СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Планета толерантности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Планета толерантности" способствует развитию у студентов способностей к познанию себя и других людей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Планета толерантности"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






Методическая разработка

классного часа

по теме:


«Планета толерантности».





Кл. руководитель:

Трущинская Ю.И.









Липецк, 2022 г.



Классный час: «Планета толерантности».

Цели:

-сформировать у обучающихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

- формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;

- развивать способности к познанию себя и других людей.

Задачи:

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

  • формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:


Приветствие

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война, увечье, инвалид…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.


Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу.

Девиз нашего классного часа звучит так:

Если хочешь изменить государство, начни с провинций;

если хочешь изменить провинции, начни с городов;

если хочешь изменить города, начни с домов;

если хочешь изменить дома, начни с семьи;

если хочешь изменить семью, начни с себя! Конфуций


Притча «Ладная семья»

Страна, город, группа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу:

https://yandex.ru/video/preview/?text=притча%20ладная%20семья%20видео&path=wizard&parent-reqid=1646393411925928-9786895710085200613-sas2-0547-sas-l7-balancer-8080-BAL-4199&wiz_type=vital&filmId=2394496365713123216


«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».


- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

Что такое толерантность?


У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.


История происхождения и понятие толерантности. (Соболев)

И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

- студент:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Для русского языка слово "толерантность" относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Оказывается, в словаре В.И. Даля этого слова нет, нет его и у Ожегова. Есть разность в понимании слова у разных авторов.

Толковые словари разных стран объясняют это понятие по разному.

Французский - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

Английский - готовность быть терпимым, снисходительность;

Испанский – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Китайский – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

Арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение;

Русский - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.


«Поднимите руку, у кого...».


Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»

–русый цвет волос;

–родился зимой;

–в имени есть буква А;

- карие глаза;

–любит мороженое;

- чья фамилия заканчивается на – ов;

- читал «Преступление и наказание»;

- кто учится в ГОБПОУ «ЛПТ».

ВЫВОД:

«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»


Население планеты Земля составляет почти 7 миллиардов человек различных национальностей.

Эмблема и флаг толерантности.

У каждого движение и направления есть свой символ. (Радужный краски и Разноцветные руки – сини, белые, красные)


Плакат.

Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.
В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.
Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.
Твой автомобиль – японский.
Твой кофе – бразильский.
Твои цифры – арабские.
Твои буквы – латинские.
Твоя демократия – греческая.
Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?


М ожно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!
Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.


Цветок толерантности.









Стихи о толерантности . Годиевич

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".


Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды


Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.


Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!


Задание «Соотнеси высказывание с заповедью».

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

«Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Итак, быть толерантным, что значит?

Понятие «толерантность» изображено в виде цветка. Почему?
- цветок это красота мира, так и толерантная личность, совершая добрые
поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.


Решение проблемных ситуаций.

Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами? Предлагаю вам ситуации. Покажите, как можно решить проблему мирным путем:

1.Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

2.Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

«Как себя вести в конфликтной ситуации».

- Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!

Благословенны будьте, травы

И воды в зелени оправ!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех – простивший прав!

Игра «Комплимент».

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

- Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.

- Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?

- Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?

- Кто был смущён? Почему комплименты были разными?



Анкетирование «Насколько вы терпимы?»


Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность?


https://www.youtube.com/watch?v=aYnQgkiqNv8

https://www.youtube.com/watch?v=iFnCKHlL9X8

https://www.youtube.com/watch?v=uxx1-A2Rtfw


Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желания, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д.

Наш мир не совершенен…и в жизни, и в быту подстерегают нас опасности, болезни, экологические катастрофы.

«Особенные люди» - кто они? Они такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, пользуются языком жестов. Какие чувства возникают у нас при встрече с ними?

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Прочитаем словарную статью из толкового словаря С.И. Ожегова

ИНВАЛИД – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.

Проведем небольшой эксперимент. Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить задания: «Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне. Что испытывали, при выполнении, этого задания?

  А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали.

Подойдите кто-то один, наденьте наушники , попробуйте расслышать и ответить собеседнику.

— А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык — по движению губ собеседника.

— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда?

— А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется тактильной азбукой.

 — Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина.

Подойдите кто-то один, попробуйте завязать шнурки одной рукой или снять и одеть куртку. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.  Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Попробуйте без помощи рук развязать шнурки на обуви.




( Заключительное слово преподавателя

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.


Терпеть и верить:

Все на свете

Прекрасны –

Взрослые и дети,

Коты собаки и

Медведи,

И сослуживцы и соседи.

Терпимость -

Наш взаимный шанс,

Ведь кто-то также терпит нас.

Пит Хейн

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.


Анкета «Насколько вы терпимы?»

1.Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) нет; б) да.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы играли и те, кто еще не знает правил; б) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Как относитесь к людям, которые часто опаздывают?

а) вы ждете, находя для себя какие-то занятия; б) нервничаете, вам неприятно.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас?

а) я не обращаю внимания на такие вещи; б) мне трудно было бы это сделать.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь Вы?

а) если шутка будет мне неприятна, я стараюсь шутить б) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) нет; б) да.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) я лишь радуюсь за него (нее). б) неприятно, что внимание отвлечено от меня.

9. На твоих глазах на кого – то нападают…

а) попытаешься защитить его. б) делаешь вид, что ничего не замечаешь.

Обработка результатов

Загнул 8 или 9 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, толерантен и можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 5 до 8, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше пяти? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.


Используемые ресурсы:

http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
http://tolerance.fio.ru/forum.php
http://www.tolz.ru/library/?id=649




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!