Методическая разработка классного часа 8-10 классам на тему "Толерантность - путь к миру"
Бесколь, 2017
Введение
Методическая разработка классного часа: «Толерантность – путь к миру!» – мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября и проводится в инсценированной познавательно-игровой форме. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программ воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы.
Необходимость создания данной методической разработки была обусловлена тем, что школа находится в многонациональном городе. В классе обучаются дети нескольких национальностей: русские, татары, узбеки, украинцы есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. Кроме того, наша страна стоит на пороге проведения зимних олимпийских игр, что, несомненно, влечет за собой большой приток людей разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями других народов, постараться воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей.
Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия. Такой классный час поможет сплотить классный коллектив; развить умения учащихся общаться, будет способствовать развитию толерантного отношения к друг – другу.
Классный час проходит в инсценированной познавательно-игровой форме. Совместная работа учащихся над подготовкой сценических постановок – прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, а учащимся – показать свои таланты, способности.
Идея использования приемов театрализации и драматизации отдельно в ходе классного мероприятия или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Инновация нашей деятельности заключается в следующем:
– она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логическим, динамичным и последовательным продолжением друг друга;
– в основу сценария положен материал, который поможет развить у учащихся представление о толерантности, будет способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
– применяемая мною идея драматизации в развитии толерантности, позволяет формировать личность школьника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром, такой подход таит в себе большие перспективы для дальнейшего совершенствования.
Цели и задачи мероприятия
Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у учащихся толерантного мышления и поведения. Указанная цель раскрывается в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного.
Воспитательный компонент цели заключается:
– в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре других народов;
– в воспитании культуры общения;
– в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
– в воспитании потребности в практическом использовании полученных знаний в различных сферах деятельности.
Участие в инсценировках способствует формированию у детей положительных личностных качеств, общечеловеческих ценностных ориентаций, таких как воля, трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, готовность к общению, культура общения в разных видах взаимодействия в коллективе, критичное отношение к себе, уверенность в себе, инициативность.
Развивающий компонент предусматривает развитие интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.
Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, общего кругозора.
Основные задачи:
формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
сформирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;
воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;
формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
повышение уровня творческой активности учащихся;
развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Форма проведения мероприятия: коллективное творческое дело.
Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 5-7 классов. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце октября или после каникул в начале ноября.
Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, плакаты, рисунки, сочинения детей, CD записи музыки.
Учащиеся вместе с учителем и родителями заранее оформляют классное помещение, подготавливают костюмы для инсценировки, подбирают песни и музыкальные треки; заранее разучивают песни.
Методические советы на подготовительный период:
К данному классному часу учащиеся готовятся за 2 недели.
1 этап. Подготовительный этап: отбор учеников на главные, второстепенные роли, на роли ведущих; распределение ролей для изучения, закрепление учащихся за ролями; написание сочинения учащимися по теме классного часа, обсуждение их в классе; отбор иллюстраций, изготовление стенгазет, связанных с тематикой мероприятия.
2 этап. Творческое воплощение, а именно: работа над сценарием и распределение ролей; репетиционный период; изготовление эскизов костюмов и иллюстраций; создание костюмов и декораций; создание компьютерной презентации классного часа; подбор музыки; подборка песен и музыкальных треков, подборка и разучивание стихов.
3 этап. Составление электронной презентации вечера, которая включала в себя: творческие работы учащихся; подборку иллюстраций, фотографий; мультипликационный фильм «Мудрецы и слон»
Если в классе есть учащиеся, имеющие способности вести мероприятие, то создается инициативная группа. Классный руководитель только корректирует подготовку и проведение данного мероприятия.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
На экране проецируется рисунок по теме толерантности, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя.
Я вас встретил впервые. Но я человек, и вы – человек, Мы люди на этой земле… (В. Солоухин) На экране проецируется рисунок по теме толерантности, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя.
Учитель: Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это я, мир – это – вы, мир – это мы… Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские… Но почему-то мы иногда посмеиваемся друг над другом. Да, мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часу. Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества (слайд №5) «Толерантность – путь к миру!».
Ученик: Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Ученик: Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
Ученик:Петр Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Ученик: Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
Ученик: (слайд №9) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан;
Ученик: (слайд №10) Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Учитель: Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность». Ребята, а как же вы понимаете значение этого слова? (На экране видеофрагмент с высказываниями детей о толерантности.) (Слайд №11) Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Ученик: Стихотворение «Доброта» (Автор неизвестный)
Инсценировка. И. и В. Токмаковы «Сказка о счастье»
Приглашаются 3 мальчика (король, старец, солдат) и 2 девочки (девочка, старуха). Текст автора читает ученик.
Учитель:
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
Учитель: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявлением доброты.
Песня «Дорогою добра». Автор слов: Энтин Ю., композитор: Минков М.
Учитель: Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий. Но у толерантности есть и своя обратная сторона. Какая это сторона? Какие её формы проявления вы знаете?
Ответы учеников (Предрассудки, войны, конфликты.)
Учитель: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Давайте посмотрим индийскую сказку «Мудрецы и слон» и попытаемся определить причину ошибки мудрецов.
На экране мультфильм по мотивам индийской сказки
Учитель: О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Были ли мудрецы действительно мудрыми? Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Ученики: (примерные ответы) Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. Им нужно научиться слушать друг – друга. Научиться дружить.
Учитель: Спасибо, друзья. Дружба… А что такое «дружба», каждый знает?
Стихотворение. Л. Измайлов «Монолог о дружбе»
Учитель: (Слайд №20) 16 ноября Международный день толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август. Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, чтобы всегда был мир, радость, добро.
Песня «Мир, который нужен мне». Автор слов: Золотухин С., композитор: Ермолов А,
Учитель: Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!
Заключение
В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого всеобъемлюща и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов, способностей, творчества, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения.
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.
Особое значение для подростка в возрасте 11-12 лет имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств.
Литература
Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: ТЦ «Сфера». – 2003.
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
Гудошникова Н. Не воздавать злом на зло: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2009. – № 44.
Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс]: http://www.tolerance.ru/
Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006.