|
Познавательно – интеллектуальная игра |
«Экологическое ассорти!» |
|
|
Васильева Елена Владимировна 2012-2013 уч. год |

Внеклассное мероприятие
цель: формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу
задачи:
Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.
Познакомить с лесным сообществом, как взаимосвязью всех элементов.
Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.
Воспитывать любовь к природе.
Учить видеть прекрасное.
Развивать экологическое мышление, память, внимание.
формирование навыка работы в группах (в командах).
Оборудование:
Ход мероприятия
Ведущий 1. В одном царстве, в известном государстве, а именно в нашем Российском, где мы сейчас живем.
Жил был царь Природы. И была у него дочь-единственная и ненаглядная царевна по имени Несмеяна. А потому Несмеяной прозвали, что никогда и никому не улыбалась она.
Царь. Отчего не весела, голову повесила? Почему кручинишься? Почему морщинишься?
Царевна Несмеяна. Что-то не все ладно, мой папенька, в нашем царстве. Птичек, рыбок, бабочек и зверей все меньше становится. Кто-то их губит. Тоска у меня на сердце из-за этого. Хотела бы я, чтобы нашли того разбойника и наказали.
Ведущий 2. Вышел царь Природы на крыльцо двора подумать над словами дочери.
Несмеяна. А тут дождик пошел. Стоит царь, прохлаждается, дождик кончился. И пока он думал, рубаха его царская высохла.
Царь. Да что же это такое? Глазам не верится. Рубаха-то, была новенькая, а тут стала старой и как решето, вся в маленьких дырочках. Без волос останешься. Хорошо, что хоть корона была на голове. Права царевна, что-то не так в царстве, кто-то хулиганит. Наверное, чудо-юдо заморское напускает на нас злые чары.
Ведущий 1. И бросил царь Природы клич по всему государству: тому, кто отыщет чудо-юдо заморское и погубит его за то, что оно безобразничает, убивает птичек, зверюшек, уничтожает леса и загрязняет воду - полцарства отдам!
Ведущий 2. Отправились в поиски бояре да дворяне, графы да князья, искали - искали, да не нашли никого. Дошел царский клич до дальней деревушки, до крестьянского сына Ивана.
Ведущий 1. Отправился Иванушка в дорогу искать, кто губит все живое. Шел он, шел и вышел к Волге.
Иван. Как хорошо выкупаться в речке, воды напиться.
Ведущий 2. Вдруг из воды выглядывает щука и обращается к Ивану.
Щука. Не купайся, Иванушка, не пей этой воды - погибнешь. Видишь, какая я стала худая, больная. Рыбок на обед поймать не могу, да и ловить тут некого. Не знаю, доживу ли до завтра. А все почему? Да потому, что люди загрязняют воду, сбрасывают нечистоты, отходы, мусор.
Ведущий 1. Пошел Иванушка дальше и вошел в сосновый бор. Но чего-то не хватает в этом бору: не слышно ни одного звука, ни птичьего пения.
Ведущий 2. Идет на встречу ежик.
Ежик. Будь осторожен, Иванушка. Ни до чего не дотрагивайся. В этом бору все ядовитое. Люди используют химические вещества, не думая о том, что они обладают вредными свойствами.
Ведущий 1. Видит Иванушка - бабочка летит, да только трудно ей лететь. Хотел Иванушка поймать ее.
Бабочка. Пожалей меня, Иванушка, не лови, крылышки повредишь, а мне и так тяжело, дышать трудно.
Ведущий 2. Притомился Иванушка, решил отдохнуть. Вдруг слышит, шорох какой-то.
Иванушка. Так вот ты где, чудо заморское!
Ведущий 1. Выхватил меч, бросился на чудо- юдо... (а это ребята оказались) Иванушка. А я думал, что это чудо-юдо, хотел спросить у него...
Ребята. Что ты Иван, мы же друзья природы из школы. Мы не вредим, мы заботимся. Послушай-ка нас, Иван:
традицией нашей школы стали ежегодные посадки деревьев,
на уроках труда мы делаем скворечники, кормушки для птиц,
-каждое лето мы обрабатываем приусадебный участок, убираем мусор на территории школы и улицах деревни;
участвуем в викторинах; проводим конкурсы рисунков «Зеленая планета»;
мы вносим посильный вклад в дело охраны природы.
А сегодня у нас праздник, пойдем с нами.
Ведущий! И понял тут Иванушка, что не все люди безразличны к судьбе природы. Есть люди, которые хотят сохранить природу.
Педагог: “Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
Сегодня у нас состоится интеллектуально - познавательная игра “Экологическое ассорти”.
В последнее время слово экология - стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. В наше время усилилось отрицательное воздействие человека на природу: вырубаются леса, строятся фабрики, заводы, которые зачастую загрязняют атмосферный воздух, вода. Те, кому не безразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. Учеными нашей страны разработан «Экологический кодекс России». Все слышнее и требовательнее раздаются голоса лучших людей планеты в защиту природы. Создан ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентября | Международный день охраны озонового слоя Земли. |
20 сентября | День леса. |
27 сентября | День моря. |
4 октября | День защиты животных. |
29 декабря | День 6иологического разноо6разия. |
22 марта | Всемирный день воды. |
1 апреля | День птиц. |
18-22 апреля | Дни заповедников и национальных парков. |
22 апреля | День Земли. |
5 июня | День охраны окружающей среды. |
17 июня | День борьбы с опустыниванием и засухой. |
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга – 1966Г.)
Охраняется Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга Красная,
Может, значит, она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.
Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.
И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!
А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Сегодня у нас состоится познавательная игра “Экологическое ассорти”. Девиз нашей игры – “Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты”.
В ходе игры вам будут предложены конкурсные задания, в которых вы продемонстрируете свои знания о природе, а также умения рассуждать, доказывать, делать выводы.
Знаете ли вы, что такое «ассорти»? (Это специально подобранная смесь чего-нибудь, набор). И у нас сегодня набор из растений, животных, птиц и рыб – все это наша флора и фауна.
Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.
Конкурс « Экологические задачи» .
1 кг шиповника содержит 20 г витамина С. сколько витамина С в 10 кг шиповника?
Кустик черники растёт 300 лет, а плодоносит только 5 лет. На сколько лет больше кустик черники растёт, чем плодоносит?
Стрекоза за 2 часа съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за сутки?
Утки-кряквы живут в среднем 70 лет, а лебеди 24 года. На сколько лет меньше живут лебеди, чем утки?
Можжевельник живёт 2000лет, а сосна 600 лет. На сколько лет больше живёт можжевельник, чем сосна?
Конкурс «Знаешь ли ты?»
1.Почему птиц называют сеятелями леса? (Например, кедровка и сойка рассовывают жёлуди и кедровые орехи по разным местам и забудут, куда попрятали. А весной,если их не съедят мыши, прорастёт новое растение).
2. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов).
3. Почему детёнышей животных нельзя уносить домой? (Родители не только кормят их, но и учат защищаться от врагов).
4.Как правильно разжечь костёр? (выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст подальше от огня. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить).
5.Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох. Срезать ножом или выкручивать, а ямку засыпать землёй и прикрыть мхом. Не трогать ядовитых и незнакомых, старых).
КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)
Задание 2. Плоды какого растения в медицине используют как витамины?
Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.
КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»
А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались.
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)
Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?
Конкурс «Узнай по голосу»
Медведь волк
КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».
Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)
ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.
пастушья сумка
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.
тысячелистник
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.
ромашка
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
шиповник
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.
дуб
Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч.
черемуха
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.
ель
Ее всегда в лесу найдешь,
стоит колючая как еж.
(по результатам конкурса определяется лучший травник)
Конкурс художников “Нарисуй рыбу”.
Педагог: “Ребята, каждой команде надо нарисовать рыбу с завязанными глазами. Для этого вы, соблюдая очередь, подходите с завязанными глазами к мольберту, внимательно меня слушаете и выполняете инструкции:
Нарисуй глаз рыбы – сделай поворот кругом.
Нарисуй плавник – присядь 2 раза.
Нарисуй тело рыбы – два шага назад, 2 шага вперед.
Нарисуй хвост – развяжи косынку на глазах.
Молодцы, все постарались, рыбы получились замечательные, как живые.
Благодаря юным, талантливым художникам, у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу”.
“Экологический блицтурнир”.
Педагог: “В этом конкурсе командам необходимо правильно ответить на как можно большее количество вопросов.
Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц)
Снег белый, а лёд… (Бесцветный)
Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (По годовым кольцам)
Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
Устройство для измерения температуры тела, воздуха, воды, почвы? (Термометр)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
Самый малый океан. (Северный Ледовитый)
Пингвин птица или нет? (Да)
Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
Название, какого растения говорит о том, где оно живёт? (Подорожник)
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы)
Какое топливо добывают на болоте? (Торф)
Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка)
Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (Смородина)
Атмосферные осадки в виде водных капель струй. (Дождь)
4. Как называется сильная буря на море? (Шторм)
Самое сладкое дерево. (Липа)
Зелёный покров земли. (Трава)
10. Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)
Коллекция засушенных растений. (Гербарий)
Что вниз верхушкой растёт? (Сосулька)
С прилётом каких птиц считаемы начало весны? (Грачей)
Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору, с горы заяц катится кубарем)
Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)
Птичий домик. (Гнездо.)
Дерево – символ нашей Родины. (Береза.)
Ночная птица. (Сова.)
Нос птицы. (Клюв.)
Зимнее логово медведя. (Берлога.)
Кто из обителей болота стал женой Ивана-царевича? (Лягушка.)
Из какого дерева делают спички? (Осина.)
Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)
У кого уши на ногах? (Кузнечик.)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
Я очень вынослив, могу обходиться без пищи и воды несколько недель. А когда есть вода, я могу выпить более 100 литров за 5 минут. (Верблюд.)
Я живу в Австралии. У меня очень длинные и сильные задние лапы и большой хвост. Я могу прыгать на 12 метров в длину и на 3 метра в высоту. (Кенгуру.)
Горилла, шимпанзе, макак, гиббон, мартышка. Все это – … (обезьяны).
Я из семейства кошачьих. Живем мы группами, каждая группа называется прайд. Охотимся мы тоже группами, хотя все остальные кошачьи охотятся в одиночку. А еще меня называют “королем джунглей”. (Лев.)
Мое тело покрыто густой шерстью двух цветов – черного и белого. В черный цвет окрашены лапы, плечи, уши и пятна вокруг глаз, вся остальная шерсть – белая. Живу я в Китае. (Панда.)
Меня вы сразу узнаете. Во-первых, я самое длинношеее существо на планете. А во-вторых, я самое высокое животное: моя голова возвышается почти на 6 метров над землей! (Жираф.)
В конце пролистаем литературную страничку нашей игры.
Конкурс « ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА».
Конкурс «Прокомментируй пословицу»
На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.
Лес без птицы и птица без леса не живут.
Конкурс «Закончи чистоговорку»
Команде предлагаются последние звуки чистоговорки, а затем предлагается продолжить её в рифму.
-
1 чтец. На планете Земля не спокойно!
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек. Не губи все живое.
Только в этом спасенье твое.
2 чтец. *****
– Земля наша плачет, тревогу бьет.
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел,
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
– Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
– Сама ведь природа не может спастись,
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое.
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
– А если как прежде природе вредить,
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии,
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!
Давайте прочитаем высказывания на экологическую тему писателей:
ВЕЛИКИЕ О ПРИРОДЕ:
«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет». И.С. Тургенев
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». В.А. Сухомлинский
«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
Е.Л. Прасолова
У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.
Итог занятия
Подходит к концу наша игра и хочется сказать:
Педагог: “Ребята, как здорово, что мы сегодня, хоть на несколько минут, окунулись в мир природы, во все многообразие ее животного и растительного мира. Убедились в том, что природа и человек – это одно целое. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных, ведь не зря говорят, что природа – это наш дом. И очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу”.
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина.
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значить охранять Родину».
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
1 ведущий: Вот, мы и закончили нашу интеллектуально – познавательную игру «Экологическое ассорти». Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Берегите Землю.
Берегите жаворонков в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Все. Берегите Землю, берегите!
Звучит песня «Не дразните собак»
10