МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»
Классный час на тему: «Путешествие в грамматику»
Подготовил учитель начальных классов: Моисеева М.Н.
2015 год
Наше путешествие начинается со станции «Пословица».
Расшифруйте пословицу.
Чело что без век дру во га, зем без ля ды. («Человек без друга, что земля без воды»)
- Ребята, а кто из писателей посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? (Владимир Иванович Даль)
- Владимир Даль был офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни было создание «Словаря живого великорусского языка», который принес ему славу и известность.
«Словарь живого великорусского языка» - это огромное собрание русских слов (200 тысяч), пословиц, сказок и народных игр.
- А как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?
- А знаете ли вы значение слов, которые встречаются в пословицах, появившихся давным-давно?
Сейчас мы это проверим.
Задание первой команде
«Пословица недаром молвится»
Что означает слово «молвится»? Подберите к нему слова, близкие по значению.
Задание второй команде
«Своя земля и в горсти мила»
Что такое «горсть»? В каком значении употреблено это слово в пословице? (Мила в небольшом количестве. Самая малость земли и та мила)
Задание третьей команде
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Что такое изба? В каком значении употреблено слово «красна»?
Следующая остановка «Кроссвордная».
Отправляемся дальше. Следующая остановка «Грамотейка»
(Выбегает клоун, в руках у него шары)
Клоун – «Я – веселый клоун Вася
Появился в вашем классе.
И принес с собой шары
Для любимой детворы
Вам шары Я подарю,
Но сначала всем велю
Думать, правильно писать
И друзей не обижать.
- Прежде чем отправиться дальше, выполните мои задания.
Буквы решили пошалить. Они разбежались по доске. Составьте из букв слова. (С Ш А У Б О Л Г Е Н Ь)
- Едем дальше. Следующая станция «Литературная»
И у нас новый гость.
Бабушка девочку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну подскажите, как звали её?
(Выходит Красная шапочка)
Красная шапочка: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы сказки и сказочных героев? Давайте проверим. О ком Я говорю?
Знаю, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь.
Как называется это произведение? Кто его написал? (Алексей Толстой «Золотой ключик»)
Красная шапочка: Я на балу
Никогда не была.
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось
Попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А Я башмачок потеряла тогда же.
Кто Я такая? Кто тут подскажет? («Золушка», написал Шарль Перро)
Клоун: Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин.
И приятель Пятачок.
Для него прогулка- праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый прогазник
Медвежонок… «Вини Пух»
(Это «Новое приключение Вини Пуха», написал Александр Милн).
Подъезжаем к станции «Смекалка»
Отгадайте ребусы:
- К И С.
- В И 3 на
- 40 А
Подъезжаем к станции «Сюрпризная»
(Выходит старуха Шапокляк)
Шапокляк: Здравствуйте, мои дорогие, мои милые! Девочки-вертелочки, мальчишки-кочерыжки! Что? Узнали меня? Правильно, правильно – это Я, Ваша любимая, бабушка Шапокляк.
Ну как дела? Как учились? Хорошо? Вот и плохо!
Я не люблю тех, кто хорошо учится. Знаете, кто мои любимчики?
Самые примерные хулиганы, самые отличные двоечники.
Вот с кого Вам надо брать пример.
А то у меня мало настоящих учеников. Мало ребят, которые умеют красиво сделать хорошую пакость.
Хотите стать моими друзьями?
Сейчас проверю, какие Вы умные.
1. «Найди лишнее слово»
Диван, кресло, стул, шкаф
Чашка, тарелка, хлеб, вилка
Баран, индюк, корова, лошадь
2. «Угадай, о ком или о чем идет речь?»
1. Спелое, сочное… (яблоко)
2. Острый, кухонный… (нож)
3. Теплый, вязаный… (шарф, свитер)
4. Серый, трусливый… (заяц)
5. Большой, вместительный… (шкаф)
6. Летний, солнечный…(день)
3.«Придумай слово»
Первой команде придумать слова, которые начинаются со слога «ДО»
Второй команде со слога «РЕ»
Третьей команде со слога «МИ»
4.«Закончите фразу»
1 команде: Голоден, как… (волк)
Хитер, как… (лиса)
Грязный, как… (свинья)
2 команде: Труслив, как … (заяц)
Изворотлив, как… (уж)
Упрям, как… (осел)
3 команде: Надут, как… (индюк)
Нем, как… (рыба)
Болтлив, как… (сорока)
Задание капитанам
- Сделайте буквенную запись.
[С’ Э М’ А] (семя)
[C’ И М’ Й’ А] (семья)
[П А Л’ Й’ О Т] (польет)
Подведение итогов. Награждение команд.