Классный час «Нет ничего невозможного»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 6» г. Смолегска
Зенина Гульнара Розыкулыевна
Цель: формирование представления об «особом ребёнке» и правилах общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
• Сформировать представление об "особом ребенке".
• Познакомить с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
• Развивать чувство симпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
• Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
• Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные лепестки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка, иллюстрации учащихся по теме «Люди с ограниченными возможностями»
Ход классного часа
- Постановка задач. Мотивация к деятельности.
Учитель:Добрый день!
Туча хмурая растает, Солнце выглянет опять. Кто-то вредный добрым станет, Если очень пожелать. Можно песенку о лете Со Снегурочкой пропеть. Всё сбывается на свете, Если очень захотеть. Ученик: Хоть разочек бы увидеть Самый краешек мечты! К ней найти свою дорогу Непременно сможешь ты. К синим звёздам любят дети В разноцветных снах лететь... Всё сбывается на свете, Если очень захотеть.
Ученик: Как воздушный лёгкий шарик Грусть умчится в облака. То, что нам не разрешают, Разрешат наверняка. Можешь сто друзей ты встретить, Сто мультфильмов посмотреть... Всё сбывается на свете, Если очень захотеть.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе?
- Беседа о понятии.
Презентация « нет ничего невозможного»
Слайд 1: Как понимаете это выражение «Нет ничего невозможного»?
Слайд 2: Наполеон Бонапарт говорил «Невозможно» - слово из словаря глупцов. Возможно всё, когда вы действительно в это верите!»
- Работа с пословицами в парах
Хочешь найти жемчуг - ныряй вглубь, не бойся глубины.
Сердцу, которое хочет, нет ничего невозможного. (английская)
Большие паруса только сильный ветер может надуть.(грузинская)
Куда сердце влечёт, туда и путь недалёк. (узбекская пословица)
Сердца соединятся - гора превратится в яшму, силы сложатся - земля превратится в сад. (китайская)
Соедини части пословиц, объясни их смысл.
Сердцу, которое хочет, ветер может надуть.(грузинская)
Хочешь найти жемчуг ныряй в глубь, туда и путь недалёк. (узбекская )
Большие паруса только сильный нет ничего невозможного. (английская)
Куда сердце влечёт, силы сложатся - земля превратится в сад.
(китайская)
Сердца соединятся - гора превратится в яшму, не бойся глубины.
- Работа с презентацией
Слайды 5-7: нет ничего невозможного на Земле ни для маленького хрупкого цветочка, ни для людей, отважных и целеустремлённых, ни для ребят китайской деревни, которые ежедневно преодолевают опасный перевал в горах, чтобы посетить школу…
Слайд 8: Этот пес живет в Иордании, в переводе его имя означает “белый”. Два года назад пуля прошла через его позвоночник, и после этого у него парализовало задние лапы. Всю свою жизнь он был пастушьим псом, и сейчас коляска, с помощью которой он передвигается, не мешает ему и дальше выполнять свою работу.
- Викторина.
Слайд 10
Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.
- Сколько лепестков было у волшебного цветка?
- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
Динамическая пауза
- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
Рефлексия- Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
Практические упражнения
- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
- Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
Рефлексия:- Что испытывали? Что хотелось сделать?
6. Презентация рисунков учащихся.
Учитель
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди с ограниченными возможностями здоровья или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
В 1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей много. Это и взрослые и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондеркинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
- Дома вы нарисовали рисунки по теме. Расскажите, кого вы изобразили и что хотели бы до нас донести?
- Работа в группах.
1 группа: Сформулируйте правила общения с особыми людьми.
2 группа: Какие качества помогут человеку соблюдать правило «Нет ничего невозможного»
3 группа: Запишите, какими качествами может обладать Человек
Каждая группа создаёт свой цветик-семицветик.
- Защита работы в группах
Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.
Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.
- Презентация Слайды 11-13
В 1980 году детей-инвалидов было зарегистрировано около 50 тысяч. В 1990 году - 155 тысяч. На 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты составила 593 тысячи, то есть, 2% всех детей России. Значит, с 1980 г. количество детей-инвалидов в стране возросло в 13 раз, а с 1990 г . – почти в 4 раза. В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тыс.
8. Итог классного часа.
- Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья"? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Рефлексия занятия.
- Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.
Ученики читают стихотворение:
ЧТОБ ЛЕТАЛИ МЫ ВСЕ И РОСЛИ!
Не растёт в огороде сосиска, Бублик с маком, Башмак и портфель, А растут помидоры, Горох и редиска - Да и те замерзают в метель. Но зато и зимой, и весною, Даже если пурга на дворе, Могут крылья Прекрасно расти за спиною, Могут мысли расти в голове!
Разве можно достичь изобилья, Что-то новое Изобрести, Если светлые мысли И сильные крылья У людей перестанут расти? Тут как тут Лилипутами