СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по экологическому направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час по экологическому направлению»

Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей

Лучших методических разработок воспитательных мероприятий













Классный час «Экологическая азбука»

Разработчик: учитель начальных классов

Дмитриева Виктория Александровна















с. Орловка, 2020г.









Классный час на тему: «Экологическая азбука»

Цель классного часа Углубление знания у обучающихся о взаимодействии человека с окружающей средой и развития их экологической культуры , способностей сохранять и улучшать окружающую среду при взаимодействии со сверстниками и общественностью поселения.

Задачи:

1.Углублять знания по естественно-научному направлению и развивать экологическую культуру у обучающихся через практическую деятельность, используя активные формы обучения.

2. Развивать у сельских школьников интерес к познанию природы родного края, к организации мер по сохранению и улучшению окружающей среды

. Этапы:

  1. Мотивационно-организационный. 

  2. Ценностно-ориентировочный .

  3. Конструктивный — практическая работа в микрогруппах , выполнение заданий экологического содержания.

  4. Оценочно-рефлексивный — анализ и выводы.


Формы работы: групповая и индивидуальная.

Формы контроля знаний:

 изготовление листовок: письмо, схема, стихотворение, плакат.

по охране окружающей среды.



Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные :

-формирование системы ценностей: здорового и безопасного образа жизни, духовной нравственности, патриотизма, основ экологической культуры;

Метапредметные( регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Регулятивные: умение определять цели и задачи своей деятельности, извлекать информацию из разных источников, свободно пользоваться справочной литературой и ресурсами интернет, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: умение излагать свои мысли правильно в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, не оказывая давления на оппонента.

Познавательные : умение применять знания в практической деятельности, формировать интерес к познанию природы родного края, к организации мер по защите окружающей среды, к разработке общественно значимые дел.

Предметные:

Ученик научится:

-давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни человека;

- проводить наблюдения за живыми объектами, формировать основы экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

-понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и искать пути решения их;

-планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Ход классного часа

  1. Этап. Мотивационно-организационный 

Эпиграф:

Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!


Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.


Давайте прочитаем слова замечательного русского писателя, автора произведений о природе, нашего земляка Михаила Михайловича Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Это высказывание является наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь её так же, как мы любим и бережём нашу Родину.

2.этап. Ценностно-ориентировочный

Что значит родина для вас?

( Отечество, родная сторона; место, где человек родился; место, где он живет, где живут его родные и близкие; родной город; место, где человек чувствует себя как дома, уверенно и в безопасности.)


У всего живого на земле должно быть место, где он может себя чувствовать в безопасности, иметь все необходимое для существования. У рыбы – это вода,

зверя – лес, степи и горы. Для человека жизненно необходимой является родина – место, где он родился, сделал первые шаги, где научился видеть и понимать прекрасное, где появились на свет его дети. И подобно птице, хранящей свое гнездо, человек должен беречь природу, потому что это и есть родина.


Что значит охранять природу?


(Защищать парки, леса, реки от загрязнения; беречь растения, не уничтожать их; сажать новые деревья, растения.)



Что дает природа человеку?


(Природа дает человеку всё необходимое для жизни: кислород, которым мы дышим, воду, которую мы пьем, землю, которая нас кормит, растения , которые нас лечат, полезные ископаемые, др. Природа не только радует наш глаз, поднимает настроение, наполняет теплом и светом нашу душу, но и просто необходима для жизни.)

  1. Этап. Конструктивный — практическая работа в микрогруппах, выполнение заданий экологического содержания.


А теперь давайте попробуем выбрать объекты природы ( живой и неживой), которые помогли бы ответить на вопрос «Что такое природа?»


(На интерактивной доске группируются объекты живой и неживой природы)

- Природа – это все, что нас окружает, все, что не создано человеком.


- Все ли объекты природы представлены?

( Дети приходят к выводу, что не хватает человека.)


- Почему вы так считаете?


( Человек – часть природы, поэтому не может существовать вне её. Они взаимосвязаны.)


- Взаимосвязь всех объектов природы изучает специальная наука – экология. Мы на уроках окружающего мира и сегодня на занятии знакомимся только с её азами. Поэтому, как вы думаете, какая тема нашего занятия?

(Экологическая азбука)


Как вы думаете, о чем пойдет сегодня наш разговор?


(Работа в группах)

Раздаточный материал.

Задание.

1 группа.

Прочитайте текст т ответьте на вопросы:

-Что такое экология?

-Какие организации занимаются вопросами защиты природы?

Экология – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой?

Экология как наука появилась во второй половине 20-го века, когда промышленность стала активно развиваться. Из-за активной деятельности человека загрязнялась окружающая среда, условия обитания начали заметно меняться. Первым это почувствовали растения и животные. Численность, и главное, разнообразие живого мира стали быстро сокращаться. Люди начали задумываться о загрязнении воды, воздуха, почвы.

В нашем районе, как и в большинстве городов мира, существуют различные организации, которые занимаются вопросами защиты природы. Руководит их деятельностью управление экологии администрации города Калачинска.


2 группа.


Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

-Что такое «Красная книга»

- Есть ли книга в Омской области?

Красная книга – список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов. Красные книги бывают международными. Национальными и региональными.

Первая «Международная Красная книга» появилась в 1963 году. Международному Союзу Охраны Природы (МСПО) понадобилось 14 лет, чтобы собрать информацию о редких животных и растениях.

Переплет книги имеет красный цвет (отсюда и её название) – сигнал тревоги, опасности. А вот странички в книге разноцветные: исчезающие виды размещены на красных. Сохраняющиеся виды – на жёлтых. Практически исчезнувшие – на белых, восстанавливающиеся – на зеленых.

Международная Красная книга хранится в Швейцарском городе Морж.

Создание первой Красной книги Омской области принадлежит А. Д. Сулимову, кандидату биологических наук.

3 группа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Что такое заповедник?

Заповедник – особо охраняемая территория, в пределах которой запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

На территории области несколько десятков заповедных мест. Самым известным заповедником является природный парк «Птичья гавань».

Всего, в Омской области насчитывается порядка сотни различных памятников природы, общая площадь которых составляет 37 569 гектаров. 9 из них имеют статус исторических, 14 - гидрологических и 69 - ботанических. Наиболее известные из них, это природный парк "Птичья гавань" на левом берегу Иртыша, "Экологическая тропа Дворца творчества", "Баировский заповедник", "Омский заповедник" и многие другие.

В заповеднике «Птичья гавань» сохраняется значительное число редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в «Красную книгу». В Омской области многие из них в настоящее время встречаются только на заповедных участках.


4 группа.


Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Что такое лекарственные растения?

- Какие из них растут в Омской области?


Лекарственные растения – обширная группа растений, органы, или части использую для лечения или профилактики различных заболеваний.

Наиболее широко лекарственные растения применяются в народной медицине.

Народами древнего мира использовались до 21 тыс. видов растений. Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней.

Старинное предание рассказывает о том, как учитель послал в лес одного древнеиндийского врача, чтобы принести несколько совершенно бесполезных растений, но тот не смог выполнить задание учителя, не нашел ни одного бесполезного растения. Как писал американский философ Р. Эмерсон, «даже любой сорняк – это растение, достоинства которого ещё не раскрыты».

Лекарственные растения Омской области составляют большую группу, в которую входят липа, шиповник, ромашка, крапива, мать-и-мачеха, подорожник, сосна, смородина и многие другие.


Представьте, что нам нужно составить словарь юного эколога. Какие, по-вашему мнению слова могут войти в этот словарик?


- Вот каким я вижу свое село, свою Родину. (Просмотр слайд-шоу или фото с видами с. Орловки, Омска)


- А каким его видите вы? Назовите своё любимое место и кратко о нем расскажите.

(рассказы детей о любимых уголках природы в своем селе, в г. Омске и показ фото)

- Как тепло и уютно на душе, как спокойно и радостно. Хочется вдыхать воздух полной грудью, смотреть на облака, любоваться ромашками и колокольчиками, подпевать птичкам. А какие эмоции у вас при виде этих пейзажей? Какими красками вы бы их изобразили.


(Эмоции яркие, светлые, запоминающиеся; краски – желтые, розовые, голубые….. радужные.)


- А теперь представьте: вы приехали на свое любимое место и видите, что деревце, которому вы доверяли свои тайны, прислоняясь к которому, успокаивались, сломано! На поверхности речки, где вы любили плавать и резвиться, расплывается огромное бензиновое пятно! Лесная полянка, дарившая вам сладкую землянику и кружившая вам голову запахами трав и цветов, завалена мусором, а трава сожжена.

Изменится ли ваше настроение?

«Что происходит с Землей? Кто виноват? Что делать?»


(Дети формулируют вывод: загрязняются водоёмы, воздух, леса. Земля находится в опасности! Виноват в этом человек. А значит, и исправлять ошибки он должен сам)

4.Этап. Оценочно-рефл ексивный — анализ и выводы.


Работа в группах.


- Эту мысль нужно донести до каждого человека, привлечь внимание всех к проблеме загрязнения окружающей среды. Для этого предлагаем выполнить следующие задания.


Задания.


1 группа.

Выпустить листовку в защиту животных. Донести её смысл до одноклассников и жителей поселения. Как это сделать наиболее эффективно?

2 группа.

Выпустить листовку в защиту растений. Донести её смысл до одноклассников и жителей поселения. Как это сделать наиболее эффективно?

3 группа.

Выпустить листовку о недопустимости загрязнения воздуха. Донести её смысл до одноклассников и жителей поселения. Как это сделать наиболее эффективно?

4 группа.

Выпустить листовку о недопустимости загрязнения воды. Донести её смысл до одноклассников и жителей поселения. Как это сделать наиболее эффективно?

( Выполняются работы разных формах: письмо, схема, стихотворение, плакат.)

Итак, давайте продолжим фразу: «Экологическая азбука – это…..»


( Дети вспоминают ключевые понятия занятия, выделяют основную цель экологического воспитания младшего школьника)


Задание по обсуждаемой теме

В русской азбуке буква имела свое толкование: а – аз (я), б – буки (буквы), в – веди (знать, ведать)


- А как вы бы растолковали буквы основного понятия нашего занятия – «экология»

(Это Когда Отчизну Любимую Охраняют Государство И Я)

Учитель: Подводя итог сегодняшнего классного часа хочется сказать, что многое в этом мире зависит от нас самих. Любить, творить, приносить радость людям, жить с открытой душою, наполненной светом и теплом и в согласии с собственным сердцем и совестью – это и есть «Экологическая азбука», ни с чем несравнимое счастье бытия.