ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУТУГИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Классный час на тему
«Питание и здоровье»
(2 класс)
Подготовила и провела
учитель 2-б класса
Удовкина Татьяна Николаевна
Лутугино-2024
Классный час «Питание и здоровье»
Цели: сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, создать твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья и личной ответственности за свое физическое и психологическое состояние; развивать речь обучающихся, мышление; коррегировать память, внимание, восприятие; воспитывать бережное отношение к своему организму.
На доске:
Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечится от них. (Народная мудрость)
Здоровье приходит золотниками, а уходит — пудами. (Русская пословица)
Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. (Ж. Лабрюйер)
Еда, Питание, Пища... Эти слова мы произносим довольно часто. Хотя умные люди предупреждают: «Не делайте культа из еды!», «Не будьте рабом своего желудка!» Но когда мы голодны, то порой забываем эти разумные советы. Конечно, никто не спорит, что еда человеку необходима, она не только насыщает, она питает мозг, дает силы для труда.
«Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». Эти слова принадлежат ученому-физиологу Брилья-Саварену. Объясните их.
— «Уметь есть», «уметь питаться», как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. «Уметь есть» — это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. «Уметь есть» — это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время.
На доске тема нашего классного часа «Питание и здоровье»
«Что такое «питание»?»
(Дети дают варианты ответов, учитель записывает и зачитывает)
-- это потребление пищи для восполнения запаса энергии, для роста и развития организма.
— На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда — это, топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей.
Вопрос. Почему именно для детей и молодых людей?
(Отвечают дети)
— Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции в человеческом организме выработалась система рационального соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. Здесь мы вплотную подходим к вопросу: «Что такое «здоровье»?»
(Дети совещаются и дают свое определение понятию «здоровье». Учитель записывает ответы на доске)
(Учащиеся дают свои варианты, например, такие «внешний вид», «красота», «хорошее самочувствие», «хороший сон», «хорошее настроение», «повышенная работоспособность» и т.д. Среди них и «хороший аппетит»)
Вопрос. Существует ли связь между питанием и здоровьем? (Говорят дети)
— Обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме, способствует увеличению салоотделения кожи, появлению на ней угревой сыпи. Известно, что рак желудка весьма широко распространен в тех странах, где едят много жареного и часто готовят на жире, оставшемся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такая «диета» способствует преждевременному старению кожи лица и появлению ранних морщин, а также провоцировать опасные заболевания.
Шесть из каждых десяти заболеваний, являющихся, согласно статистике, основными причинами смерти американцев, в том числе, сердечно-сосудистые заболевания, повышенное давление, рак, — связаны с неправильным питанием.
На слайде продукты. Безопасны они или нет. Если безопасны- на стол. Если опасны – в корзину
Мои наблюдения за вами и вами показали ,что многие из вас являются любителями фаст-фуда, чипсов, газировки. А кто из вас знает, что это такое?
Быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. В быстрой еде содержится много сахара и вредных жиров. Их употребление грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы».
- Ученик:
Кока-кола.
1.Активный ингредиент кока-колы - фосфорная кислота. Её РН равен 2.8. За 4 дня она может растворить ваши ногти.
2.Для перевозки концентрата кока-колы грузовик должен быть оборудован специальным поддоном, предназначенным для перевозки высококоррозийнных материалов.
3.Дистрибьюторы кока-колы уже 20 лет используют её для очистки моторов своих грузовиков.
4.0,33 кола = 8 кусков сахара.
Единственный безвредный компонент газировок – вода (мёртвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы её естественный вкус не нарушал вкус напитка).
Вы ещё хотите колы?
-Ученик:
Чипсы
При высокой температурной обработке пищи, богатой углеводами (чипсы) образуется большое количество вредных химических соединений, которые становятся причиной развития онкологических заболеваний, могут поражать нервную систему. Крысы, которых кормили чипсами, стали агрессивными и на двадцатый день начали умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала – животные умерли от серьёзного нарушения пищеварения и сетчатки глаза, их печень стала желтоватой (накапливался в клетках жир). Акриламид, содержащийся в некоторых чипсах ,считается ядом для нашего организма, поражает нервную систему, печень, почки.
Вы ещё хотите чипсов?
- Ученик:
Жевательная резинка
В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачек и жевательных конфет просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находились в кишечнике резиновые «камни» из слипшихся комочков, образовавшихся из жвачек.
Вы ещё хотите жевательной резинки?
Вкусовые качества чипсов, сухариков достигаются за счёт применения различных ароматизаторов, которые могут быть очень вредны. И вообще, при покупке продуктов внимательно изучите состав. И не используйте в пищу продукты, которые содержат такие пищевые добавки.
Давайте посмотрим фрагмент фильма «Осторожно еда».
Обсуждение увиденного.
Назовите продукты питания, которые содержат витамины.
1. Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.2. Какие витамины вы знаете?3. Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).
4. Какие витамины продают в аптеках?5. Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)
Итак, ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.
Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”? Какие овощи вы выращиваете в своих огородах?
Физминутка “Вершки и корешки”
Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
Работа со стихотворением “Про овощи”
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна
И взошли семена.
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли
Помидыни росли,
Редисвекла, челук, и репуста.
Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).
Что такое витамины? Где содержится больше всего витаминов? (Биологически активные органические соединения, имеющие большое значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Во фруктах и овощах).
-Ученик:
Витамин А (каротин, ретинол) — рыбий жир, печень, почки, яйца, молоко, творог, масло, сыр, маргарин, зеленые листовые овощи, желтые и красные фрукты и овощи (в том числе, абрикосы, морковь, помидоры). При недостатке: появляется сухость и шелушение кожи, волосы становятся ломкими, ногти мягкими, нарушаются процессы салоотделения. Витамин А укрепляет слизистую оболочку, в т.ч. кишечника, необходим для роста.
Витамин С (аскорбиновая кислота) — цитрусы, зеленые овощи, помидоры, черная смородина, квашеная капуста, картофель. Укрепляет кожу, десны, кровеносные сосуды, кости и зубы, а также связь между клетками; способствует заживлению ран и сопротивлению инфекции. Делает эластичнее мышцы, укрепляет весь организм.
Витамин Д (кальциферол) — масло, молоко, маргарин, творог, простокваша, яичный желток, грибы, дрожжи, рыба, рыбий жир. Также образуется в коже под воздействием солнечных лучей. Помогает регулировать обмен кальция в организме и, значит, необходим для зубов и костей. Отсутствие этого витамина вызывает выпадение зубов, разрушение зубной эмали, выпадение волос.
Витамин В (их группа: Bl, В2, ВЗ, В5, В6, В12). Источники: дрожжи, ржаной хлеб, крупы, картофель, мясо, печень, зеленый горошек, молочные продукты, рыба, грецкие орехи, фасоль, чернослив, фундук и др. Предохраняет от истощения, в т.ч., нервной системы, появления отеков, покраснений и шелушения кожи, выпадения и ломкости волос и ногтей, трещинок в углу рта. Помогает усваивать углеводы и перерабатывать белки
Ребята, к нам в гости пришел повар школьной столовой.
Ребята, а что значит разнообразие пищи?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
Все продукты питания необходимы для здоровья человека, и если некоторые люди исключают из своего рациона продукты питания, они наносят вред своему здоровью.
А теперь давайте вернёмся к разговору о здоровой пище и немного поиграем.
Как называется суп из рыбы. (Уха.)
Как называется сушеный абрикос без косточки? (Курага.)
Как называется сушеный абрикос с косточкой? (Урюк).
Какая из нот будет лишней в компоте. ( Соль).
Что является «домом» для всех продуктов? (Холодильник).
Назовите любимую крупу китайцев. (Рис.)
Как проверить, сварилось ли яйцо вкрутую? (Нужно его покрутить. Если оно вращается быстро, значит - сварилось.)
Какая каша называется геркулесовой? (Из овсяных хлопьев.)
Как называется охлажденная смесь различных напитков (Коктейль).
Если молоко поставить на сутки в тёплое место, оно прокиснет и образуется полезный продукт (простокваша).
Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, кот помогает нашему скелету (творог.)
Как называется сушеная слива (чернослив).
А полезных продуктов очень-очень много. О каком продукте питания древние философы говорили так: «сок жизни», «источник здоровья», «белая кровь»? (Ответ: о молоке)
Молоко нужно пить и детям и взрослым.
Молоко –источник кальция, 97% которого усваивается человеческим организмом. Эта особенность молока, которой не имеет никакой другой продукт, делает его незаменимым для людей, больных остеопорозом– болезни, при которой из костей вымывается кальций, провоцируя их хрупкость и ломкость.
Полезно молоко при простудных заболеваниях. Молочный белок сделал этот продукт самым популярным среди желающих накачать мышцы.
Молоко –отличное средство в борьбе с бессонницей. Недаром одним из самых распространенных народных рецептов для лечения бессонницы является стакан теплого молока с медом, выпитый за час до сна.
Полезные свойства молока придут на помощь и гипертоникам ( снижает давление)
и людям, имеющим проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Молокобогато витаминами. Молоко хорошо помогает при мигренях.
Ребята, хочу рассказать про очень полезное блюдо - это каша. Это исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события (при рождении ребенка, при заключении мирного договора у князей). Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, её следует есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой.
Я хочу, чтобы ваш сегодняшний завтрак был полезным и угощу вас кашей и молоком.
- Спасибо, уважаемый повар! После нашего классного часа мы обязательно съедим вашу кашу.
- Назовите принципы здорового рациона питания.
Натуральная пища.
Не спешить во время еды.
Не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде.
Не вести за столом неприятные бесед, заниматься выяснением отношений.
Не смотреть телепередачи, не читать газеты или книги во время еды.
Пить и есть, не торопясь и умеренно, даже тогда, когда это вам особенно по вкусу.
Наличие витаминов.
Пища должна быть разнообразной;
Еда должна быть тёплой;
Тщательно пережёвывать пищу;
Есть овощи и фрукты;
Есть 3—4 раза в день;
Не есть перед сном;
Не есть копчёного, жареного и острого;
Не есть всухомятку;
Меньше есть сладостей;
Не перекусывать чипсами и сухариками;
Обязательно брать в школе горячий обед
Вручаю памятки: рекомендации школьникам.
Слайд «Пирамида питания»
-Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава ?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
- Какова же по вашему формула здоровья?
Рациональное питание + Физическая тренировка + Личная гигиена + Отказ от вредных привычек + Режим дня + ... = ЗДОРОВЬЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Красный круг – я буду есть всё, что мне нравится.
Жёлтый круг – я узнал (а) о вреде некоторых продуктов питания, но всё же мне будет тяжело отказаться от их употребления.
Зелёный круг – я буду стараться не употреблять вредных продуктов питания.
- Наш классный час окончен.