Классный час на тему:
«Мечта и желание»
Цель: раскрыть перед учениками значение близких по содержанию слов мечта и желание; познакомить с краткой биографией В.П. Катаева – автора сказки «Цветик-семицветик»; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни.
Оборудование: плакат с объяснениями значений слов мечта и желание; портрет писателя В.П. Катаева; выставка его книг для детей (сказки «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», повести «Белеет парус одинокий», «Сын полка»); иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик»; листочки с вопросами для выяснения, о чём мечтают и что желают ученики.
Ход урока.
̶ Ребята, сегодня у нас с вами особый урок. Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка, побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает понять себя и окружающий нас мир.
̶ Посмотрите на доску. На ней плакат. Прочитаем, что на нём написано.
«Желание – это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что существует на самом деле. Его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно даёт тебе радость.
Мечта – игра ума, когда человек представляет себе что-то очень приятное, но этого нет на свете, оно не существует. Это фантазия, воображение.»
̶ Что бы вы попросили у волшебной щуки, если были бы на месте героя народной сказки Емели? (3-4 ученика высказывают свои суждения, а затем подводят итог.)
̶ В нашем великом и могучем русском языке много близких, но совсем не одинаковых по значению слов. В каждом слове всегда заключён большой смысл, оно раскрывает нам новое понятие о мире, в котором мы живём.
Есть слова желание, хотение, которые выражают те чувства, когда тебе хочется чего-то, чего у тебя нет, но очень хочется иметь. То, что ты желаешь получить, существует на самом деле, но его нет у тебя. Желаемое, например, футбольный мяч, роликовые коньки, гитару ты можешь попросить у мамы, папы, товарищей.
Чтобы получить желаемое, ты просишь тебе помочь. Но есть и другие желания, исполнение которых ты можешь получить, приобрести в результате только собственного труда и усилий.
Ты хочешь стать хорошим футболистом, но для этого мало иметь настоящий футбольный мяч, надо знать правила игры, уметь их применять, а для этого нужно много заниматься в спортивной секции, нужны ежедневные тренировки, нужно большое терпение. И хорошим нападающим или вратарём ты сможешь стать только через знания и умения, через собственный труд. Это относится и к тем, кто хочет быть художником, музыкантом, артистом кино, певцом, писателем. А кроме труда нужна ещё и настойчивость.
Есть в русском языке и другое слово – мечта. Что оно означает? Мечта – это особое свойство человеческого ума. Человек может вообразить, представить себе и пожелать то, чего нет сегодня, никогда не было на свете и, может быть, никогда не будет, но очень хочется, чтобы оно было. Зачем нужна мечта?
В далёкие, далёкие времена наши предки ездили в другие города на лошадях, шли пешком или плыли на лодках. Это занимало много времени, и было опасно: в лесу на дороге разбойники, дикие звери.
Наши предки стали мечтать о вещах (предметах), которые помогли бы им быстро преодолеть большие расстояния, бежать от врагов.
Они придумали сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, летучий корабль и сложили о них волшебные сказки.
Предметов таких и через много столетий не появилось. Но люди задумались. И, используя свои знания о законах вещей, создали через столетия другие, которые помогли быстро перемещаться в пространстве. Изобрели сначала велосипед, потом автомобиль. Мечтали люди летать по воздуху, как птицы, и через триста лет создали сперва планеры, потом самолёты.
Уже в близкое нам время жил в городе Калуге учитель физики Константин Эдуардович Циолковский. Он увлекался астрономией, сделал дома телескоп, наблюдал в ночном небе движение планет. Он мечтал о том, чтобы человек мог попасть в космос, узнать другие планеты.
Но его наблюдения за звёздами, его статьи с предложением о создании аппаратов для полёта в космос нашли своё осуществление в современной науке. Наши учёные построили и запустили в космос спутник, потом ракету с собаками Белкой и Стрелкой. А потом в космос полетел первый на Земле космонавт – Юрий Гагарин. Позднее вышел из ракеты в открытый космос Леонов. Сегодня научные экспедиции в космосе летают уже по году. То, о чём мечталось Циолковскому, осуществилось.
Значит, мечта – это не только фантазия, воображение того, чего нет на свете, это ещё и двигатель прогресса в науке.
Мечтают все люди: взрослые и дети, но мечты у всех разные.
̶ Перед вами портрет известного писателя, создавшего книги для взрослых и детей.
Валентин Петрович Катаев (1882-1969).
Родился в южном портовом городе Одессе в семье учителя математики, учился в одесской гимназии. Одесса была торговым и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа. По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр.
Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял, грёб. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Ещё в школьные годы начал писать стихи.
В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам.
Об этом его повесть «Сын полка». По ней был сделан фильм, шёл спектакль в Центральном детском театре.
̶ Какие сказки В. Катаева вам знакомы, вы читали?
̶ Подумайте, почему писатель назвал «Цветик-семицветик» сказкой?
̶ Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
В ней действует волшебница. В сказке есть волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление и исчезновение вещей, исцеление больного мальчика.
̶ На какую народную сказку похоже произведение В. Катаева?
Вопросы по тексту сказки:
Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? (Жене не очень хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась.)
Кто и как ей помог?
На что потратила девочка свой первый лепесток? Разумно ли это желание?
Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнить желание?
Физкультминутка.
̶ Давайте вспомним эти слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели…
Какая неприятность случилась с Женей?
На что потратила девочка второй лепесток и почему? (Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)
Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев.
(Папанин и его товарищи – учёные-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться на настоящем Северном полюсе.)
Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? (Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей.)
Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой? (Это глупое желание. Девочка погибла бы. Поэтому её четвёртое желание вернуться домой оказалось очень разумным.)
Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? (Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)
Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? (Женя обиделась, рассердилась и решила показать им, что у неё во много раз больше игрушек.)
Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему? (Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет, ведь для игры нужны только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)
На что потратила она шестой цветок? (Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть. Наличие множества игрушек не рождает радость. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.
Когда у Жени остался один лепесток, о чём она размышляла, на что хотела его потратить? Какие вопросы она сама себе задавала? (А что толку? Хотя зачем? А потом что? А какой толк?
«Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться.»
Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний лепесток? (Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)
Обобщение:
̶ Итак, у Жени семь лепестков для семи желаний. Сколько из них у неё было разумных? Посчитайте и назовите её разумные желания: вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить игрушки в магазины. Эти четыре желания она использовала на исправление своих ошибок. Лишь пятое желание было по-настоящему обдуманным.
̶ Почему у Жени появились глупые желания, неразумные?
Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любащая.