1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
3. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
4. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.
5. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
Организационный момент Задача: активизировать внимание детей, создать настрой на работу. | Педагогическое требование | -Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга! Встаньте пожалуйста. - Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Классный час мы наш начнем! | Приветствуют учителя, организовывают свою дальнейшую деятельность. | Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль; Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
2. Мотивационно-целевой этап Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с ними сформулировать тему и цель. | Словесный(беседа); проблемно-поисковый; организации деятельности обучающихся; | -Знаете ли вы кому или чему посвящен праздник 4 октября? -4 октября празднуется всемирный день животных. -Поэтому нам пришло письмо от самой матушки природы, давайте мы с вами его все вместе послушаем. Слушайте внимательно, как после прослушивания нам необходимо сформулировать тему нашего классного часа. - ЗЕМЛЯНЕ, ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕКИ! Живем мы в XXI веке! Цивилизация вокруг, Но оглянись кругом, мой друг, И что увидишь: мусор всюду! Стыдить я вас, друзья, не буду! Ведь каждый человек разумный Учился в школе (значит умный). Хотелось бы все видеть по-другому: В тени березы путник отдыхает, Благодарит ее, а ветки не ломает. Напившись чистой из ручья воды, Не будет загрязнять колодца и пруды. Леса не будет вырубать бездумно, Животных убивать подряд всех неразумно. И будут чистыми все улицы и скверы! Но к людям у меня все меньше веры. Ведь далеко не каждый мусор убирает, Есть и такие, кто его везде бросает. Так можно в свалку превратить планету голубую, А нам никто не даст другую! Давайте сделаем мир чище и светлее! (В таком и жить-то веселее). Какое счастье, когда светит солнце С утра в твое прозрачное оконце, Растет трава, цветы благоухают, Щебечут птицы, бабочки порхают! Ведь этого всего может не быть! Ты можешь красоту всю погубить! Не допусти исчезновения человеческого рода! С любовью и мольбой, твоя Природа. -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе? -Верно, о природе, а именно как нам необходимо ее сохранить. -Какую цель мы поставим перед собой? -Целью нашего классного часа будет - найти способы охраны природы. | Обучающиеся активно взаимодействуют с учителем, анализирует, внимательно слушают учителя. Обучающиеся формулируют тему и цель классного часа. Выражают собственные суждения. Отвечают полно на вопросы. | Личностные УУД: мотивировать к обучению и целенаправленной деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: мотивировать к обучению и целенаправленной деятельности. |
3. Основной этап 3.1 Этическая беседа о экологических проблемах в природе Задача: воспитывать уважительное отношение друг к другу, понимание значимости природы в жизни и необходимость обеспечения ее сохранности. Актуализировать знания о современных проблемах сохранности природы | Беседа, поощрение; создание ситуации успеха. | -Ребята, посмотрите на экран. Как прекрасен этот мир! Велика и богата наша Родина с её морями, горами, лесами, полями. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. -Ребята, кто может сказать, что дает нам природа? -Как вы считаете нужно ли беречь природу? Кто может сказать почему? Верно, природа нам даёт всё необходимое для жизни, поэтому её нужно охранять и беречь. Охрана природы - это одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. -Но есть одно но… Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. - Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений? - На нашей планете существовало много разных видов и растений. И людям казалось, что они всегда будут расти. Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Они используют растения для своих нужд, безжалостно уничтожают животных. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Некоторые виды растений стоят на грани исчезновения. Они внесены в Красную книгу. - Знаете ли вы что это за книга? Что означает красный цвет? Это книга, где собраны растения и животные, которые находятся под угрозой исчезновения. Красный цвет говорит об опасности. - С какой целью создали эту книгу? Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их. | Активно взаимодействуют и отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Коммуникативные УУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
3.2 Игра "Дерево с правильными пожеланиями" Задача: воспитывать бережное отношение к природе; Формировать умение строить речевое высказывание в письменной и устной форме. | Творческое задание, объяснение, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха | -Ребята, я вижу, что вы знаете правила сохранения природы. Но ведь как важно, чтобы знали и сохраняли природу все люди, живущие на планете Земля. -Как вы думаете, что вы можете сделать, чтобы помочь сохранить природу и что мы можем с вами сделать, чтобы как можно больше людей узнали, как беречь природу. -Сейчас у нас осень и природа сбросила свою листву. Предлагаю вам вновь нарядить дерево и написать на листиках, что каждый из вас готов сделать, чтобы сохранить, приумножить красоту природы и экологию планеты. И чтобы за наши дела природа нам сказала спасибо. -А теперь кто желает может зачитать свое обращение и прикрепить к дереву. Ребята, вы молодцы! Я очень рада, что многие из вас правильно поступают по отношению к природе. | Ведут диалог с учителем, выполняют задание, проигрывают игру. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют ответственное отношение к природе как одной из главных ценностей человека; проявляют творческие способности в ходе игры. Регулятивные УУД: целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; планируют учебное сотрудничество с учителем; умение слышать и слушать других. |
Физминутка Задача: Снять мышечное и эмоциональное напряжение, воспитывать ценностное отношение к двигательной активности. | Демонстрация; объяснение; художественное слово | -А сейчас пришло время отдохнуть. Я попрошу вас всех встать. Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки) Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох) Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,) За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право) Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны) И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.) Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.) Стали карликами дети. А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,) Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.) Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.) Крыльями махали. Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,) Ногами топаем. (Притопы на месте.) Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места) И немножечко устали. Молодцы ребята, а теперь садитесь на места и продолжаем работу. | Обучающиеся совместно учителем делают физминутку, повторяют движения за учителем | Снятие мышечного напряжения |
3.3 Работа в группах, создание газеты, защита продукта. Задача: актуализировать знания об охране природы. Способствовать осознанию значимости роли человека в природе, и наоборот. | Беседа, объяснение, поощрение, практическая деятельность | -Итак, сейчас вы поделитесь на 2 группы. В таких группах вы должны будете создать свою газету на тему, которую вы вытянете путем жеребьевки. Вы должны оформить и разместить материалы которые мы вам раздадим в своей газете. Затем каждая группа представит свою газету и расскажет о способах охраны природы. | Внимательно слушают учителя, активно взаимодействуют друг с другом в процессе проектной деятельности. Анализируют, выражают собственные суждения. | Коммуникативные УУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: развивать навыки контроля волевой саморегуляции в процессе проектной деятельности |
4 Рефлексия Задачи: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания; воспитывать ответственное отношение к природе как к одной из главных ценностей человека. | Словесный (беседа); метод контроля, поощрения.; ситуация свободного выбора. | Ну вот и подошел наш классный час к концу, теперь я попрошу вас оценить вашу работу. Посмотрите, на доске изображена наша планета Земля, а на ваших партах лежат вырезанные из бумаги ладошки. На ладонях уже есть начало предложений, вам необходимо только их закончить. После, вам нужно прикрепить свои ладони к нашей планете Земля. Наши ладони будут являться смыслом того, что вы готовы беречь природу и сохранить нашу планету Всем спасибо за работу. До скорой встречи! | Осуществляют рефлексию своей деятельности. | Личностный: обучающиеся проявляют ответственное отношение к природе как одной из главных ценностей человека ;.осуществляют самооценку. Регулятивные УУД: целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; планируют учебное сотрудничество с учителем; Познавательные УУД :(общеучебные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические: строят логические цепочки рассуждений). |