Внеклассное занятие на тему: «Как не стать жертвой преступления» для учащихся 3-4 классов.
Автор – учитель начальных классов МОУ Лопаревской СОШ Замышляева Татьяна Витальевна.
Цели занятия:
1. Обсудить с учащимися проблему личной безопасности человека.
2. Развивать у учащихся мышление, учить делать выводы.
Оборудование: жетоны, конверты с заданиями.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Дети тянут жетоны, разрезанные на 4 части кружки красного, жёлтого и зелёного цвета.
Класс делится на 3 команды.
2. Отвечают на вопрос учителя.
- Жертвой каких преступлений могут стать дети?
+ Мошенничество, ограбление, похищение.
3. Учащиеся решают проблемный вопрос:
- Как должны поступать девочки и мальчики, чтобы не стать жертвой преступления?
Как уберечь себя от преступлений.
Склонность некоторой части человечества к совершению противоправных действий существовала во все времена. Время, в которое мы живём не исключение.
И во все времена люди делились на тех, кто чаще других становился жертвой преступления и тех, кто лучше других умел избегать этой участи.
Подавляющее большинство преступников выбирают не добычу, а объект нападения, т.е. берут то, что плохо лежит, и быстро теряют интерес, если им помешать. На этот счёт есть даже народная поговорка: «Не там вор ворует, где много, а там, где оплошно».
Действуют они чаще всего с минимальной подготовкой, а иногда и вовсе исходя из неожиданно сложившейся «удобной» ситуации. К примеру, проходя мимо открытой двери подъезда, преступник увидел, как мальчик, закрыв дверь квартиры ключом, положил его под коврик. Во дворе было пусто, и грех было не воспользоваться таким моментом.
Но и в любых других ситуациях преступник чаще всего оценивает жертву быстро и из большого количества людей выбирает немногих. Умение выбрать объект для нападения - основной «профессиональный навык» преступника.
Ваша задача не стать этим объектом.
Как же надо двигаться и вести себя, чтобы языком жестов «сообщить» преступнику: «Я – не объект для нападения»?
Оказывается, для этого совсем необязательно иметь фигуру Шварценеггера
или суровый вид. Хитрость заключается в том, чтобы двигаться настороженно, целенаправленно и решительно, смотреть прямо перед собой, контролировать ситуацию вокруг себя на улице. Излишняя поглощённость своими мыслями или, наоборот, рассеянность, свойственная, например, отдыхающим, привлекает внимание преступника. Да и вообще посмотрите на себя как бы со стороны, критически, спросите у друзей, как им кажется, каковы посылаемые вами «сигналы». Ведь мимика, жесты передают мысли и чувства почти так же ясно, как и слова. Повсюду в мире нервная поза (почёсывание, подёргивания), беспокойные руки, сутулость, тихий, неуверенный голос, бегающий взгляд, нервная улыбка, шаркающая походка свидетельствуют о том, что их владелец – лёгкая добыча.
И конечно, любой человек должен стремиться приобрести и сохранять долгие годы хорошую физическую форму, которая также «сообщает» всем, что вы заботитесь о себе и при необходимости сумеете себя защитить.
Помните! В большинстве случаев преступление можно предотвратить или выйти из опасной ситуации с минимальным ущербом, если действовать осторожно и грамотно.
3. Работа в группах.
Учащиеся получают конверты с заданиями.
Ты остаёшься один дома.
1. Как надо поступить, если кто-то звонит в дверь?
2. Как нужно поступить, если за дверью слышишь незнакомый голос?
3. Как поступить, если человек представляется почтальоном, милиционером, работником телефонной службы, водопроводчиком?
4. Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации?
5.Как поступить, если кто-то ломает дверь, или копается в замке?
Ты играешь во дворе.
1. Где нужно хранить ключи от квартиры?
2. Можно ли демонстрировать (показывать) кому-либо свои ключи? Почему?
3. Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общается или ранее общался с твоими родителями? Почему?
4. Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире (приборы, техника и т.д.)? Почему?
Ты возвращаешься домой.
1. Как поступить, если подозрительный человек стоит возле твоего дома?
2. Какой дорогой можно возвращаться домой?
3.Можно ли садиться в чужую машину? Почему?
4.Можно ли брать у незнакомых людей разные предметы? Почему?
Учащимся даётся время для обсуждения вопросов.
4. Проверка задания.
Анализ первой ситуации.
«Ты остаёшься один дома».
- Как надо поступать, если кто-то звонит в дверь?
Если позвонили в дверь, нужно вначале посмотреть в дверной «глазок». Иногда в «глазок» никого не видно или на лестничной площадке погас свет. Всё равно не открывай те дверь. Позвоните соседям по телефону и попросите их посмотреть, что происходит: злоумышленники могут специально заклеить дверной «глазок». Если телефона нет, договоритесь с соседями, как связаться с ними в опасной ситуации (например, с помощью стука в стену).
- Как нужно поступить, если за дверью слышишь незнакомый голос?
Не открывай дверь незнакомому или малознакомому человеку.
- Как поступить, если человек представляется, почтальоном, милиционером, работником телефонной службы, водопроводчиком?
Если пришедший говорит, что пришла срочная телеграмма, попроси её зачитать, но дверь не открывай.
Не вступай в разговоры с кем-либо через дверь, в ответ на любые вопросы и просьбы отвечай: «Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет всё решить», или: «Сейчас я позвоню в милицию, они приедут и разберутся».
- Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации?
02 – милиция.
-Как поступить, если кто-то ломает дверь или копается в замке?
Иногда достаточно спросить: «Кто там?» или крикнуть: «Мама, иди скорее!» Можно постучать соседям в стенку, открыть окно и звать на помощь.
Анализ второй ситуации.
Ты играешь во дворе.
Уходя из дома, всегда надёжно запирай двери, форточки, даже в том случае, если твоя квартира находится на верхних этажах. Оставляй включенным свет, а ещё лучше – радио, чтобы создалось впечатление присутствия кого-то в доме.
-Где надо хранить ключи от квартиры?
В таком месте, о котором бы только знали вы и ваши родители.
-Можно ли демонстрировать кому-либо свои ключи? Почему?
-Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общается или ранее общался с твоими родителями?
-Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире (приборы, техника и т.д.)? Почему?
«Длинный язык – это дорога, по которой в дом приходит несчастье», - утверждали древние китайцы. Не рассказывай приятелям, соседям о ценных вещах в доме, распорядке дня в семье.
Анализ третьей ситуации.
Ты возвращаешься домой.
Если возвращаешься домой из гостей поздно вечером, попроси их проводить тебя до дому. Предупреди своих родных, о времени прихода. Старайся быть точным в расчётах времени на дорогу и не опаздывать: тогда тебе будут больше доверять и меньше беспокоиться.
-Как поступить, если подозрительный человек стоит возле твоего дома?
Пройти мимо своего дома и дождаться, когда к нему подойдут хорошо знакомые люди.
-Какой дорогой можно возвращаться домой?
Открытой, освещённой и не откланяться от маршрута.
-Можно ли садиться в чужую машину? Почему?
Никогда не садитесь в чужую машину без разрешения родителей, тем более к незнакомому, даже если он обещает что-то заманчивое. При излишне настойчивом приставании подними шум.
-Можно ли брать у незнакомых людей разные предметы?
Ничего не бери у незнакомых людей, даже если они предлагают интересные для тебя предметы, конфеты, фрукты, щенка, деньги. Соблюдай осторожность в отношениях с новыми знакомыми. Некоторые специально завязывают знакомства, чтобы использовать их для совершения преступлений.
Не позволяй преступнику «сыграть» на твоём любопытстве: «Пойдём, я тебе что-то покажу! Там так интересно! Ты такого не видел!» И подросток в след за преступником отправляется туда, где уже никто не может прийти ему на помощь.
5. Итог занятия.
-Как уберечь себя от преступлений?
Вывод. Если вы будете соблюдать правила, о которых мы говорили на занятии – это поможет избежать непредвиденных ситуаций, и спасёт вам жизнь.
Используемая литература: «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс, Москва Астрель -АСТ, 2003г.
4