"Планета толерантности"
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Учитель: На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик. Вы разбились на 3 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
1. Приветствие (слайд №1)
Учитель: Здравствуйте!
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Учитель: Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. Давайте по-знакомимся…..(представить организаторов, помощников), а в группах ре-бята знакомятся выполняя упражнения на знакомство.
Упражнение: «Имя и эпитет».
Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.
Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Тре-тий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.
Притча «Ладная семья» (слайд № 2)
Учитель: Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:…»
слайд № 3 задание
Какие три слова были начертаны на бумаге?
Задание 1. Время на выполнение задания 2 минуты.
Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.
Анимация проверка задания
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
-Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Какой вывод вы сделали для себя?
Что такое толерантность?
Учитель: Все эти понятия можно объединить, одним словом. Чтобы узнать , что это за слово – вам нужно отгадать ребус!
(слайд № 4)
«Отгадай ребус»
(слайд № 5) Ребус
Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты.
Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Учитель: Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
История происхождения понятия толерантность (слайды № 6).
- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
(слайд № 7)
Учитель: - Что означает слово толерантность? На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.
Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 8 задание)
- Когда отмечают День Толерантности?
Задание 4. Время на выполнение задания до 1 минуты.
Проверка
(слайд № 9)
Учитель: 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.
(слайд № 10 задание)
«Что бы это значило?»
Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты.
Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист).
Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь).
Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце).
Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга).
Проверка
(слайд № 11)
Учитель: Выполнив следующее задание, вы соберете изображение символа толерантности. Собери пазл.
Задание 6. Время на выполнение задания 3 минуты.
Проверка
Анимация проверка задания. По щелчку выходят картинки эмблемы
Учитель: Мы видим, что визуальным выражением толерантности является радужный спектр, символизирующий многообразие цветов и оттенков, своеобразие всех людей мира. Каждый цвет толерантности – это качества, которые должен проявлять по-настоящему толерантный человек.
Задание 7. Выберите пять слов — качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением.
Время на выполнение задания 2 минуты.
Проверка
Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы:
Быть толерантным, значит быть…..(слайд № 11 задание)
Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках.
Подведение итогов. Вручение грамот.
И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:
Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу с добром и теплом.
Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим
Равнодушным не быть.
Всего вам доброго, счастья, успехов!