СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Урок памяти»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему «Урок памяти» (тематическое занятие, посвященное памяти об участниках политических репрессий)

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему «Урок памяти»»

Классный час по теме: «Урок памяти»

(тематическое занятие, посвященное памяти об участниках политических репрессий)


I курс, группа: НО-1-22 Дата: 11.10.22

Преподаватель: Хамраева Г.И.

Цель занятия: углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века - периоде политических репрессий; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживание к судьбам конкретных людей.

Формирующиеся ценности: чувство ответственности, толерантности, патриотизма.

Ход занятия

Часть 1. Мотивационная.

Всем, 
Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, 
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, 
Кто по суду, без суда, совещанием особым 
Был обречён на тюремную робу до гроба, 
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, 
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

30 октября – особенный день. День Памяти жертв политических репрессий. В нашем календаре много памятных дат. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас. Но забывать эту дату нельзя.

- День памяти жертв политических репрессий в России – напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, были обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения и даже лишены жизни.

Просмотр видео.

 Официально этот день был установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий".

- Что же такое репрессия?

Часть 2. Основная.

Репрессии – от латинского «подавление» — это карательные мероприятия, наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему – либо, исходящая от государственных органов власти. В ХХ веке наиболее жестокую и бесчеловечную форму они приняли в трех странах: Германии, Италии, России. В этих странах характерной чертой правящей партии и лидера, является стремление подчинить всех воле одного человека. Любые несогласия с политикой и идеологией рассматривались как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания.

- Кто мог стать жертвой и зачем были уничтожены тысячи людей, которых Сталин даже не знал?

Первая массовая категория – люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (ВЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ–КГБ) и приговоренные судебными или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке. По различным предварительным оценкам, за период с 1921 по 1985 г. в эту категорию попадает от 5 до 5,5 миллиона человек.

 Вторая массовая категория репрессированных по политическим мотивам – крестьяне, административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Меньшая часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек.

 Третья массовая категория жертв политических репрессий – народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941–1945 гг. Одних выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллиона человек.

 Большой террор – Период наиболее массовых сталинских репрессий и политических преследований в СССР 1937—1938 годов. Кампания массового террора была организована лично Сталиным.

 В эти годы только по политическим мотивам было приговорено к расстрелу 681 692 человека.

Количество жертв за 1937—1938 годы составило около 1 млн человек

27 июня 1929 года Политбюро начало создавать самостоятельную систему лагерей, которые должны были заменить существующие тюрьмы по всей стране. Они должны были принимать заключённых, приговорённых к заключению на срок свыше трёх лет. Лица, приговорённые к более короткому сроку тюремного заключения, должны были оставаться в тюремной системе, которая находилась в ведении НКВД. Целью создания новых лагерей было использование трудового ресурса отбывающих наказание лиц для колонизации отдалённых и неблагоприятных земель на всей территории Советского Союза.

 Гла́вное управле́ние лагере́й (ГУЛаг, также даётся сокращение Гулаг с расшифровкой Главное управление исправительно-трудовых лагерей) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.

 Система объединяла 53 лагерных управления с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2 000 спецкомендатур.

Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.

 В лагерях были тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда.

Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключенные, находились на Соловках и на Колыме.

Просмотр фрагмента "Власть Соловецкая СССР ГУЛАГ"

Ясли и детские комбинаты, приемники-распределители, детские дома и зоны для малолеток — сотни тысяч советских детей родились и выросли в изоляции. Их рожали в товарных вагонах, связывали и насильно кормили горячей кашей, брили наголо, били за хлебные крошки и сажали в тюрьмы за письма арестованным родственникам.

Дети, оказавшиеся под присмотром государства или отправленные этим государством искупать свои вины, по большей части вымышленные, делились на категории:

1) лагерные дети (дети, рожденные в заключении);

2) кулацкие дети (крестьянские дети, которым во время насильственной коллективизации деревни удалось ускользнуть от высылки, но которые были позже пойманы, осуждены и направлены в лагеря);

3) дети врагов народа (те, чьи родители были арестованы по 58-й статье); в 1936—1938 гг. дети старше 12 лет осуждались Особым совещанием по формулировке «член семьи изменника родины» и направлялись в лагеря, как правило, со сроками от 3 до 8 лет; в 1947—1949 гг. детей «врагов народа» наказывали строже: 10—25 лет;

4) испанские дети; они чаще всего оказывались в детских домах; в ходе чистки 1947—1949 гг. эти дети, уже подросшие, были посланы в лагеря со сроками 10—15 лет — за «антисоветскую агитацию».

Просмотр видеоролика «Дети ГУЛАГа»

Что делают люди в современном мире для того, чтобы не было таких страшных явлений как «Культ личности», репрессии, тоталитаризм?

* Построение правового и гражданского государства в основу которого входят, в первую очередь, свобода и жизнь человека, право на достойную жизнь, право на защиту своим государством, свобода вероисповедания и выбора религии, независимо от национальности, свободу слова и выбора жизненного пути, свободу печати и проведения собраний, право на образование и достойную оплату труда, право растить своих детей в свободном демократическом обществе, неприкосновенность частной собственности, демократичный суд, отсутствие смертной казни.

* Все эти права и свободы прописаны в мировых документах, защищающих права человека:

- Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году

- Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году

- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 1953 году

- Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году.

* Следят за этим международные организации:

- Организация Объединенных Наций (ООН)- возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом;

- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - защита прав меньшинств, предотвращение дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии;

- Комитет по правам человека, права и свободы человека в отдельных государствах;

- Европейская комиссия по правам человека, защита прав и рассмотрение конкретных случаев несоблюдения прав человека в мире;

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Часть 3. Заключительная.

30 октября – отмечается как великий скорбный день по всей планете - День памяти жертв политический репрессий. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей. Решение Верховного Совета России от 18. 10. 1991 года, внесшее его в государственный календарь, только придало ему официальный характер.

Минута молчания (все встают, тикают часы, на экране меняются слайды с памятниками).