Классный час на тему: "Конфликт: можно ли его избежать?» (слайд 1)
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях
применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
Учтель: Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО» (слайд 2)
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
Учитель: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра? (ответы детей)
ВЕДУЩИЙ: Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. .А теперь давайте подумаем, что же такое конфликты? (слайд 3)
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного
столкновения сторон.
Рассмотрим случаи его возникновения: (ролики)
1. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. (эркин и адылжан)
2. Они могут возникать при выяснении лидерства в обществе (айдар+илхом с 8 классом)
3. Они возникают с учителем и учеником (асадбек и Х.Жамаловна)
4. Выяснение отношений на экзамене (шпаргалка у Жибек и норматов)
5. Сплетни, обман и оскорбление (нурилло и илхом)
6. Борьба за девушку (парня) (хабиба и альмира)
7. Домашнее не до понимание (нурмухамад и З. Полатовна)
Причины конфликтов между учениками (слайд 4)
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Модель конфликта (слайд 5)
Учитель: Разрешение конфликтов: Конструктивное и Деструктивное (слайды 5-10)
Конструктивное разрешение конфликтов
— Понимаем, что полезно, а что нет, в процессе разрешения конфликтов
— Рассматриваем ассертивный* и три других подхода эффективного разрешения конфликтов
— Уважительное отношение к людям в деловой обстановке
*Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Деструктивные способы разрешения конфликтов
Испорченные отношения между конфликтующими сторонами.
Неэффективное сотрудничество, скрытая борьба и противодействие.
Ошибочное убеждение, что одержать победу в споре важнее, чем решить реальную проблему.
Негативные эмоции сторон конфликта, обиды, неудовлетворенность, стресс, плохое настроение, текучесть кадров.
Мнение учащихся по пути решению конфликтов (слайд 11)
Завершение конфликта может происходить в следующих формах: (слайд 12)
*разрешение - стороны противостояния путем совместных усилий пришли к окончательному решению;
*урегулирование - устранение противоречия усилиями третьей стороны;
*затухание - это временное или полное прекращение активного противостояния, которое может быть связано с утратой актуальности причины конфликта;
*устранение конфликта состоит в "ликвидации" его структурных элементов (выход из спора одной из сторон или же длительное отсутствие контактов между оппонентами, нейтрализация проблемы);
*в некоторых случаях текущий конфликт может привести к возникновению новых противостояний вокруг объектов, которые были выявлены при попытках его разрешения.
Учитель: Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций. (слайд 13)
Учитель: Мы подошли к основным правилам разрешения конфликтов: (слайд 14)
в конфликте не бывает победителей.
встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»
детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.
расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
выслушайте оппонента- не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.
не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации.. (Я хотел бы… Я вас прошу…)
контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей)
ВЕДУЩИЙ: Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали? (дети рассказывают о своих впечатлениях).
ВЕДУЩИЙ: Надеюсь, что у нас больше не будет конфликтных ситуаций и вы всегда с честью выйдете из любой спорной ситуации.
Случай 3.
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.