2. Мотивационный этап | - Как вы уже заметили, классные часы в вашем классе всегда особенные. Вот уже подходит концу учебный год, мы уже строим планы на будущее. Для вас этот год ещё и первый, а вы уже практически влились в эту большую школьную семью. Сначала это было для вас трудно, ведь нас много и мы все такие разные. Но если мы с вами будем людьми добрыми и научимся толерантности, то мы будем самыми счастливыми людьми на планете. - Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Толерантность). (Слайд 3) - Прочитайте тему на доске сначала по слогам, потом как пишется, а после как читается. - Что же это за слово такое толерантность? Какими чертами должен обладать толерантный человек? (Слайд 4) - А вы знали, ребята, что толерантность имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость к чужому мнению, культуре, религии. Толерантный человек должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. - Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, больных и здоровых, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, смог стать полезным и нужным нашей стране. - Ребята, как вы думаете, какая цель нашего классного часа. Кто хочет ответить? (Ответы детей) - А я, вывела вот такие цели классного часа: (Слайд 5) 1. Познакомиться с понятием толерантность; 2. Научиться познавать себя и принимать других. | Сопоставляют услышанную информацию с их жизнью; определяют тему урока; слушают учителя и осознают необходимость изучения новой темы; определяют цели и пути их достижения | Личностные: формируется личностная мотивация; Регулятивные: Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; Познавательные: формулировать познавательные цели; Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу |
3. Актуализация знаний | - Молодцы ребята! А теперь послушайте такую историю. Вверх в гору поднимается ишак. Навстречу ему ползет муравей. «Хорошая ли трава на вершине горы?» - спрашивает ишак у муравья. «Да, там наверху она высокая и сочная!» - отвечает муравей. Добравшись до вершины, ишак увидел лишь невысокие, редкие кустики травы. Как вы думаете, обманул ли муравей ишака? (Муравей не обманул ишака, потому что, они оба разные и видят все по-разному. Муравей крохотный и ему кажется, что трава высокая, а ишак большой, поэтому ему кажется, что трава редкая и невысокая.) - Действительно, все мы разные. Оглянитесь вокруг. Среди нас есть блондины и брюнеты, голубоглазые, кареглазые, люди разных национальностей. - Ребята, а вы знаете, что такое нация? - Да, правильно! (Слайд 6) Нация – это группа людей, живущих на общей территории, и разговаривающих на одном языке. - Очень важно, чтобы все мы понимали друг друга, жили в мире и согласии. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали слова из других языков, обозначавшие новые понятия. Одно из таких слов – толерантность. Оно непосредственно связано с темой нашего сегодняшнего разговора. Что же оно означает? - Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы. Учитель читает стихотворение: "Толерантность" Толерантность. Что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное. То, на чем стоит Планета вся». Толерантность – это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будит жить, друг друга уважая! Толерантность – слово для живых! - О чем это стихотворение? Подумайте в парах. Когда найдете ответ на этот вопрос поднимите руку. (О том, что все нации должны жить, друг друга, уважая и доверять друг другу). - Почему все нации, независимо ни от чего, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо!). - Так что же такое толерантность? Вспомните наше определение. (ответы детей) - Да, правильно ребята! (Слайд 7) Толерантность - это терпимость, терпение. - Что бывает, если этого не происходит? (конфликт) (Слайд 8) - Так какой из этого мы можем сделать вывод? (Что нации все разные и мы все должны относиться ко всем с терпимостью уважать друг друга и принимать людей такими, какие они есть). Все получают шаблон человека. На основе этого шаблона рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. -Что общего у всех человечков? (руки, ноги, голова…) (Слайд 9) Чем отличаются? (Слайд 10: цвет глаз, волос, одежда, Слайд 11: пол…). - Да, мы все разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать индивидуальность каждого, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. | Воспринимают подаваемую информацию; анализируют ситуацию, высказывают свое мнение; объясняют значение понятия нация; сравнивают свое понятие с понятием учителя; воспринимают подаваемую информацию; слушают стихотворение анализируют и отвечают на вопросы; Получают шаблон человека, на основе этого шаблона рисуют себя; анализируют собственные рисунки, высказывают свое мнение | Личностные: оценивать усвоение содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор; Познавательные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные: Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; Познавательные: Определять нравственный смысл текста; Познавательные: строить логическую цепь рассуждений и речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; выдвигают гипотезы и обосновывают их; Познавательные: создать самостоятельно способы решения проблемы творческого характера; отстаивать свою точку зрения, доказывать сказанное |
5. Закрепление изученного материала | - А сейчас ребята, давайте просмотрим мультфильм, «Ежик должен быть колючим». Я вас разделю на группы и вы коллективно, шепотом будете обсуждать мои вопросы и искать лучший ответ. - Вопросы будут такие: 1. Виноват ли ежик в том, что родился без колючек. 2. Можно ли к нему относится плохо, только потому, что он не так выглядит? А к человеку это может относится? 3. Как называются люди, которые выделяются и не похожи на всех? (Просмотр видеоролика) - Скажите, виноват ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? -Можно относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все? - А знаете, как называют людей, которые выделяются, которые не похожи на всех? («белая ворона»). - А почему их так называют? - А как вы думаете, хорошо это или плохо, что мы все разные и не похожи друг на друга? (Если бы все мы были одинаковыми, то и на свете было бы неинтересно жить.) (Слайд 13) - Ребята, посмотрите на такую ситуацию: животные предпочитают каждый свою еду, например лев – мясо, кошка – молоко, мышь – сыр. Каждый ест только то, что ему нравится и думает, что еда лучше. Как вы думаете у людей также? - Приведите в пример ситуацию. Хорошо, молодцы! Например Миша не любит есть кашу, а любит есть чипсы, а Маша любит есть кашу, но е любит есть кашу. Какая еда лучше? (Нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое) - Но лучше всего есть полезную пищу, хоть она и не кажется такой вкусной, как чипсы. (Слайд 14) Каша – полезный злаковый продукт, который приносит богатырскую силу, здоровье и иммунитет. Тоже самое, мы можем сказать про лук, чеснок, творог, бобы, рыбий жир и т.д. - Как вы думаете, что нужно сделать чтобы избежать конфликтов? (Нужно по-доброму относиться к другим людям, терпимо к их слабостям и недостаткам). Вывод: Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у тебя возникает ощущение, что к тебе придираются, обижают. Защищаясь, ты обижаешь в ответ, становишься не толерантным и можешь остаться без друзей. Как стать толерантным? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки, прощать ошибки другим. - Теперь, ребята, выполните задание индивидуально. Попробуйте оценить ситуацию. Как ты поступишь? Какое чувство у тебя возникнет первым? А теперь постарайся быть толерантным. • Младший брат сломал твою любимую игрушку. • Тебе поставили «2», а соседу по парте «5». • Родители вечером ушли, оставив тебя одного. • Ребята не берут тебя в игру. Вывод: проявлять толерантность – это значит бережно относиться к окружающим, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. | Смотрят мультфильм и анализируют сюжет; отвечают на вопросы учителя исходя из своего опыта; отвечают на вопросы учителя исходя из своего опыта; слушают вывод учителя; понимают смысл сказанного; анализируют предложенные учителем ситуации; предлагают свое решение проблем; слушают вывод учителя; понимают смысл сказанного; | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: определить цели, функций участников, способов взаимодействия; создать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявить, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей. |
5. Рефлексия | Звучит песня «Улыбка. (Слайд 15) Солнышко улыбка -Что такое улыбка? - А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, когда человек добрый). - Улыбка располагает к общению, вниманию, доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что он толерантный. - Если хотите, можете обменяться человечками, которые мы делали сегодня на уроке. Улыбнитесь друг другу и скажите спасибо! Теперь про вас тоже можно сказать, что вы толерантные детки! | Отвечают на вопросы учителя, улыбаются друг другу и обмениваются человечками | Личностные: Настроить друг друга на положительный лад, перед итогом урока. |
6. Итог урока | - Вот и подошел наш урок концу, давайте вернемся к нашим целям урока. (Цели урока на слайд 16) Цели: 1. Познакомиться с понятием толерантность; 2. Научиться познавать себя и принимать других. -Так что значит быть толерантным? (Бережно относится ко всем, понимать друг друга). - Кто понял, как нужно правильно достичь 2 цели урока? Поднимите руку. (Слайд 17) кошка - Сегодня я многое узнала о вас, а вы друг о друге? Зачем нам нужно стремиться узнавать друг о друге что-то новое? Наша сегодняшняя беседа вам пригодится в будущем? - К сожалению, еще не всегда люди толерантны друг к другу. Но мне очень хочется, чтобы люди уважительнее относились друг к другу, никого не обижали. Люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться и конфликтовать. - Я желаю вам в будущем научиться толерантности, относиться с уважением к старшим и к друг другу. Урок окончен, до свидания! | Формулируют конечный результат своей работы | Регулятивные: выделить и осознать учащимися то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |