущем научиться толерантности, относиться с уважением к старшим и к друг другу. Урок окончен, до свидания!

Формулируют конечный результат своей работы

Регулятивные:

выделить и осознать учащимися то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
















Тема урока: «Толерантность».

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием “толерантность” и с основными чертами толерантной личности

Задачи:

1. формировать умения для ознакомления обучающихся с понятием “толерантность” и с основными чертами толерантной личности;
2. развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
3 воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, развитию уважительного отношения между учащимися;

Планируемые результаты:

- Личностные: развивать умение проявлять толерантность к окружающим людям;

- Предметные: стремиться развивать навыки общения между людьми;

- Метопредметные: учиться применять полученную информацию в окружающей жизни;

- Коммуникативные: учиться работать в парах и группе, выражать и отстаивать собственное мнение.

Методы:

Беседа;

Самостоятельная деятельность;

Проблемный метод;