Классный час для учащихся 5–6 классов
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-ознакомление с новыми понятиями: буллинг, моббинг;
-создание благоприятного психологического климата в классе;
Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.
Оборудование: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», заготовки понятий (ТРАВЛЯ, БУЛЛИНГ, МОБИНГ,раздаточный материал: смайлики белого, оранжевого, красного цвета; листы бумаги, карандаши.
Участники: обучающиеся 5-6 классов
Ход классного часа
Организационный момент
Педагог: Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Определение темы беседы
Педагог:Послушайте отрывок из известной сказки:( просмотр отрывка мультфильма)
Педагог: Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)
Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)
Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать
Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка,даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!”А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.
Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)
Педагог: К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава.А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.
Демонстрация презентации, кадры 2-3, мини-лекция психолога.
Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.
Виды психологического насилия: сл3
Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)
Неприятие активное(возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);
Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр) (стоп в през)
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
Оценка явления.
Психолог: то, что вы сейчас видели, - недопустимо. Никогда и ни в каком случае не оправдано. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никогда, никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-то от вас. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним».
(Можно привести примеры, что может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных странах оценивалось по-разному).
5.Мини-лекция психолога с демонстрацией презентации (кадры 4-12).
В моббинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
- подчинение стадному чувству;
- желание заслужить одобрение лидеров класса;
- от скуки или ради развлечения;
- из страха оказаться на месте жертвы;
- желание самоутвердиться
Психологические особенности детей-последователей:
- несамостоятельность;
- подверженность влиянию;
- конформизм;
- неуверенность в себе и зависимость от «дружбы» с лидером;
- частая озлобленность и трусливость;
- часто – жесткий контроль со стороны взрослых.
Жертвой травли может стать кто угодно, независимо от внешнего вида и особенностей личности. "Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда - все подойдет. Правда, есть некоторые особенности, которые могут привести к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…
И стать зачинщиком тоже может кто угодно.
Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для жертв.
Ребята, вспомните сказку про гадкого утенка. Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но подумайте о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?
6.оценка во вклад. Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием “травля”.
Ребята, я попрошу вас оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием "травля". 1 балл - это " я никогда в этом не участвую", 2 балла - "я иногда это делаю, но потом жалею", 3 балла - "травил, травлю и буду травить, это здорово". Пусть все одновременно покажут на пальцах - сколько баллов вы поставили бы себе?
Ответы детей (чаще всего троек не будет).
Педагог: Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать.
(дети работают в паре и предлагают правила)
Твой класс-это твоя семья.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи.
Дорожить дружбой, ведь мы одна команда
относиться к окружающим,помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.
Относиться к недостаткам окружающих терпеливо (и др)
Педагог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.
Определение основных понятий
7.Демонстрация презентации: слайды 13-16.
Если вы обнаружили, что кого-то травят, первое условие – неравнодушие. Чтобы самому не стать зачинщиком или последователем:
Не поддразнивайте человека, если ы не знаете его достаточно хорошо и не уверены в его чувстве юмора
Не распространяйте сплетни и слухи о других
Не игнорируйте человека, особенно если его травят
Не распространяйте в интернете информацию о человеке без его согласия
В ситуации травли:
Если ваши друзья, начинают сплетничать, дайте понять, что вы осуждаете это
Если в вашем коллективе кого-то травят, не молчите. Скажите о недопустимости таких действий
Если вы видите, как кого-то травят, и боитесь за этого человека, сообщите кл.руководителю или школьному психологу
Педагог:Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Подведение итогов. Рефлексия
Педагог:
Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Педагог:Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. (Ответы детей, показ смайликов) Спасибо за урок. До новых встреч