СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Песни ВОВ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Песни ВОВ"»

II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий











Тематическое направление-

Приобщение к культурному наследию



Тема методической разработки

«Песни Великой Отечественной Войны»









Михайлова Татьяна Александровна
учитель музыки
ГБОУ «Савинская школа-интернат»







2021

Пояснительная записка


Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 классов. В проведении мероприятия участвуют дети старшего школьного возраста, занимающиеся в вокальной студии, исполняющие песни военных лет. Участие детей старшего школьного возраста способствует привлечению внимания к песням со стороны детей более младшего возраста, развитию интереса к процессу исполнения песен военных лет.

Актуальность данной работы выражена тем, что дети этого возраста еще мало знают о Великой Отечественной войне, в связи с тем, еще не изучали историю, как учебный предмет. Поэтому в такой форме проведения классного часа детям будет легче освоить материал.

Цель: формирование патриотизма у учащихся среднего школьного возраста, как чувства гордости за свой народ, его подвиг.

Задачи:
- расширить знания о Великой Отечественной Войне у школьников, рассказать о роли песни во времена войны и истории создания некоторых военных песен;

- развивать компетенции эмоционального исполнения и восприятия музыки, в том числе песен военных лет;
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ.

Музыкальный материал: «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача, “Темная ночь” муз. Н. Богословского, сл.
В. Агатова, «Синий платочек» муз. Е. Петербурский, сл. М. Максимов,

«Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «День Победы»

муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, проектор





Ход мероприятия

1. Орг. Момент.

Учитель: (слайд 1) Ребята, чтобы вы поняли тему нашего классного часа, я хочу вам прочитать стихотворение Марии Васюченко.

Самые лучшие песни – военные,
Потом солдатским навеки пропахшие,
Да, есть  хорошие и современные,
Только военные – те настоящие!

Песни военные кровью написаны –
Каждая буква,  куплетик, строка,
Где-то под пулями смело и искренне
Твёрдо писала героя рука.

В песнях военных – солдатские души,
Души прошедших сквозь ад и огонь,
В дань уваженья застынь и послушай,
Как на привале играет гармонь…

В песнях военных – желание жизни,
Вера в свободу, весна и любовь,
Воля к победе, борьба за Отчизну,
Песни рождались сквозь слёзы и кровь.

Песни военные писаны с болью,
В горе, в отчаяньи, но не склонившись,
Песни солдатские включим с тобою,
Лишь перед этим за них помолившись…

Песни военные – чистые, вечные,
Где в музыку чётко вплетались слова,
Где собраны струны души человеческой,
Будут жить долго, им честь и хвала! (слайд 2)


2. Новый материал

Учитель: (слайд 3) Приближается великий день – 9 мая. В этот день вот уже 76 лет каждый год мы празднуем день Победы.Что за праздник День Победы? Что произошло в этот день? (Закончилась Великая Отечественная война, наш народ победил фашистов)
Учитель: 80 лет назад на нашу страну напали враги – немцы. Началась Великая Отечественная война. Это было очень страшное время. Наша страна не ожидала, что Германия нападёт, потому что незадолго до начала войны правительством Германии и России был заключён договор, в котором говорилось, что Россия и Германия – друзья и не будут воевать между собой. Но, несмотря на это, в июне 1941 года, в тёплый летний день, немецкая армия напала на нашу страну. Наши соотечественники не ожидали такого события, они не были готовы. Но нужно было защищать свою страну, свою родину, своих близких. И все, не только военные, но и обычные люди пошли воевать.

Все наши жители поднялись на защиту Родины, даже женщины и дети. Кто не воевал, то всеми силами помогал бойцам в тылу. Нужна была одежда, военные машины, оружие. Много оружия. Но во время войны было ещё оружие, и вы, наверное, очень удивитесь, если я скажу вам, что это песня.

Учитель: Почему же, в то время, когда гибнут люди, стреляют из орудий, разрушаются здания людям нужна песня? Почему мы называем ее «оружием»? Разве может песня сделать еще что-то, кроме как поднять нам настроение, помочь нам развеселиться и т.д.? Оказывается, может. Вот послушай те эту песню.

Слушание фрагмента песни «Священная война»

муз. А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача (слайд 4)

Учитель: Эта песня была написана на третий день после начала войны. Ее быстро разучили в ансамбле Красноармейской песни и пляски СССР и уже 26 июня ее исполнили на Белорусском вокзале, откуда бойцов отравляли на фронт. После первых звуков и до конца этой песни на вокзале воцарилась тишина. И только после последнего аккорда люди поднялись с мест и требовали исполнить ее еще и еще раз.Почему? Какое настроение у этой песни? Чем помогла эта песня людям, которые вот-вот окажутся на линии фронта?

(мужественное, храброе настроение песни поднимает народ на борьбу с врагами, она поднимала боевой дух солдат)


С этого дня песню пели всюду: на фронте, в тылу. Музыка звучит смело, воинственно, призывает всех встать на защиту Родины и прогнать врага.
Этой песне можно отнести четверостишие Р. Гамзатова:

Ученик: От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.


Учитель: Но песни не только призывали встать и пойти воевать, защищать Родину. Песни помогали солдатам и в минуты отдыха, когда каждый был в мыслях у себя дома, со своими родными. Песни вселяли надежду, что война скоро закончится, и каждый вернется к себе домой. И вот одна из таких песен.


Песня “Темная ночь”

музыка Н. Богословского, слова В. Агатова

в исполнении Максима П. (слайд 5)

Учитель: Какое настроение у этой песни?

- Схоже ли оно с настроением предыдущей песни?

- О чем в ней говорится? Кому, как вы думаете, поет эту песню солдат?

Учитель: Лирическая, очень нежная песня рассказывает о воспоминаниях бойца о родном доме, семье, любимой жене и детях. И сразу представляется картина – как солдаты после боя отдыхают в землянке, на улице ночь, но никто не спит. И лишь тихо-тихо поет чей-то голос эту задушевную песню. И видны слезы на глазах, и слышен стук каждого сердца, потому что такая песня никого не оставляет равнодушным.

Ученик: Быть может, по этим дорогам глухим

К тебе суждено мне вернуться любя.

А если не мне, так хоть песням моим,

Я верю, придется дойти до тебя.

К.Кулиев

Учитель: Песни писались и во время войны и до сих пор они «живы» и трогают нашу душу. Но много песен было написано еще до войны, и они также были любимы народом, потому что все он напоминали о той мирной жизни, которая была до войны, и вселяла надежду на то, что все будет хорошо, война закончится, и мирное время опять вернется. Послушаем одну из таких песен.

Песня «Синий платочек» муз. Е. Петербурский, сл. М. Максимов

в исполнении Кристины П. (слайд 6)

Учитель: Трогательная, легкая и танцевальная мелодия любима народом во все времена. Написанная еще в 1939 году мелодия очень легко ложилась не текст и поэтому у этой песни очень много разных переделок. Но основная мысль этой песни в том, что все кто воюет – делает это не просто так, а ради того человека, который ждет его дома.

Учитель: Всеми любимая и всем известная «Катюша», которая была написана тоже до войны, зазвучала новыми красками. Появилось много интерпретаций этой песни. Девушка Катюша была и бойцом, и медсестрой, и просто девушкой, которая ждет своего любимого с войны. Во время войны этим именем называли даже оружие, которое наводило ужас на всех врагов. А песня была и будет любима как во время войны, так и сейчас. Давайте исполним эту песню все вместе.


Песня «Катюша» муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский

( в исполнении всех детей начальной школы) (слайд 7)


Ученик: Все мы любим милую «Катюшу».
Любим слушать, как она поет,
Из врага выматывает душу,
И друзьям отваги придает!


Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!


Нынче у нас передышка.
Завтра — вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный, баян?

Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит
Милую свою!

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

В. Лебедев-Кумач «Только на фронте»


Учитель: Мы с вами говорим о том, что песня во времена война имела огромную силу. Она помогала найти силы, чтобы подняться всем народом против врага, она помогала не упасть духом в эти тяжелые дни, она помогала верить, что мирная жизнь вернется. Много любимых песен появилось до войны и во время войны. Но та песня, без которой не обходится не одно мероприятие, посвященное великой победе, появилась на свет только через 30 лет после окончания войны. Это песня «День Победы» написанная Давидом Тухмановым на слова Владимира Харитонова. Сейчас ее исполнит Юля О.

Песня «День Победы»

муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова (слайд 8)

Учитель: Как вы думаете, почему в песне поется «Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…?» (Ответы детей)

Учитель: День Победы – это долгожданный праздник, праздник окончания страшной войны, начала мирной жизни. Много седых волос добавила эта война не только пожилым людям, но и молодым. И мы благодарны всем и гордимся каждым, кто воевал, кто погиб и одержал победу. Слезы радости выступают всегда, когда в очередной раз наступает этот день. Как хорошо, что песня не осталась в стороне, она помогала хотя бы немножко сделать легче жизнь нашим героям.

3. Подведение итогов.

Учитель: И закончить наш классный час хочется стихотворением Сергея Острового.
А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.











Ссылки:

https://infourok.ru/podborka-stihov-pesni-voennih-let-1939768.html (стихи о песнях военных лет)