СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о семье

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час о семье»

Открытый классный час



Тема: «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л. Н. Толстой


Цель: сформировать представление о семейных ценностях.

Задачи:

  • приобщение учащихся к духовным ценностям;

  • осознание понятий: «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера»;

  • формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

  • воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью;

  • развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;

  • раскрытие творческого потенциала детей.


IВступление. Подготовительная работа

Учитель: Доброе утро, ребята.  Сегодня у нас и классный час. На нём присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома».

- Ребята, о чём мы сегодня будем говорить? (Будем говорить о семье и семейных ценностях, о доме).

- А как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите или слышите?

- Что вы представляете, когда слышите слово «семья»?
(Семья – это дом, родители, дети, уют, комфорт, взаимопонимание, согласие, порядок, дружба, верность, преданность, уважение, любовь, счастье, удача, терпение, праздники, совместные походы, экскурсии, день рождения, подарки, семейные даты, покупки, труд, забота, внимание, мечты, очаг …).

В толковом словаре под редакцией Ожегова даётся такое толкование этого слова: «Семья – группа близких родственников, живущих вместе».

Учитель: Чтобы семья полноценно существовала, её членам нужно выполнять следующие функции:

 хозяйственную – выполнение различных домашних обязанностей;

 воспитательную – воспитание детей;

создание спокойной психологической обстановки (уют, комфорт, защищенность). 
- Давайте поиграем. Я буду называть какое-нибудь действие, а вы назовёте ту функцию, к которой оно относится. Готовы? Начали! 
(Я буду называть какое-нибудь действие, а вы попробуйте определить, какую функцию это действие выполняет).


1. Уборка квартиры (хозяйственная). 
2. Проверка домашнего задания у сына (воспитательная). 
3. Мытье посуды (хозяйственная). 
4. Обсуждение событий дня с членами семьи (психологическая). 
5. Приготовление обеда (хозяйственная). 
6. Сочувствие тому, у кого неприятности (психологическая). 
7. Покупка продуктов (хозяйственная). 
8. Чтение книги младшему (психологическая). 
9. Уход за домашними цветами (хозяйственная). 
10. Похвала за хорошо выполненное дело (психологическая). 
11. Разговор с сыном о его ссоре с другом (воспитательная). 
12. Игры брата и сестры (психологическая). 
13. Благодарность членам семьи за помощь (психологическая). 
14. Уход за домашними животными (хозяйственная). 
(Все функции вы определили правильно).


II. Родительский дом

- Ребята, я начну предложение, а вы должны его закончить:

Единственное место, где тебя ждут …(верят, любят, прощают, сочувствуют, доверяют), - дом, где живут твои родители.

У каждого из нас есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это и твоя семья, где каждый окружен заботой и любовью близких.

В слове ДОМ всего три буквы, а как о многом они говорят. Я вам предлагаю расшифровать это слово, каким может быть дом и атмосфера в нем.

(на экране ДОМ)

Д – душевный, доброжелательный, добрый, доступный, достойный, дружеский, добротный.

О – огромный, очаровательный, особенный.

М – модный, милый, могучий, многостенный, многоэтажный, мирный.


Звучит фонограмма песни «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко.

Учитель: Познавать окружающий мир, общаться, любить Родину, все, что нас окружает, учат прежде всего родные люди. Дом - теплота, уют, покой, уверенность в счастье.


III. Понятие «семейные ценности». Моделирование

 Издавна люди обустраивали свое жилище, старались сделать его уютным, чтобы в нем приятно было жить, придумывали интерьер.

- А что еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло? Это и предстоит нам сегодня определить. То, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями.

- Что значит ценные качества? Подберите синонимы к слову «ценные». (Важные, нужные, главные).

Сейчас мы построим дом, в котором семья может обрести семейное счастье.      На ватмане у вас нарисован макет дома, нужно выложить его кирпичами,  но не простыми!!!  Я раздам вам кирпичи, а вы напишете на них семейные ценности, а потом постройте дом.
Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное семейное качество, которое лежит в основе счастья семьи.

(Обсуждение в группах под музыку, запись на листочках 6 - 7 семейных ценностей. Например, доброта, любовь, взаимопонимание, поддержка, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение.)

Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?

Прошу вас закончить строительство дома.


В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово «семья».

СЕМЬЯ

Например, доброта, любовь, взаимопонимание, поддержка, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение.)

Учитель: Чем же крепка семья?  

(Любовью, добротой, пониманием, уважением, заботой друг о друге).


- Из каких семейных ценностей складывается ваш дом?

IV. Викторина «Семейные ценности»


Учитель: А сейчас предлагаю вам принять участие в мини - викторине «Семейные ценности».

1. Много пословиц и поговорок сложил народ о семье.

- Какие знаете вы?

(Семья в куче – не страшна и туча.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Где любовь и совет, там и горя нет. 
Хоть тесно, да лучше вместе.
 
Крепка семья – крепка держава.

Семья крепка ладом)…

Расшифруйте пословицу.

(на экране: ЯЬМЕС – АКЧЕП: КАК ОНДОЛОХ, ЕСВ К ЙЕН ЯСТЮАРИБОС. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- О какой семейной ценности идёт в ней речь?

(Поддержка, помощь, взаимовыручка, взаимопонимание).

(на доске появляется: взаимоподдержка, взаимопонимание)

   В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.


2. А теперь вопрос - загадка.


Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

«Я поняла!» -

И тащит одеяло.


- Поняли мама и дочка друг друга?

- О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)

- Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

- Все перечисленные вами качества можно объединить и назвать так: душевная теплота.

(на слайде появляется: душевная теплота)

(- Как вы понимаете словосочетание «душевная теплота»?)




V. Заключение

Учитель: Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых.

Если у нас  есть дом, и там приятная атмосфера, где мы чувствуем себя положительно, то половина проблем у нас исчезает.
Мы, действительно, можем сказать, что мы счастливы, находясь у себя дома, в уютной кровати, или на кухне, держа в руках кружку чая.

Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.

Как видим, семья - это маленькое Солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы - и взрослые, и дети – должны сделать так, чтобы это Солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

А лучи солнца – это те семейные ценности, которые делают семью счастливой.

- Давайте ещё раз вспомним эти семейные ценности (любовь, уважение, согласие, поддержка, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка, уют, порядок, достаток, благополучие, дружба, мир, покой, радость, теплота, доброта, комфорт …).

- Во истину был прав Лев Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Спасибо!