СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "О вежливости"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "О вежливости"»









Классный час

ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ

«О вежливости»



разработала Натарина Маргарита Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Свободненская школа»























Воспитательное мероприятие для 5-7 классов

Цель: 1) ознакомить обучающихся с этическими нормами поведения;

дать представление о вежливом общении;

формировать привычку употреблять слова  вежливости;

2) воспитывать у школьников чувство уважения к старшим, к своим товарищам, соблюдать нормы культурного поведения, правил для учащихся.


Учитель:

Здравствуйте, дорогие наши гости. Сегодня мы приглашаем вас за чисто – чистое поле, за дремучий – дремучий лес, за дальнюю дорогу, за сахарную гору, в некоторое царство, в город Вежливск.

Сегодня мне в этом путешествии будут помогать ребята из старших классов.

1 ведущий:

Город Вежливск. Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить - поживать в этом городе – одно удовольствие.

2 ведущий:

Все жители здесь сказочно вежливые. Даже собаки стесняются тут громко лаять. Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а мирно решают проблемы.

1 ведущий:

А петухи каждое утро будят своих горожан весёлым криком:

- Ку-ка-ре – куу – у! С добрым утром!

2 ведущий:

Ребята, а вы бы хотели очутиться в сказочном городе Вежливске? (Ответ). Но чтобы попасть в этот город, необходимо выполнить одно условие: сдать экзамен на вежливость.

1 ведущий:

Сдавать такой экзамен веселей с друзьями. На этом экзамене подсказывать разрешается. Если кто-нибудь из ваших друзей не сможет дать ответ, подскажите ему.

Учитель:

Главным экзаменатором будет Гном Гномыч Здрасьте.

Гном:

Здрасьте! Здрасьте! Это моя фамилия. Она имеет глубокие корни. А кто из вас, почтеннейшие, знает, что означает волшебное слово «здравствуйте»?

Ответ:

Пожелание здоровья: здоровья желаю!

Гном:

А какие вежливые слова вы ещё знаете? Давайте их сейчас вспомним вместе! Я буду читать строчки стихотворения, а вы будете их продолжать.



1.Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … (спасибо).

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

4.Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, … (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста).

6.И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).



Молодцы, ребята, спасибо, хорошо подсказывали вежливые слова. А какие слова приветствия, кроме «здравствуйте», вы знаете?

Ответ:

Добрый день, добрый вечер, доброе утро, рад видеть, привет.

Гном:

«Привет»- очень распространённое приветствие. Кто может объяснить, откуда пришло это слово?

Ответ:

Привычное всем приветствие связано с обычаем, бытовавшим в Древней Руси. Наши предки, когда встречали дорогого гостя, преподносили ему ветку березы, клёна, ели. Это было пожеланием благополучия и здоровья. Назывался этот обычай «привечанием». За многие века слово укоротилось и превратилось в обиходный «привет». Означает оно пожелание всяческих благ.

Гном:

Сказочно вежливые девочки и мальчики, разминку мы провели, а теперь экзамен.

И вот вам вопросы:

1. Если встретились сверстники, например, мальчик с девочкой, кто должен первым поздороваться?

Ответ: Мальчик с девочкой.

2. Может ли при встрече джентльмен подать первым руку девочке?

Ответ: Нет, ждет, пока подаст руку девочка.

3. А если встретились две девочки, кто должен поздороваться раньше?

Ответ: Та, которая лучше воспитана.

4. Ну а если вы встречаете взрослого знакомого человека, какое правило надо соблюдать?

Ответ: Младший здоровается со старшим.

5. Твой друг здоровается со своим другом, но не знакомым тебе. Что ты будешь делать?

Ответ: Нужно поздороваться. Друг моего друга – мой друг.

6. Если вы в автобусе заметили в другом конце салона своего знакомого, как вы будете здороваться?

Ответ: Кричать через салон нельзя. Кивком, улыбкой, жестом.

7. Встретили вы своего учителя, а у вас каникулы. Надо ли его приветствовать?

Ответ: Конечно, надо.

Гном:

Молодцы, ребята. Вы отлично сдали экзамен! Добро пожаловать в наш город Вежливск!

Учитель:

Когда люди встречаются, они по-разному приветствуют друг на друга. Вот послушайте-ка.



Нигде на белом свете

Не здороваются, как в Тибете,

Вот так. (Показывает язык)

В Полинезии вас обнимут очень даже горячо,

Спинку вам потрут, как в бане,

Вот так. (Обняться и потереть спину)

Это выглядит смешно!

С эскимосом вежлив будь,

По голове и плечам слегка стукнуть не забудь!

Вот так. (Ударить слегка по голове и плечам)

Самоанцы друг друга обнюхать спешат,

А лапландцы носами потрутся –

Вот так. (Потереться носами)

Египтяне, йеменцы

Вам честь отдадут, (Приложить ладонь ко лбу)

Вот так.

А китайцы сами себе руки пожмут.

Вот так. (Соединяет ладони)

Учитель:

Да, по-разному отмечают люди встречу с другим человеком. Но во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим уклониться от приветствия или не ответить на него. Ведь в поклоне или словах приветствия заключено большое и важное содержание:

«Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне тоже хорошо относился. Я желаю тебе только самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Доброты и теплоты.

1 ведущий:

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Весь секрет в том, что в городе Вежливске люди любят, уважают, приходят на помощь друг другу.

2 ведущий:

И это правильно. Все люди на белом свете трудятся друг для друга, а значит, и для вас тоже. Строители построили для тебя дом, дворник приводит в порядок двор, водители везут тебя по городу, садовники и лесники сажают для тебя сады, парки, леса; птицы поют про красоту земли. Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?

Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Тулупова «Доброта»

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета:

Доброта не пряник, не конфета.


Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.


Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта , как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


Учитель:

Все жители города Вежливска любят петь, особенно с друзьями.

Все поют песню из м/ф «День рождения кота Леопольда» «Если добрый ты…»


Учитель:

Ребята, а сейчас я вас попрошу ответить на несколько вопросов, которые касаются нашей темы урока.

1. Давайте вспомним – откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

Ответ: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя».

Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь их дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей. И это им приятно.



2. А откуда пришёл к нам обычай – здороваясь, снимать перчатки?

Ответ: Ещё с рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.

3. Какие слова прощания вам известны?

Ответ: Пока, до встречи, всего доброго, до свидания, прощайте, желаю всего хорошего, счастливо оставаться.

4. Какие слова вы можете употребить, поздравляя друг друга, учителей, родителей?

Ответ: С праздником, поздравляю вас, рада поздравить вас, примите мои поздравления и пожелания.

5. Как вы умеете благодарить?

Ответ: Спасибо, большое спасибо, благодарю, позвольте мне выразить свою признательность, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.

6. Как будет выглядеть признание вины?

Ответ: Извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, сожалею, виноват.

7.Как может выражаться просьба к кому-нибудь?

Ответ: Пожалуйста, прошу вас, будьте добры, будьте любезны, не могли бы вы, если вас не затруднит, не будете ли вы так добры, могу ли я обратиться к вам с просьбой, позвольте попросить вас...

Учитель:

Теперь послушайте пожалуйста, стихотворение «Волшебные слова».,

«Извини», «Пожалуйста»,

«Прости» и «разреши» -

Это не слова, а ключик от души!

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения,

Есть ещё таблица Уважения.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста»,

Волшебные слова!

1 ведущий:

В городе Вежливске есть Школа Вежливости. В ней учат, как себя вести в разных жизненных ситуациях. Было бы хорошо, если бы и вы знали кое-какие правила. Прочитайте, пожалуйста, правила, которые лежат у вас на партах.

«Сто тысяч НЕ»

  1. Не разговаривай во время еды.

  2. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.

  3. Не чавкай.

  4. Не рвись первым выскакивать в двери.

  5. Не перебивай говорящего.

  6. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

  7. Не размахивай руками.

  8. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

  9. Не садись раньше старшего без разрешения.

  10. Не забудь снять шапку, входя в дом.

  11. Не повторяй часто «Я».

  12. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

  13. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь толкнул.

  14. Не чихай в пространство, для этого есть носовой платок.

  15. Не произноси слов, значение которых ты не знаешь.

  16. Не считай себя центром Вселенной, это всегда тебе поможет выбрать правильный тон в общении с окружающими.

  17. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство или неудобство.

2 ведущий:

В городе Вежливске в Школе Вежливости творчески подходят к родительским собраниям, ведь некоторые родители тоже нуждаются в воспитании! Им можно предложить такой тест «Какие вы родители?»



Если вы родители

Ласкатели,

Хвалители;

Если вы родители

Прощатели,

Любители;

Если –

Разрешители,

Купители,

Дарители,

Тогда вы не родители,

А просто ВОСХИТИТЕЛИ!


А если вы родители

Ворчатели,

Сердители,

А если вы родители

Ругатели,

Стыдители,

Гулятьнеотпустители,

Собакозапретители,

То знаете, родители,

Вы просто КРОКОДИТЕЛИ!

1ведущий:

В Школе Вежливости есть «Лесные уроки хорошего тона».

От воспитанных людей требуется ещё одно качество – умение беречь и охранять мир, в котором мы живём. Это и шумный мир городов и посёлков. Это и прекрасный мир природы . Вежливый, воспитанный человек никогда не будет:

1 учен. – резать, уродовать стволы деревьев.

2 учен. – ломать кусты и ветки деревьев,

3 учен. – рвать лесные цветы. (Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют полезным насекомым и мелким зверькам).

4 учен. – Не собьёт даже известные ядовитые грибы.

(Многие из них – лекарство для лесных обитателей).

5 учен. – Не принесет в дом лесных зверушек и птиц.

Это не игрушки. Лесные жители погибнут в квартире.

6 учен. – Вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес, не оставит

после себя свалки мусора.

(Это грубое неуважение к земле, к живому миру природы).

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер).


С. Погорельский «Можно и нельзя».

1ведущий

Весьма опасно это –

Не правда ли, друзья?

Когда кругом запреты:

Нельзя! Нельзя! Нельзя!

Их чуть не миллионы:

«Нельзя ломать кусты!»

«Нельзя топтать газоны!»

«Нельзя срывать цветы!»


2 ведущий

«Нельзя шуметь!»

«Нельзя сорить!»

«Нельзя»

Да что там говорить!

А людям – вот ведь странно! –

Запретное желанно.

Удержишься едва ли.

Не трудно нас понять…

Гном

А что, НЕЛЬЗЯ нельзя ли

Гномыч

На МОЖНО поменять?

Напомнить вам про то,

Что МОЖНО кое – что:

Беречь природу – МОЖНО,

И МОЖНО не шуметь,

И МОЖНО осторожно

Ходить – не как Медведь.

И МОЖНО (даже надо!)

Самим соображать,

Что МОЖНО

Тех, кто рядом,

Любить и уважать!

1ведущий

Ребята, сегодня вы познакомились со сказочным городом

Вежливском.

2ведущий

Мы прощаемся с ним. Но вы можете создать свои города

Веселья, Счастья и Радости.

Гном

Где каждому жителю будет уютно, тепло и комфортно.

Живите, творите и радуйтесь в своих городах!


Песня Шуры «Твори добро»

Ведущие+ Гн. Гн

Руки твои верные, ты защити слабого,

Мысли твои верные, ты научи глупого,

Твоя рука, твоя душа добрая, чистая,

Дари её тому, кому больно одному.

Припев: Твори добро на всей Земле,

Твори добро другим на благо,

Не за красивое «спасибо»

Услышавшего тебя рядом (2 р.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!