СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Дружба"( конспект и презентация )

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Тема классного часа:  «Дружба – это…»

2. Цели мероприятия:

  • образовательная: познакомить учащихся с взглядами философов Ларошфуко, Монтень, Антуана де Сент-Экзюпери о дружбе;
  • развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы,   учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;
  • воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать  друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.

3. Оборудование:

  • правила ведения дискуссии
  • презентация
  • «ладошки пожеланий» для друга
  • «Дерево дружбы»

4. Форма организации классного часа: групповая.

5. Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.

6. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  • Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
  • Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
  • Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Как не обратить внимание детей на действительность, которая нас окружает: жестокое отношение некоторых людей друг к другу, к людям других наций и т.д. Данный классный час затрагивает проблемы толерантности, дружеского и уважительного отношения друг к другу. Материал изучается дополнительно, углубляя и расширяя уже полученные ранее на уроках  знания. Предназначен для учащихся младших классов.

Цели и задачи классного часа способствуют формированию новых знаний и развитию мыслительной деятельности учащихся.

Основные методы, которые используются на классном часе – это информационный, проблемный, частично-поисковый. Все они формируют умения философски мыслить, анализировать, делать выводы.

 

 

 

Ход мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово “Здравствуйте! Здравствуйте!”. И вы тоже по чаще говорите “Здравствуйте!” маме, папе, друзьям и прохожим.

Вы почувствует,  как у них поднимается настроение. Дело в том, что слово “Здравствуйте” особенное. Когда мы говорим это слово, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове “здоровье”, много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте!

 

2. Мотивационный этап

Прочитайте слова на слайде.

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга – наживешь врага ты.

Врага обнимешь – друга наживешь.

                                                            Омар Хайям

 

Как вы думаете, о чем сегодня  будем  говорить на нашем классном часе?

Действительно, о дружбе, которой много написано песен, стихов. А где еще встречается слово «дружба»?

-В названиях населенных пунктов, лагерей отдыха, горных переходов, даже есть фонтан «Дружбы народов» в Москве, создана награда «Орден Дружбы Народов»

 

_Сегодня вы будете часто высказывать свое мнение, поэтому следует повторить правила ведения дискуссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Правила ведения дискуссии

С уважением относитесь к мнению другого человека.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.

Уважайте мнение любого человека.

Придерживайтесь дружелюбного тона.

Не спорьте ради спора!

3. Определение темы и целей  классного часа

Мы выяснили тему нашего занятия.  А теперь попробуем сформулировать цели. Что нам необходимо сделать за этот час.

  • Выяснить, что такое дружба?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы.

4. Работа по теме классного часа.

1. Определение понятия «Дружба»

- Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

- Что, по-вашему, «Дружба» и зачем она нужна?

Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.

В.И. Даль «Дружба – это бескорыстная приязнь»

-Какое слово вам не понятно?

Ожегов «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»

2.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

В детской песне поется: Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Какое значение вы вкладываете в слово «друг»?

Какими качествами он должен обладать?

Распределим слова, записанные на доске в два столбика?

Качества у друга                           несовместимы с дружбой           

Верность                                           предательство

Честность                                          лживость

Порядочность                               

Бескорыстие                                   корысть

Надежность                                  

Чуткость                                           черствость

Понимание                                     недопонимание

Уважение друг к другу              высокомерие

У каждого на парте  лежит ладошка. Напишите на ней имя своего друга и качества, какие вы у него цените..

Прикрепим ладошки на «дерево Дружбы». Ваши друзья класса смогут прочитать, за что вы их цените.

3.Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

-Каждый ли человек может быть другом?

-Может ли дружба распасться?

Я предлагаю прослушать стихотворение и ответить на  эти вопросы.

Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды , (Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не каждой обо мне  упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка: откусить  мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

4.Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы.

Давайте попробуем с вами открыть секреты дружбы. Составим правила.

а) Умей вовремя улыбнуться!

б) Не обижайся из-за каждого пустяка!

в) Не оставляй друга в беде!

г) Умей признать ошибку и извинись!

д) Мирись, мирись, мирись!...

 

4. Практические задания. Моделирование ситуаций.

Игра «Горячий картофель»- Учитель бросает мячик кому-нибудь из ребят. Они перебрасывают его друг другу, желая как можно быстрее от него избавиться. Вдруг учитель командует: «Горячий картофель!» - и тот, у кого в данный момент оказался в руках мяч, должен быстро ответить на вопросы. После передает следующему.)

Нравственные ситуации. На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

 

- Как ты поступишь?

а) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

б) Твой друг не умеет играть в пионербол и подводит команду.

в) Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

г) Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

д) Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.

е) Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

Если бы я обидел своего друга, то я…

Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…

Если бы мой друг обидел меня, то я…

Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…

Если бы мой друг получил двойку, то я…

Если бы у меня были конфеты, то я…

Если бы у меня была интересная игра, то я…

Если бы мне друг рассказал секрет, то я…

Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…

Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…

Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

 

- Из-за чего чаще всего возникают ссоры?

 

А еще я хочу вам разыграть сценку описанную в следующем стихотворении«Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

 

(Учитель читает стихотворение «Два козла», двое учеников разыгрывают ситуацию)

 

Однажды на лужайке подрались два козла.  Подрались для забавы, не то, чтобы со зла  Один из них тихонько приятеля  лягнул,  Другой из них  легонько приятеля боднул.  Один лягнул приятеля немножко посильней  Один разгорячился, лягнул что было сил!  Другой его рогами под брюхо подцепил  Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,  Но уж козлы дерутся не в шутку,  а всерьез.  Я вспомнил эту драку, когда передо мной  На школьной переменке такой же вспыхнул бой

 

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь

- Прочитай и выбери один вариант, из-за которого чаще всего, по-твоему, возникают ссоры.

Непонимание друг друга; неумение выслушать другого; нежелание уступить; стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало; неумение поставить себя на место другого человека; обида на любое замечание; нежелание критически оценить свои поступки; неумение критически оценить свои поступки; равнодушие.)

- Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за неумения критически оценить свои поступки, или из-за равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Есть даже такая пословица: “Худой мир лучше доброй ссоры”. Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей.)

- Молодцы, что вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.

 

 

Отвечают, приводят примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему

 

Все учащиеся с места имеют право высказывать свою точку зрения, но с соблюдением всех правил дискуссии, представленных перед аудиторией (не перебивать, аргументировать высказывания, уважать чужую точку зрения и т.д.).

Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение значений непонятных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики»

4. Подведение итогов 

Мне думается, что этот классный час  даст вашей дружбе, которую вы пронесете через всю школьную жизнь, …..

Много вы привели своих примеров, мыслей о дружбе, какой она должна быть. А закончить я хочу наше занятие притчей.

Рассказывают, что однажды в Афины приехал брат скифского царя Анахарсис, который славился своей мудростью и находчивостью.

Он явился в дом Солона и велел одному из слуг передать, что к хозяину пришел Анахарсис, чтобы его видеть и, если можно, стать его другом. Услышав такое, Солон ответил, что обычно друзей заводят у себя на родине. Однако Анахарсис тотчас сказал….

Анахарсис ответил, что Солон как раз у себя на родине, то почему бы ему не завести друга?

За находчивость  Солон впустил гостя и впоследствии они стали хорошими друзьями.

-Какая пословица подходит к этой притче?

 

 

 

 

 

 

В заключение: