3. Определение темы и целей классного часа
Мы выяснили тему нашего занятия. А теперь попробуем сформулировать цели. Что нам необходимо сделать за этот час.
- Выяснить, что такое дружба?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
- Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы.
4. Работа по теме классного часа.
1. Определение понятия «Дружба»
- Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Что, по-вашему, «Дружба» и зачем она нужна?
Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.
В.И. Даль «Дружба – это бескорыстная приязнь»
-Какое слово вам не понятно?
Ожегов «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»
2.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
В детской песне поется: Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Какое значение вы вкладываете в слово «друг»?
Какими качествами он должен обладать?
Распределим слова, записанные на доске в два столбика?
Качества у друга несовместимы с дружбой
Верность предательство
Честность лживость
Порядочность
Бескорыстие корысть
Надежность
Чуткость черствость
Понимание недопонимание
Уважение друг к другу высокомерие
У каждого на парте лежит ладошка. Напишите на ней имя своего друга и качества, какие вы у него цените..
Прикрепим ладошки на «дерево Дружбы». Ваши друзья класса смогут прочитать, за что вы их цените.
3.Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
-Каждый ли человек может быть другом?
-Может ли дружба распасться?
Я предлагаю прослушать стихотворение и ответить на эти вопросы.
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды , (Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не каждой обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка: откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
4.Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы.
Давайте попробуем с вами открыть секреты дружбы. Составим правила.
а) Умей вовремя улыбнуться!
б) Не обижайся из-за каждого пустяка!
в) Не оставляй друга в беде!
г) Умей признать ошибку и извинись!
д) Мирись, мирись, мирись!...
4. Практические задания. Моделирование ситуаций.
Игра «Горячий картофель»- Учитель бросает мячик кому-нибудь из ребят. Они перебрасывают его друг другу, желая как можно быстрее от него избавиться. Вдруг учитель командует: «Горячий картофель!» - и тот, у кого в данный момент оказался в руках мяч, должен быстро ответить на вопросы. После передает следующему.)
Нравственные ситуации. На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.
- Как ты поступишь?
а) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
б) Твой друг не умеет играть в пионербол и подводит команду.
в) Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
г) Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
д) Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
е) Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Если бы я обидел своего друга, то я…
Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
Если бы мой друг обидел меня, то я…
Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
Если бы мой друг получил двойку, то я…
Если бы у меня были конфеты, то я…
Если бы у меня была интересная игра, то я…
Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
- Из-за чего чаще всего возникают ссоры?
А еще я хочу вам разыграть сценку описанную в следующем стихотворении«Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
(Учитель читает стихотворение «Два козла», двое учеников разыгрывают ситуацию)
Однажды на лужайке подрались два козла. Подрались для забавы, не то, чтобы со зла Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них легонько приятеля боднул. Один лягнул приятеля немножко посильней Один разгорячился, лягнул что было сил! Другой его рогами под брюхо подцепил Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной На школьной переменке такой же вспыхнул бой
Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь
- Прочитай и выбери один вариант, из-за которого чаще всего, по-твоему, возникают ссоры.
Непонимание друг друга; неумение выслушать другого; нежелание уступить; стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало; неумение поставить себя на место другого человека; обида на любое замечание; нежелание критически оценить свои поступки; неумение критически оценить свои поступки; равнодушие.)
- Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за неумения критически оценить свои поступки, или из-за равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Есть даже такая пословица: “Худой мир лучше доброй ссоры”. Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей.)
- Молодцы, что вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.
|