Классный час
ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ
«О вежливости»
разработала Натарина Маргарита Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Свободненская школа»
Воспитательное мероприятие для 5-7 классов
Цель: 1) ознакомить обучающихся с этическими нормами поведения;
дать представление о вежливом общении;
формировать привычку употреблять слова вежливости;
2) воспитывать у школьников чувство уважения к старшим, к своим товарищам, соблюдать нормы культурного поведения, правил для учащихся.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие наши гости. Сегодня мы приглашаем вас за чисто – чистое поле, за дремучий – дремучий лес, за дальнюю дорогу, за сахарную гору, в некоторое царство, в город Вежливск.
Сегодня мне в этом путешествии будут помогать ребята из старших классов.
1 ведущий:
Город Вежливск. Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить - поживать в этом городе – одно удовольствие.
2 ведущий:
Все жители здесь сказочно вежливые. Даже собаки стесняются тут громко лаять. Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а мирно решают проблемы.
1 ведущий:
А петухи каждое утро будят своих горожан весёлым криком:
- Ку-ка-ре – куу – у! С добрым утром!
2 ведущий:
Ребята, а вы бы хотели очутиться в сказочном городе Вежливске? (Ответ). Но чтобы попасть в этот город, необходимо выполнить одно условие: сдать экзамен на вежливость.
1 ведущий:
Сдавать такой экзамен веселей с друзьями. На этом экзамене подсказывать разрешается. Если кто-нибудь из ваших друзей не сможет дать ответ, подскажите ему.
Учитель:
Главным экзаменатором будет Гном Гномыч Здрасьте.
Гном:
Здрасьте! Здрасьте! Это моя фамилия. Она имеет глубокие корни. А кто из вас, почтеннейшие, знает, что означает волшебное слово «здравствуйте»?
Ответ:
Пожелание здоровья: здоровья желаю!
Гном:
А какие вежливые слова вы ещё знаете? Давайте их сейчас вспомним вместе! Я буду читать строчки стихотворения, а вы будете их продолжать.
1.Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо).
2.Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).
4.Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, … (здравствуйте).
5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста).
6.И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).
Молодцы, ребята, спасибо, хорошо подсказывали вежливые слова. А какие слова приветствия, кроме «здравствуйте», вы знаете?
Ответ:
Добрый день, добрый вечер, доброе утро, рад видеть, привет.
Гном:
«Привет»- очень распространённое приветствие. Кто может объяснить, откуда пришло это слово?
Ответ:
Привычное всем приветствие связано с обычаем, бытовавшим в Древней Руси. Наши предки, когда встречали дорогого гостя, преподносили ему ветку березы, клёна, ели. Это было пожеланием благополучия и здоровья. Назывался этот обычай «привечанием». За многие века слово укоротилось и превратилось в обиходный «привет». Означает оно пожелание всяческих благ.
Гном:
Сказочно вежливые девочки и мальчики, разминку мы провели, а теперь экзамен.
И вот вам вопросы:
1. Если встретились сверстники, например, мальчик с девочкой, кто должен первым поздороваться?
Ответ: Мальчик с девочкой.
2. Может ли при встрече джентльмен подать первым руку девочке?
Ответ: Нет, ждет, пока подаст руку девочка.
3. А если встретились две девочки, кто должен поздороваться раньше?
Ответ: Та, которая лучше воспитана.
4. Ну а если вы встречаете взрослого знакомого человека, какое правило надо соблюдать?
Ответ: Младший здоровается со старшим.
5. Твой друг здоровается со своим другом, но не знакомым тебе. Что ты будешь делать?
Ответ: Нужно поздороваться. Друг моего друга – мой друг.
6. Если вы в автобусе заметили в другом конце салона своего знакомого, как вы будете здороваться?
Ответ: Кричать через салон нельзя. Кивком, улыбкой, жестом.
7. Встретили вы своего учителя, а у вас каникулы. Надо ли его приветствовать?
Ответ: Конечно, надо.
Гном:
Молодцы, ребята. Вы отлично сдали экзамен! Добро пожаловать в наш город Вежливск!
Учитель:
Когда люди встречаются, они по-разному приветствуют друг на друга. Вот послушайте-ка.
Нигде на белом свете
Не здороваются, как в Тибете,
Вот так. (Показывает язык)
В Полинезии вас обнимут очень даже горячо,
Спинку вам потрут, как в бане,
Вот так. (Обняться и потереть спину)
Это выглядит смешно!
С эскимосом вежлив будь,
По голове и плечам слегка стукнуть не забудь!
Вот так. (Ударить слегка по голове и плечам)
Самоанцы друг друга обнюхать спешат,
А лапландцы носами потрутся –
Вот так. (Потереться носами)
Египтяне, йеменцы
Вам честь отдадут, (Приложить ладонь ко лбу)
Вот так.
А китайцы сами себе руки пожмут.
Вот так. (Соединяет ладони)
Учитель:
Да, по-разному отмечают люди встречу с другим человеком. Но во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим уклониться от приветствия или не ответить на него. Ведь в поклоне или словах приветствия заключено большое и важное содержание:
«Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне тоже хорошо относился. Я желаю тебе только самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Доброты и теплоты.
1 ведущий:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Весь секрет в том, что в городе Вежливске люди любят, уважают, приходят на помощь друг другу.
2 ведущий:
И это правильно. Все люди на белом свете трудятся друг для друга, а значит, и для вас тоже. Строители построили для тебя дом, дворник приводит в порядок двор, водители везут тебя по городу, садовники и лесники сажают для тебя сады, парки, леса; птицы поют про красоту земли. Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?
Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Тулупова «Доброта»
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета:
Доброта не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта , как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель:
Все жители города Вежливска любят петь, особенно с друзьями.
Все поют песню из м/ф «День рождения кота Леопольда» «Если добрый ты…»
Учитель:
Ребята, а сейчас я вас попрошу ответить на несколько вопросов, которые касаются нашей темы урока.
1. Давайте вспомним – откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Ответ: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя».
Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь их дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей. И это им приятно.
2. А откуда пришёл к нам обычай – здороваясь, снимать перчатки?
Ответ: Ещё с рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.
3. Какие слова прощания вам известны?
Ответ: Пока, до встречи, всего доброго, до свидания, прощайте, желаю всего хорошего, счастливо оставаться.
4. Какие слова вы можете употребить, поздравляя друг друга, учителей, родителей?
Ответ: С праздником, поздравляю вас, рада поздравить вас, примите мои поздравления и пожелания.
5. Как вы умеете благодарить?
Ответ: Спасибо, большое спасибо, благодарю, позвольте мне выразить свою признательность, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.
6. Как будет выглядеть признание вины?
Ответ: Извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, сожалею, виноват.
7.Как может выражаться просьба к кому-нибудь?
Ответ: Пожалуйста, прошу вас, будьте добры, будьте любезны, не могли бы вы, если вас не затруднит, не будете ли вы так добры, могу ли я обратиться к вам с просьбой, позвольте попросить вас...
Учитель:
Теперь послушайте пожалуйста, стихотворение «Волшебные слова».,
«Извини», «Пожалуйста»,
«Прости» и «разреши» -
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения,
Есть ещё таблица Уважения.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»,
Волшебные слова!
1 ведущий:
В городе Вежливске есть Школа Вежливости. В ней учат, как себя вести в разных жизненных ситуациях. Было бы хорошо, если бы и вы знали кое-какие правила. Прочитайте, пожалуйста, правила, которые лежат у вас на партах.
«Сто тысяч НЕ»
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не садись раньше старшего без разрешения.
Не забудь снять шапку, входя в дом.
Не повторяй часто «Я».
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь толкнул.
Не чихай в пространство, для этого есть носовой платок.
Не произноси слов, значение которых ты не знаешь.
Не считай себя центром Вселенной, это всегда тебе поможет выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство или неудобство.
2 ведущий:
В городе Вежливске в Школе Вежливости творчески подходят к родительским собраниям, ведь некоторые родители тоже нуждаются в воспитании! Им можно предложить такой тест «Какие вы родители?»
Если вы родители
Ласкатели,
Хвалители;
Если вы родители
Прощатели,
Любители;
Если –
Разрешители,
Купители,
Дарители,
Тогда вы не родители,
А просто ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители
Ворчатели,
Сердители,
А если вы родители
Ругатели,
Стыдители,
Гулятьнеотпустители,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто КРОКОДИТЕЛИ!
1ведущий:
В Школе Вежливости есть «Лесные уроки хорошего тона».
От воспитанных людей требуется ещё одно качество – умение беречь и охранять мир, в котором мы живём. Это и шумный мир городов и посёлков. Это и прекрасный мир природы . Вежливый, воспитанный человек никогда не будет:
1 учен. – резать, уродовать стволы деревьев.
2 учен. – ломать кусты и ветки деревьев,
3 учен. – рвать лесные цветы. (Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют полезным насекомым и мелким зверькам).
4 учен. – Не собьёт даже известные ядовитые грибы.
(Многие из них – лекарство для лесных обитателей).
5 учен. – Не принесет в дом лесных зверушек и птиц.
Это не игрушки. Лесные жители погибнут в квартире.
6 учен. – Вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес, не оставит
после себя свалки мусора.
(Это грубое неуважение к земле, к живому миру природы).
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна. (В. Шефнер).
С. Погорельский «Можно и нельзя».
1ведущий
Весьма опасно это –
Не правда ли, друзья?
Когда кругом запреты:
Нельзя! Нельзя! Нельзя!
Их чуть не миллионы:
«Нельзя ломать кусты!»
«Нельзя топтать газоны!»
«Нельзя срывать цветы!»
2 ведущий
«Нельзя шуметь!»
«Нельзя сорить!»
«Нельзя»
Да что там говорить!
А людям – вот ведь странно! –
Запретное желанно.
Удержишься едва ли.
Не трудно нас понять…
Гном
А что, НЕЛЬЗЯ нельзя ли
Гномыч
На МОЖНО поменять?
Напомнить вам про то,
Что МОЖНО кое – что:
Беречь природу – МОЖНО,
И МОЖНО не шуметь,
И МОЖНО осторожно
Ходить – не как Медведь.
И МОЖНО (даже надо!)
Самим соображать,
Что МОЖНО
Тех, кто рядом,
Любить и уважать!
1ведущий
Ребята, сегодня вы познакомились со сказочным городом
Вежливском.
2ведущий
Мы прощаемся с ним. Но вы можете создать свои города
Веселья, Счастья и Радости.
Гном
Где каждому жителю будет уютно, тепло и комфортно.
Живите, творите и радуйтесь в своих городах!
Песня Шуры «Твори добро»
Ведущие+ Гн. Гн
Руки твои верные, ты защити слабого,
Мысли твои верные, ты научи глупого,
Твоя рука, твоя душа добрая, чистая,
Дари её тому, кому больно одному.
Припев: Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим на благо,
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом (2 р.