Г0СУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА1205 МОСКВА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА К
КЛАССНОМУ ЧАСУ НА ТЕМУ
«КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ»
РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ
И.Н.ЗАДОРОЖНАЯ
2017
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке классного часа показано формирование социальной и познавательной деятельности, что является благоприятной для подросткового возраста, так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого подросток рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. В подростковом возрасте закладываются основы формирования представлений о многообразии мира профессий и начинается подготовка к выбору будущей профессии, а социальная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы подросток смог самостоятельно подумать над ее выбором. Поэтому необходимо обязательно наличие во внеклассной работе мероприятий по профессионально–трудовой ориентировке.
Тема: «Как найти свое призвание»
Цели и задачи
- закрепить понятие «профессия»;
- расширить знания о многообразии профессий;
- расширить знания о мире профессионального труда;
-способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся.
- формировать активный познавательный интерес к профессиям;
- Воспитывать уважение к людям любой профессии.
- учить анализировать, делать выводы.
Подготовка к классному часу:
1. Дети заранее информируются о проведении классного часа.
2. Оформление классного кабинета: развешивание фотографий и картинок с изображением людей разных профессий, процессов труда
Оборудование и материалы
интерактивная доска, жетоны, конверты с вложенными в них буквами,
ручки и листочки, мультимедийная презентация
Участники: Классный руководитель, ученики – класс поделен на 2 команды по 8 человек, жюри.
Время проведения: 45мин
План классного часа:
I. Вступительное слово
II. Практическая часть «Все профессии нужны»
III. Психологический блок «Я и мой тип профессии»
IV. Рефлексия
IV. Заключительная беседа
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка –загадки в виде кроссворда (клеточки для кроссворда можно подготовить заранее на доске). Какая команда первая ответит, получает жетон.
Отгадав все загадки, вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем занятии.
По горизонтали.
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках…
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров –
Разрешит погулять….
3. Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.
В своём деле я художник и над ленью победитель,
Догадались? я -…
Мне мигает светофор,
Знает он, что я …..
В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет…..
С книгой кто в руке – читатель.
Книги пишет, кто - …
7.……
8. В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!...
9. В небе синем самолет,
Управляет им …
Учитель.
Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии.
Сегодня у нас интеллектуально-игровое занятие. В процессе, которого каждая команда сможет поразмышлять о мире профессии, расширить знания о мире профессионального труда.
Конкурс «Назови профессию».
Учитель. Ребята, у меня на столе лежат буквы. Я выбираю любую букву, показываю вам, вы называете профессию человека на эту букву.
А – аптекарь, архитектор.
Б – булочник, бетонщик.
В – врач, водитель.
Г – геолог.
Д – доярка.
З – землекоп и т. д.
(Можно предложить детям другой вариант игры. Взять «чудо – мешок», в котором находятся разные инструменты или рисунки. Дети вынимают из мешка инструмент и говорят, кому он принадлежит.)
Учитель. Вот, оказывается, сколько существует профессий. Перечислить все профессии и специальности человека не хватит и урока. (какая команда больше назовет правильных ответов - профессий, та получает жетон)
Игра «Самая подходящая».
Количество игроков: от 6-8 до 10-15.
Описание: Ведущий озвучивает условия игры:
Я вам буду предлагать некоторые своеобразные характеристики профессий, а вам необходимо будет по очереди называть те профессии, которые, с вашей точки зрения, в наибольшей степени соответствуют, подходят к данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми денежными?
Учитель называет первую характеристику, а дети по очереди предлагают свои варианты. Если кто-то сомневается в услышанном (считает, что данная профессия не совсем подходит к данной характеристике), то прослушав, может задать уточняющие вопросы.
Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.
Характеристики: «самая сладкая профессия»,
«самая зеленая профессия», (цветовод, озеленитель, лесник, овощевод и др.)
- «самая смешная профессия» (клоун, цирковой артист, актер и др.)
-«самая волосатая профессия», (парикмахер)
-«самая детская профессия», (воспитатель, учитель детский врач - педиатр)
- «самая чистая» (уборщица, дворник…);
- «самая денежная профессия» (банкир, кассир, бухгалтер);
- «самая общительная профессия» (журналист, экскурсовод, ведущий на телевидении и др.)
Классный руководитель: молодцы, ребята! А теперь сравниваем ваши ответы с вариантами профессий, показанных на слайде.
Какая команда назовет более точные профессии к характеристикам, та и получает жетон.
Задание «В далёкое прошлое»
Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.
Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Подсчет жетонов (жюри)
Учитель
- Чтобы поговорить о значимости выбранной вами профессии хочется, чтобы вы послушали одну притчу.
Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:
– Учитель – нужнее всего. Без образования прогресс остановится.
– Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, – заявил второй философ.
– Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий философ.
Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.
– Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.
– Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело – не искусство. Иди готовь обед, – рассердился хозяин.
Ученик молча вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.
Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ – хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: «Поварское дело – не ремесло, а искусство».
Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.
–«Поварское дело– не ремесло, а искусство», – говорил хозяин после обеда.
Обсуждение притчи.
Упражнение. «Грецкий орех».
Время: 10 минут.
Материалы: мешочек с грецкими орехами.
Ход проведения: ведущий просит каждого взять себе один орех из мешочка и запомнить его. Некоторое время участники рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, запоминая все его индивидуальные черты. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех.
Обсуждение: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности». И каждого где-то ждет его профессия, в которой он будет чувствовать себя «как дома». Главное, искать и вы обязательно найдете занятие «по душе». А теперь прошу вас поделиться впечатлениями о нашей совместной работе на занятии... (обмен впечатлениями)
Рефлексия
А теперь я каждого попрошу ответить из предложенных вопросов (вопросы предварительно размещены на доске):
Сегодня я узнал, что…
Я почувствовал, что…
Мне представляется интересным то, что…
Работа над заданием помогла мне…
У меня появилось желание…
Учитель. О разных профессиях мы вспоминали сегодня. А кем бы вы хотели стать в будущем? (Дети отвечают.)
Основу жизнедеятельности человека составляет профессиональная деятельность. И именно она позволяет удовлетворять нам свои потребности. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны работники правоохранительных органов. А значит, эти профессии всегда будут востребованы. Очень важно, чтобы вы выбрали себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто выбрал профессию по призванию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
Используемая литература.
1. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия”: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000.
2. Резапкина Г.В. “Скорая помощь в выборе профессии”. Практическое руководство для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2004.
3. Резапкина Г.В. “Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника”: Научно популярное издание. - М.: Генезис, 2005.