Классный час на тему «День Конституции Российской Федерации»
Цели классного часа:
- познакомить учащихся с основным законом государства – Конституцией России; способствующих воспитанию патриотизма;
- содействовать развитию познавательной активности учащихся;
- формировать гуманизм, всесторонне развитую личность;
- воспитывать чувство гордости и уважения к Конституции.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер.
Ход классного часа
1.Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час будет посвящен основному закону государства.
- Как вы думаете какому? (Конституции РФ)
Закон - отец согласия, мира, дружбы.
А Конституция - его прямой гарант.
Она у Правды состоит на службе,
Как солнца луч и милосердия квант.
Дана народу, для свершений дивных,
Чтобы без споров жить в России нам.
И чтоб тенденций роста позитивных,
Не оборвали хаос и бедлам.
- А что значит основной закон государства? (Ответы детей)
- А вы знаете, почему наш классный час посвящен этому закону? (Ответы детей).
- Правильно. Молодцы (слайд 2).
- Послушайте легенду.
«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь обижать - обижай, хочешь нагрубить - груби. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Поэтому государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливыми и довольными.
- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, все жители стали счастливыми и довольными, и почему они чувствовали себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)
- Так что такое Конституция? (слайд 3-4)
- Давайте немного вспомним историю Конституции (слайд 5 - 10)
- Давайте, обратим свое внимание на определения, что такое Конституция Российской Федерации? (слайд 11-13)
- В Конституции записаны права и обязанности каждого жителя нашей страны (слайд 14-16)
- А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.
Я будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка»).
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас)
4. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на
метле? (Баба Яга).
- А теперь маленькие задания.
Следующая игра, ребята, называется «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»
выбери одного героя из трёх ( слайд 17- 18)
Право на жизнь | А) Золушка Б) Колобок В) Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | А) Сестрица Алёнушка Б) Три поросёнка В) Колобок |
Право на свободный труд | А) Золушка Б) Красная Шапочка В) Балда |
Право на свободу вступления в брак | А) Золушка Б) Дюймовочка В) Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | А) Красная Шапочка Б) Буратино В) Баба Яга |
- Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!» ( слайд 19- 21)
Россия – наша страна? | да |
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? | да |
– Можно ли человека обращать в рабство? | нет |
– Можно ли относиться к человеку жестоко? | нет |
– Защищён ли человек законом? | да |
- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? | да |
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? | да |
– Может ли человек владеть имуществом? | да |
- Имеет ли человек право на социальное обеспечение | да |
- Можно ли запретить свободный выбор труда? | нет |
– Защищает ли закон материнство и младенчество? | да |
- Можно ли без разрешения войти в жилище человека? | нет |
Разминка: блиц-вопросы по Конституции РФ (слайд 22-23)
Когда отмечается день Конституции | 12 декабря |
Что такое референдум | Всенародное обсуждение |
Кто является гарантом Конституции РФ | президент |
Кто несёт ответственность за образование ребёнка? | родители |
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? | народ |
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права | С 18 лет |
Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? | Нет. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства |
Самый быстрый (слайд 24-25)
Кто является президентом РФ? | В.В.Путин |
Форма правления в России? | Республика |
Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? | До 18 лет |
Как правильно называется наше государство? | Российская Федерация или Россия |
Назовите основные символы государства | Герб, флаг, гимн |
Кто из граждан РФ обладает большими правами? | Никто, все граждане равны в правах |
СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК (слайд 26-30)
Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В.Гаршина, отправившись в путешествие | Право на свободу передвижений |
Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? Сказка А.Толстого «Золотой ключик» | Унижение достоинства личности |
Сказка Ш.Перро «Золушка»Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? | Право на отдых |
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? | Право на труд |
Сказка «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы и семерых козлят? | Неприкосновенность жилища, право на жизнь |
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? | Право на свободу передвижения |
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? | Право на неприкосновенность жилья |
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? | Право на личную неприкосновенность |
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? | Право на свободу вступления в брак |
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? | Право на образование |
ОТГАДАЙ СКАЗКУ (слайд 31-33)
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? | «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина |
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно решается проблема сбора урожая. | «Гуси- лебеди» |
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? | «Гадкий утенок» |
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? | «Три поросенка» |
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. | «Золушка» |
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? | Кощей бессмертный |
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? | Буратино |
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. | Белоснежка, Спящая красавица |
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. | Мальчик – с пальчик |
АНАГРАММЫ (слайд 34-35)
корёнбе | ребенок |
мясье | семья |
венкяицон | конвенция |
к о н з а | закон |
и п о к а л и т | политика |
з и н ь ж и | жизнь |
д и л и е т о р | родители |
ядпорок | порядок |
ворап | право |
юзос | союз |
стонситовод | достоинство |
дыхот | отдых |
розавинабео | образование |
ловчеке | человек |
жбаруд | дружба |
- Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.
Подведение итогов
После всего того, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос:
как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались.
чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя!!
Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.
Величавые края –
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Если ж вороги посмеют
К нам прийти из-за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
Распростерлись в дымке синей
Равной нет тебе по силе,
У тебя везде друзья, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Что значит Родина моя? –
Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это - Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.