Классный час «Пасха»
Цели: дать элементарные представления о празднике и праздновании Пасхи;
помочь понять значение этого праздника в жизни людей;
показать учащимся, что дружба и взаимопонимание между людьми разных национальностей не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном обществе;
стимулировать праздничное настроение детей.
Форма проведения: рассказы, элементы мастер-класса.
Подготовка:
Учитель. Сегодня наш классный час я решила посвятить предстоящему большому христианскому празднику Пасхе. Почему? Ведь в нашем классе половина ребят христиане, другая половина – мусульмане. В нашей казачьей станице проживают представители 21 народа. И разве это когда-нибудь мешало нам всем жить бок о бок, дружить, учиться? Нет. Мы всегда вместе отмечаем праздники Нового года, Рождества, Крещения, Уразы, Курбан-байрама, Пасхи. На мусульманских праздниках носим друг другу хычины (пироги с разными начинками), сладости, мясо. Так положено по обычаю. И, конечно, на Пасху никто из нас не оставался без кулича, пасхи, крашеных яиц, которых ждем от соседей с нетерпением.
Основное значение слова «праздный» (праздник) происходит от корня «праз», что на южных и восточно-славянских языках означает – «порожний», «пустой» (от дел).
Словом праздник у русских назывались воскресенья, общинные и семейные торжества. Наиболее чтимые среди церковных праздников : святочный цикл (от Рождества до Крещения), Пасха, Троица и Масленица.
Любой из них сопровождался преображением всего дома, внешнего облика людей и их поведения. К празднику убирали и мыли в доме, открывали парадный вход, фасаду добавлялись новые украшения.
В доме развешивали праздничные полотенца, «картинки», выдвигали на середину стол и накрывали его праздничной расшитой скатертью. В божницу добавляли иконы, зажигали лампады, свечи во всех местах, где находились иконы и кресты. Надевали лучшую одежду.
Главные вехи сезонно-аграрного календаря в России отмечались перворазрядными церковными праздниками. К ним относится и Пасха, которая выпадает на период с 4 апреля по 8 мая, в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.
Со старины Пасху называют «праздником праздников». Этот главный христианский праздник в память Воскресения Иисуса Христа пришел на Русь после ее крещения, в конце 10 века. В светлое воскресенье, после семинедельного Великого поста, на столе появлялась скоромь: кулич, творог, крашеные яйца. После освящения их употребляли в пищу. Разговлялись обычно после заутренней службы и духовной проповеди мира, всепрощения и любви. Застолье начиналось с крашеных яиц. С ними были связаны многие обычаи, обряды. «Писали» яйца и цветными красками, и растопленным воском – с помощью крючка из проволоки. Такое яйцо, положенное в краску, окрашивалось лишь в местах, нетронутых воском. Куличи пекли из сдобного теста с добавлением орехов, изюма, «духов» (пряностей). Мастеров печь, а заодно любителей есть куличи называли куличниками. Освященная стопочка творога называлась пасхой. Готовили ее в пасочницах – деревянных разъемных ящичках в виде усеченной пирамиды. Стенки скрепляли шпильками, а изнутри украшали разными узорами. Наряден и вкусен стол на Пасху.
Сегодня на наш классный час я пригласила старейших жительниц нашей станицы: Веру Александровну, Раису Матвеевну, Антонину Васильевну.
Давайте попросим их рассказать о празднике Пасхи, подготовке к нему, праздничных блюдах.
Вера Александровна. Церковь всегда являлась неотъемлемой частью казачьей жизни. Ее колокола своим звоном сопровождали человека на всем протяжении его пути.
Особый настрой царил в казачьих семьях в канун самых главных христианских праздников: Рождества Христова и Святой Пасхи.
Исполняя религиозный долг, казачьи семьи постились. Перед праздниками в доме наводили порядок, вывешивали праздничные полотенца (рушники), у икон зажигали лампады. Большим грехом считалось работать в праздничные и воскресные дни. Как правило, в церковь шли всей семьей, соблюдая негласные правила: мужчины располагались в правом притворе (правая сторона у казаков считалась почетной: по поверью, с правой стороны за плечами любого христианина находился ангел-хранитель), женщины – в левом. После службы разрешалось разговеться.
В такие праздники в станичных церквях устраивались обеды, на которые приезжали гости из соседних сел, собирались нищие и обездоленные. Считалось почетным накормить как можно больше людей. На такие обеды каждая казачья семья делала пожертвования хлебом, мясом, маслом, крупой, деньгами.
Обязательно ходили в гости к родным, близким, друзьям; особенно не забывали больных. Каждая хозяйка старалась блеснуть убранством и чистотой комнат, изобилием блюд.
Раиса Матвеевна. Я принесла творожную пасху, приготовленную по старинному рецепту, который хранится в нашей семье: «» кг свежего творога протереть через решето, смешать с 400 г сливочного масла, добавить 800 г сметаны, 4-5 стаканов сахара, растертого с 5 желтками, немного ванилина, 200 г измельченных цукатов, чуть больше 1 стакана изюма, 100 г измельченного миндаля. Все хорошо перемешать, положить в приготовленную форму, поставить под гнет на сутки в прохладное место. А теперь попробуйте мою пасху.
Антонина Васильевна. А я принесла с собой крашеные яйца и кулич. Хочу вас научить красиво красить яйца, чтобы в канун предстоящего праздника вы сами могли это делать или помочь родителям. Нужно заранее собрать лоскутков линяющей материи разных цветов, вот так расщипать, смешать. Яйца обязательно вымойте, вытрите насухо. Потом смочите водой и оберните вот так просто приготовленными лоскутками. Если хотите, можно сначала наложить на яйца вырезанную узорами тонкую, но плотную бумагу. Вы же вырезаете всякие снежинки к Новому году, примерно вот так. Тогда уже поверх бумаги обернете ветошью, хорошо обвяжите нитками, опустите в теплую воду. После закипания варите 10 минут. Когда вынете, остудите, снимете все намотанное и сами удивитесь, как красиво у вас получилось. Конечно, сейчас в магазинах продаются готовые рисунки на яйца, но ведь приятно самим соприкоснуться с приготовлениями к празднику.
А кулич сделать можно разными способами, но вы еще не очень большие, поэтому давайте учиться самому простому. Приготовим опару: 2,5 стакана муки, 80 г дрожжей, 0,3 литра теплого молока перемешать и дать подойти, т.е. она должна подняться. После этого насыпать муки еще 2 кг и вот так замесить тесто. Когда тесто поднимется, добавить почти 2 стакана растопленного сливочного масла, 10 яиц(желательно домашних), соли по вкусу, 200 г измельченных орехов, 3 стакана заранее вымытого и высушенного изюма, ¼ стакана сахара. Можно по желанию добавить «запахи»: цедру одного лимона, ваниль, миндаль. Теперь месим заново. (Все это Антонина Васильевна делает на глазах ребят.)
Как печь кулич? Форму чуть прогреваем (чтобы не прилипло), смазываем изнутри маслом и посыпаем мукой, выкладываем в нее тесто. Оставляем в теплом месте подняться. Печем в средне горячей духовке. Как понять, испекся кулич или еще нет? Берем тонко оструганную лучинку, протыкаем кулич. Смотрим, на лучинке осталось ли тесто. Если осталось, значит, кулич еще не пропекся. Готовым считается, если лучинка осталась чистой. Печься он должен от одного до полутора часов. Давайте наше тесто поделим, положим в пакетики, и каждый возьмет с собой домой кусочек и попробует испечь, как я сказала. А уже на Пасху можно будет и самим приготовить такой. Сразу за большой не беритесь, это дело привычки. Будет хорошо, если начнете с небольшого. Украшать кулич можно цукатами – составить из них буквы Х.В. Еще красиво получается разноцветным мармеладом. У нас в станице посыпают мелким драже.
Учитель.
Светлому празднику Пасхи посвящено немало страниц в русской классической литературе.
Сергей Тимофеевич Аксаков в книге «Детские годы Багрова-внука» посвятил этому празднику незабываемые страницы: «В этот день мой отец, тетушка Татьяна Степановна и тетушка Александра Степановна уехали ночевать в Неклюдово, чтобы встретить там в храме божием светлое Христово воскресенье. Проехать было очень трудно, потому что полая вода хотя и пошла на убыль, но все еще высоко стояла; вода хватала выше колесных ступиц.
С четверга на страстной начали красить яйца: в красном и синем сандале, в серпухе и луковых перьях; яйца выходили красные, синие, желтые и бледно-розового рыжеватого цвета. Мы с сестрицей с большим удовольствием присутствовали при этом крашенье. Но мать умела мастерски красить яйца в мраморный цвет разными лоскутками и шемаханским шелком. Сверх того, она с необыкновенным искусством простым перочинным ножиком выскабливала на красных яйцах чудесные узоры, цветы и слова: «Христос воскрес». Она всем приготовила по такому яичку, и только я один видел, как она над этим трудилась. Мое яичко было лучше всех, и на нем было написано: «Христос воскрес, милый друг Сереженька!» Матери было очень грустно, что она не услышит заутрени светлого Христова воскресенья.
Я заснул в обыкновенное время, но вдруг отчего-то ночью проснулся: комната была ярко освещена, кивот с образами растворен, перед каждым образом, в золоченой ризе, теплилась восковая свеча, а мать, стоя на коленях, вполголоса читала молитвенник, плакала и молилась. Я сам почувствовал непреодолимое желание помолиться вместе с маменькой и попросил ее об этом. Я проворно вскочил с постели, стал на коленки и начал молиться с неизвестным мне до тех пор особого рода воодушевлением… Не скоро утихло детское мое волнение и непостижимое для меня чувство умиления.
Мать обняла меня и, похристосовавшись заранее приготовленным яичком, ушла к бабушке. Вошел Евсеич, также похристосовался со мной, дал мне желтое яичко и сказал: «Эх, соколик, проспал! Ведь я говорил тебе, что надо посмотреть, как солнышко на восходе играет и радуется Христову воскресенью».
Отец и тетушки воротились еще до полден; они привезли с собой петые пасхи, куличи, крутые яйца и четверговую соль. В зале был накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись. Для прислуги была особая пасха и кулич. Мы перехристосовались со всеми.
Дворовые мальчики и девочки, несколько принаряженные, - все весело бегали и начали уже катать яйца…».
Не менее замечательно описал праздник Пасхи Лев Николаевич Толстой в романе «Вокресение»: «Вечером в субботу, накануне светло-Христова воскресения, священник, с дьяконом и дьячком, как они рассказывали, насилу проехав на санях по лужам и земле те три версты, которые отделяли церковь от тетушкиного дома, приехали служить заутреню.
Нехлюдов с тетушками и прислугой отстоял эту заутреню, похристосовался с священником и тетушками, как услыхал в коридоре сборы Матрены Павловны, старой горничной, в церковь, чтобы святить куличи и пасхи. «Поеду и я», - подумал он.
Всю жизнь потом эта заутреня осталась для Нехлюдова одним из самых светлых и сильных воспоминаний.
Церковь была полна праздничным народом. С правой стороны – мужики. Слева – бабы в красных шелковых платках. Золотой иконостас горел свечами, со всех сторон окружавшими обвитые золотом большие свечи. Паникадило было уставлено свечами, с клиросов слышались развеселые напевы добровольцев-певчих…
Все было празднично, торжественно, весело и прекрасно: и священники в светлых серебряных с золотыми крестами ризах, и дьякон, и дьячки в праздничных серебряных и золотых стихарях, и нарядные певчие, и веселые плясовые напевы праздничных песен, и непрестанное благословение народа священниками тройными, убранными цветами свечами, с все повторяемыми возгласами: «Христос воскресе! Христов воскресе!»
Древний старик остановил Нехлюдова, похристосовался с ним, и его жена, старушка, дала ему, вынув из платка, желтое шафранное яйцо. Тут же подошел молодой улыбающийся мужик в новой поддевке и зеленом кушаке.
- Христос воскресе, - сказал он, смеясь глазами, и придвинувшись к Нехлюдову, три раза поцеловал его. Нехлюдов целовался с мужиком и брал от него темно-коричневое яйцо».
Леонид Николаевич Андреев тоже описывает праздник Пасхи в рассказе «Баргамот и Гараська»: «Завтра светлое Христово воскресение, сейчас люди пойдут в церковь. … Светлое настроение разлито по необычайно тихой и спокойной улице… Вскоре потянулись в церковь пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, в длинных, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких каблуках. Пушкари сияли. Каждый бережно нес узелок с пасхой и куличами.
Отзвонили к обедне. Потом радостный, переливчатый трезвон, такой веселый, разнес по миру благостную весть о воскресении Христа. Баргамот повеселел, представляя себе стол, накрытый чистой скатертью, куличи, яйца. Он со всеми похристосуется. Разбудят и принесут Ванюшку, который первым делом потребует крашеного яичка…». Как вы сами видите, ребята, Пасха во времена была радостным праздником, которого ждали, к которому готовились и который приносил светлое настроение.
А сейчас наши гостьи научат вас праздничным играм, в которые играют в пасхальные дни.
Раиса Матвеевна. Для вас, ребята, будет интересна игра в «подкучки». После церковной службы и разговления народ собирался на сухом месте. Игра такая: прятать в маленькие кучки соломы яйца. Половина кучек – пустые. Угадаешь, в какой яйцо – оно твое. Удачливые выигрывали столько крашеных яиц, что «живот лопнет».
Антонина Васильевна. А самая любимая в нашей станице игра: два человека вынимают по яйцу, стукают яйцами друг об дружку. Выигрывает и получает яйцо тот, чье яйцо осталось целым, не треснуло. Так можно выиграть много красивых яиц. Вы сможете поиграть в эти игры со сверстниками и научить их тоже.
Вера Александровна. Самое главное, ребята, помните, что очень важно не утратить духовные ценности и культурное наследие: доброту, религиозность, патриотизм, способствовать их передаче следующим поколениям.
Учитель. Наш классный час подходит к концу. Во-первых, все вместе скажем «спасибо» нашим гостям. Благодаря им мы все узнали много интересного и полезного.
Во-вторых, обобщим наши знания о Пасхе, подготовке к ней и поведении в праздничные дни:
-
провести предпраздничную подготовку в доме и во дворе;
-
приготовить лучшую одежду для всей семьи;
-
в праздничный день обращаться ко всем вежливо, к старшим - по имени-отчеству;
-
подготовить пасхальные блюда; помочь в их приготовлении;
-
поздравлять с праздником одиноких, больных, немощных;
-
приглашать гостей, угощать и развлекать их;
-
простить все недоразумения и обиды.
И в-третьих, покажем гостям выставку поделок и рисунков, которые посвятили предстоящему празднику – Светлой Пасхе.
храм (поделка из деревянных шпажек)
храм (храм Святого Георгия) (акварель)
Церковь ( спички, фольга) Купола храма(пластиковые бутылки, краски)
Храм (цветные карандаши)
храм (крупа, макароны)
колокол (пластилин)
пасхальное яйцо ( ткань, нитки, краски)
ангел (ткань, пленка) святыня(фанера, бисер, краски)